Адреса автосервисов
Москва
Ваш город Москва?
Да
Изменить
с 09:00 до 21:00
DDCAR Химки
DDCAR Царицыно
DDCAR Нагатинская
DDCAR Внуково
DDCAR Братеево
с 11:00 до 20:00
DDCAR Алтуфьево
DDCAR Озерная
DDCAR Сокольники
Датчик уровня топлива (ДУТ) измеряет объем содержимого в бензобаке, передает сведения на индикатор панели приборов. В результате срабатывает стрелка на указателе или включается электронный «счетчик». Основная цель датчика — предоставить водителю актуальную информацию о количестве горючего. Сведения дают возможность планировать заправку, предотвращают риск внезапной выработки солярки или бензина.
Принцип работы большинства ДУТ простой. Пластмассовый поплавок расположен в поплавковой камере. Он может свободно перемещаться в вертикальном направлении, следуя за уровнем топлива в баке. По мере расхода горючего поплавок опускается вниз.
Перемещение преобразуется с помощью потенциометра в изменение электрического сопротивления. Так возникает аналоговый электрический сигнал, пропорциональный текущему объему горючего. «Импульс» по проводу поступает к указателю уровня топлива (УУТ) на панели приборов машины.
Основные компоненты классического датчика — поплавковый механизм, потенциометр, индикатор уровня топлива со стрелкой. Их согласованное взаимодействие позволяет точно определять объем топлива в баке, демонстрировать эту информацию водителю.
Есть три вида ДУТ:
Рассмотрим подробнее особенности, принцип работы каждого из них.
Рычажные датчики — самые простые, распространенные модели. В их основе лежит рычажный механизм с поплавком, соединенный со стрелкой указателя уровня топлива. По мере изменения объема горючего в баке, поплавок перемещается в вертикальном направлении, воздействуя на рычаг. Это движение через сигнальный провод передается на стрелку, которая показывает водителю актуальный уровень.
Виды ДУТ
Достоинства таких датчиков — простота конструкции, надежность, невысокая стоимость. К недостаткам можно отнести ограниченную точность измерений, зависимость показаний от наклона автомобиля. Благодаря ремонтопригодности, рычажные ДУТ по‐прежнему устанавливают на бюджетных автомобилях.
В трубчатых датчиках для определения уровня топлива используют поплавок внутри трубки. При изменении положения поплавка меняется сопротивление, что фиксирует потенциометр. Этот сигнал по проводам поступает на указатель уровня топлива.
Преимущества трубчатых сенсоров — более высокая точность, независимость от наклона автомобиля. Правда они более сложны в производстве, ремонте. Трубчатые ДУТ используют на машинах среднего класса.
Электронные датчики — бесконтактные устройства. Они определяют уровень горючего с помощью встроенного микропроцессора. ДУТ точные и надежные, так как в них нет подвижных частей. Электронные датчики применяют на дорогих автомобилях премиум‐класса. Их минус — высокая стоимость.
Водителю не приходится выбирать датчик. При покупке машины он уже установлен в бензобаке. Рычажные и трубчатые механизмы хороши своей ремонтопригодностью, а «электроника» отличается надежностью при нормальных условиях эксплуатации.
Датчик уровня топлива находится в топливном баке автомобиля. Это металлическая емкость под задней частью машины или под задними сиденьями. ДУТ установлен внутри бака, подключен к указателю уровня топлива на приборной панели.
Расположение ДУТ
Чтобы добраться до датчика, порой приходится опустошить бензобак и снять его. Затем надо вытащить «измеритель» из посадочного места. Обычно ДУТ — длинная трубка, которая опускается внутрь бака, чтобы измерить уровень горючего. В большинстве машин доступ к датчику и бензонасосу можно получить через лючок под задним сиденьем. Прежде чем вынимать датчик, советуем освободить бак от топлива и убедиться, что в помещении нет открытого огня или источников искры. Пары бензина легко загораются.
Если не работает датчик уровня топлива, то и указатель дает неверные показания. Среди типичных неисправностей можно выделить:
Вот почему прибор не показывает уровень топлива. Типичными симптомами неисправности можно назвать некорректные показания на указателе — резкие скачки стрелки, застревание на одном уровне, запаздывание показаний, полный ноль реакции на изменение уровня топлива. Некорректная работа датчика чревата риском внезапной полной выработки топлива и остановки на дороге. Поэтому периодическая диагностика датчика нужна для безопасности.
Чтобы выявить, устранить неисправность датчика уровня топлива, необходимо выполнить ряд диагностических процедур:
Для более точной диагностики используют дополнительные инструменты — осциллограф, сканеры OBD-II, логгеры данных. Они позволяют сравнить выходные параметры датчика с паспортными значениями. Если самостоятельно решить проблему не удается, можно съездить в автосервис. Правильная диагностика критична для стабильной работы двигателя. Электронные ДУТ нельзя проверить «ручными» способами. Нужна компьютерная диагностика.
Когда стрелка замирает на одном месте или дергается, первым делом советуем проверить состояние предохранителя. «Пробка» защищает электрическую цепь, по которой идет сигнал от ДУТ к указателю на приборной панели машины. Если предохранитель перегорел, это может стать причиной отключения питания. Для проверки надо:
После замены предохранителя советуем проверить работу указателя уровня топлива. Если стрелка не двигается, надо продолжать диагностику.
Надо убедиться в том, что питание вообще поступает к датчику. Чтобы измерить питание ДУТ с помощью мультиметра, нужно выполнить несколько простых действий. Для начала стоит найти разъем, расположенный обычно на самом датчике или рядом с ним. Этот разъем имеет контактную площадку с тремя или более выводами.
Проверка питания ДУТ
Водитель берет мультиметр, устанавливает его в режим измерения постоянного напряжения, подключает щупы прибора к контактам разъема датчика. Полярность подключения значения не имеет. Главное — соединиться с проводами питания, а сигнальный не трогать.
После достижения «коннекта» нужно включить зажигание, но не запускать мотор. Мультиметр покажет наличие и значение напряжения питания на входе датчика уровня топлива. В нормальном состоянии оно должно быть в районе 12 В, что соответствует напряжению бортовой сети автомобиля. Отклонения от этой величины указывают на неисправность.
Если при включенном зажигании мультиметр показывает нулевое напряжение на входе датчика, это говорит о нарушении в цепи его питания — обрыве проводки или неисправности самого ДУТ. С помощью универсального мультиметра можно довольно просто проверить наличие и величину напряжения питания на входных контактах. Это поможет оперативно диагностировать неполадки.
Если питание в порядке, дело может быть в нарушении целостности сигнального провода. Для его проверки можно воспользоваться обычным мультиметром или специальным тестером. Сначала нужно найти сам сигнальный провод, отходящий от датчика уровня топлива в бензобаке. Обычно у него цветная изоляция и маркировка.
Прозвонка сигнального провода
Затем берут мультиметр, переводят его в режим прозвонки цепи. В этом режиме прибор подает небольшой тестовый сигнал, проверяет наличие электрической связи в цепи. Один щуп мультиметра соединяют с концом сигнального провода у ДУТ. Второй щуп подключают к контакту этого же провода на приборной панели, где расположен указатель уровня топлива.
При исправном состоянии проводки на дисплее мультиметра высветится значение 0, что говорит о наличии непрерывной электрической цепи. Если прибор покажет значение 1 или разомкнутую цепь, это будет однозначным признаком обрыва сигнального провода датчика уровня топлива.
На этом этапе сам ДУТ и сигнальный провод в порядке, обрывов нет. Причина может быть в том, что не работает сама стрелка уровня топлива. Проверим, подходит ли к ней питание. Для этого снимем панель в сборе или только указатель, если позволяет конструкция. Для проверки понадобится мультиметр или контрольная лампочка. Водитель включает зажигание, присоединяет щупы мультиметра к плюсовому и минусовому контакту УУТ. Остается переключить тестер в режим измерения постоянного тока.
Опорное напряжение для указателя составляет 5 или 12 В. Точные цифры можно узнать в руководстве по эксплуатации машины. Если на экране появляется одна из нормативных цифр, но стрелка не двигается, значит УУТ вышел из строя, его надо заменить. Когда мультиметр показывает, что напряжения нет или оно слишком низкое, нужно проверять и восстанавливать целостность проводки подачи опорного напряжения.
Нужен беспроводной сканер OBD–II. Приборы бывают проводные и беспроводные. Вторые лучше, потому что их легко подключить к смартфону или ноутбуку. Типичный пример оборудования — ELM 327. Для подключения сканера надо найти разъем OBD–II. Он расположен в салоне автомобиля под рулем или под панелью приборов. Точная локация указана в руководстве по эксплуатации. Нужно вставить штекер сканера в разъем OBD–II. Затем включаем зажигание автомобиля, ждем, когда ELM–327 подключится к смартфону по каналу Bluetooth или Wi‐Fi. Останется провести диагностику. Типовые ошибки:
Код
Расшифровка
P0464
Плохой контакт в цепи
P0463
Превышение уровня сигнала
P0462
Сигнал ниже нормальных значений
P0461
Уровень сигнала вышел за доступные рамки
P0460
Неисправность, повреждение электрической цепи
По результатам сканирования можно оценить состояние ДУТ. Если сканер показывает ошибку, нужно проверять подачу питания, целостность сигнального провода.
Если датчик уровня не показывает объем топлива, надо его менять. Первым делом советуем слить остатки горючего из бака или откачать их насосом, если предстоит полное снятие бензобака. Затем стоит отсоединить разъем датчика от жгута проводов. Останется отвернуть крепежные болты хомутов ДУТ, аккуратно извлечь его из топливного бака.
Устанавливать новый датчик нужно в обратном порядке, следя за герметичностью соединений. После замены надо проверить работоспособность ДУТ, откалибровать, если это возможно. Не советуем покупать дешевые аналоги, лучше ставить оригинальные детали. Хотя бы раз в год нужно проверять состояние датчика. Дорожки на потенциометре быстро истираются, особенно при попадании абразивных частиц.
Индикатор на приборной панели автомобиля предназначен для «графического» отображения информации о количестве топлива в баке, полученной от датчика. ДУТ при работе потенциометра отправляет аналоговые импульсы по сигнальному проводу. В классических автомобилях используют аналоговые указатели уровня топлива со стрелкой. Современные модели оснащают цифровыми дисплеями или комбинированными приборами (стрелка плюс экран).
Принцип работы ДУТ
На некоторых моделях авто действует резервная система контроля остатка горючего по расходу для дополнительной проверки показаний датчика. Показания прибора зависят от исправности датчика в топливном баке. Любые неполадки ДУТ приведут к искажению информации на панели машины. Судя по нашему опыту, в 80 % случаев неисправности оказывается виноват сам датчик, а не указатель.
Кажется, что указатель уровня топлива выполняет чисто информационную функцию — показывает водителю оставшийся запас хода. Но точность и достоверность этих показаний важны для безопасности, экономичности эксплуатации автомобиля. Они:
Даже небольшие погрешности измерений накапливаются, ведут к перерасходу солярки или бензина. Исправность датчиков влияет на экономичность эксплуатации машины.
Для безотказной долговременной работы датчика советуем регулярно проводить профилактические работы в рамках техобслуживания автомобиля. Рекомендуем периодически, но не реже одного раза в год, проверять целостность корпуса ДУТ, надежность электрических контактов, легкость хода и чистоту поплавка.
При появлении первых признаков некорректной работы датчика, таких как неравномерность или запаздывание показаний, нужно сразу провести диагностику. Полезно очищать датчик промывочными жидкостями от загрязнений, отложений. Шлам накапливается внутри за годы эксплуатации. Особенно если водитель редко меняет топливный фильтр. Своевременное техобслуживание поможет максимально продлить срок службы ДУТ, обеспечить стабильную, безопасную работу автомобиля.
Проверить ДУТ рычажного и трубчатого типа можно самостоятельно. Диагностика аналогового указателя тоже возможна. Но если в автомобиле установлены электронные модули, то найти неисправности поможет лишь компьютерная диагностика. Для ее проведения можно приехать в автосервис. Опытные электрики проверят работоспособность датчика и указателя, заменят их на новые в случае неисправности.