Адреса автосервисов
Москва
Ваш город Москва?
Да
Изменить
с 09:00 до 21:00
DDCAR Химки
DDCAR Царицыно
DDCAR Нагатинская
DDCAR Внуково
DDCAR Братеево
с 11:00 до 20:00
DDCAR Алтуфьево
DDCAR Озерная
DDCAR Сокольники
Представьте ситуацию: поворачиваете ключ в замке, а вместо бодрой реакции мотора слышны только вялые звуки, как будто заело пластинку. Хорошо, если дело происходит в гараже или на парковке. Но порой это случается при остановке на светофоре. Загорается зеленый сигнал, сзади раздаются гневные комментарии участников движения, машина не может тронуться с места. Если плохо крутит стартер, на то может быть, как минимум, 6 причин. Расскажем, как диагностировать неисправность и что делать дальше.
Из чего состоит стартер
Типичный стартер состоит из электрического двигателя и магнита. Принцип работы прост. Когда мы включаем зажигание и переводим ключ в положение «Start», напряжение от АКБ — аккумуляторной батареи поступает на втягивающее реле — соленоид. В результате сердечник замыкает контакт, который направляет ток на электродвигатель. Приводной рычаг выдвигает бендикс. Он образует сцепку с маховиком коленчатого вала. Начинается вращение.
Если все в порядке, мотор заводится. Водитель поворачивает ключ, втягивающее направляет шестерню бендикса назад, ротор электродвигателя перестает вращаться. А если не выключить стартер после запуска силового агрегата? Обгонная муфта сама справится с этой задачей. Это предохранительный механизм, который не дает маховику слишком сильно раскрутить ротор и повредить его.
Стартер может плохо крутить из‐за внешних факторов, связанных с АКБ или некорректной работы проводки. Но чаще причиной служат внутренние поломки. Устройство состоит из более 20 деталей. Выйти из строя способна каждая из них. Обычно в процессе эксплуатации страдают подвижные части ротора и контактной группы.
Проверка заряда аккумулятора
Симптомы проявляются по утрам или после длительного простоя автомобиля. Батарее не хватает сил, чтобы хорошенько раскрутить стартер. Виной тому низкий заряд аккумулятора. Такое случается, когда АКБ теряет емкость из‐за сульфатации, долгого срока эксплуатации. Проблема усугубляется зимой — в период, когда стоят сильные морозы. Диагностировать неисправность легко. Достаточно подключить к клеммам бытовой мультиметр и перевести в положение измерения постоянного тока. Вот как можно интерпретировать полученные значения:
Напряжение, В
Степень заряда, %
Время зарядки, ч
12,73
100
‐
12,62
90
2
12,50
80
4
12,37
70
6
12,24
60
8
12,10
50
10
11,96
40
13
11,81
30
16
11,66
20
11,51
24
11,4
0
Сульфатация
Если тестер показывает на табло 11,96 В, значит примерный уровень заряда составляет 40 %. Аккумулятор нужно подключить к зарядному устройству и оставить на 13 часов. Батарея показывает не более 11,4 В и ничего не меняется? Процесс сульфатации покрыл электроды диэлектрическим налетом. Поможет только замена АКБ.
Если генератор вышел из строя, он не может нормально заряжать аккумулятор. Типичные симптомы распознать легко. Стартер плохо крутит не только после простоя, с утра, но и после запуска двигателя. Стоит остановиться на парковке, выключить зажигание, а завести машину повторно проблематично. Есть косвенные признаки:
Приведем пример для первого случая. Включаем дальний свет фар, кондиционер, магнитолу — перестает работать видеорегистратор или внешний навигатор. Не хватает напряжения для питания всех приборов.
Измерение тока зарядки на клеммах
Диагностику советуем проводить с помощью мультиметра. Запускаем силовой агрегат, отключаем фары, дворники, аудиосистему. То есть, по максимуму снижаем нагрузку на генератор. Потом прикладываем щупы тестера к клеммам АКБ.
Прибор должен показывать напряжение от 13,8 В до 14,2 В на холостом ходу при отключенных потребителях энергии.
В некоторых марках и моделях автомобилей значения могут быть другими. Их производитель указывает в технической документации. Но если есть падение нормативного напряжения даже на 0,2 В, нужно провести тщательную диагностику генератора.
Якорь — основная часть генераторного ротора. Мало того, что он постоянно вращается в момент пуска силового агрегата, так еще и состоит из большого количества тонких наборных пластин. А между пластинами расположены обмотки, соединенные с контактами на коллекторе. При подаче напряжения ротор начинает вращаться. Если электрический ток перестает течь по цепи, движение замедляется.
Диагностика обрыва проводов обмотки
Провода обмотки тонкие. Во время скачка напряжения они могут перегореть. Возможно и механическое повреждение. В результате мощность существенно падает. При прокрутке ротор «затормаживается» в месте обрыва, плохо крутит стартер. Мотор не заводится.
Выявить неисправность поможет тестер. Принцип прозвона показан на картинке. Нужно переключить мультиметр в режим проверки сопротивления, затем поочередно приложить щупы к соседним контактам коллектора. На исправных ламелях значения будут одинаковыми, в районе 0,4 Ом. Там, где обрыв, тестер покажет большие цифры, примерно 2,4 и больше.
Если нет навыков намотки электродвигателя, то неисправный якорь лучше заменить на новый.
Наборные пластины, из которых сформирован якорь, со временем начинают вращаться во время запуска мотора. При этом металл нарушает целостность изоляции проводов обмотки. В результате происходит короткое замыкание. Симптом нельзя увидеть. Его можно выявить только с помощью мультиметра.
Проверка на короткое замыкание
Чтобы выполнить диагностику, нужно выбрать на цифровом тестере режим прозвонки. Его значок указан на рисунке. Один щуп следует зафиксировать на корпусе, а вторым поочередно прикасаться к ламелям коллектора. Если проблем нет, на экране будет цифра 1. Это значит, что цепь разомкнута. На неисправных контурах мультиметр выдаст значение, близкое к 0. Например, 0,003.
Якорь лучше поменять на заведомо исправный. Отремонтировать его практически невозможно.
Якорь стартера держится в корпусе на втулках. Вместо них производители порой используют подшипники. В процессе эксплуатации диаметр втулок увеличивается, появляются дефекты. В результате ротор смещается относительно горизонтальной оси. При этом можно услышать биение. Это якорь цепляется за внутреннюю поверхность статора.
Якорь и втулки
Теоретически, втулки можно заменить. Но тут есть подводный камень. Вал якоря тоже вырабатывается при вращении. Поэтому даже после установки новых втулок может остаться люфт. В таких случаях приобретают втулки с меньшим диаметром, а потом обращаются к токарю, чтобы он с помощью развертки расширил внутреннюю поверхность втулки под диаметр вала.
Статор — неподвижная часть электромотора. У него тоже есть обмотка. Если она неисправна, стартер еле крутит при запуске двигателя. Две частые проблемы — пробой на корпус и обрыв. Чтобы выявить неисправность, советуем воспользоваться тестером. Подойдет цифровой или аналоговый прибор. Выставляем переключатель в режим измерения сопротивления. Затем один щуп прижимаем к корпусу, а второй прикладываем к выводам обмоток.
Измерение сопротивления обмоток
Значение на дисплее не должно превышать 10 кОм. Там, где сопротивление стремится к бесконечности, нарушена целостность проводов. Поможет только полная замена статора.
Между щеткодержателями и корпусом есть диэлектрическая прокладка. Со временем она изнашивается, образуются микротрещины. Через них проходит искра, возникает короткое замыкание. В результате стартер работает с перебоями, ротор вращается с минимальной скоростью. Неисправность можно диагностировать на глаз. Обычно дефекты прокладки хорошо заметны. Но порой с задачей способен справиться только мультиметр. Его следует переключить в режим прозвонки. Один щуп на щеткодержатель, а второй — на корпус.
Проверка щеточного узла на пробой
Цифра 1 говорит о том, что все в порядке. Но если значение меняется на 0,002 или 0,001, то где‐то есть пробой. Щеточный узел нельзя разобрать. Поэтому нужно заменить его целиком.
Пусковое устройство не сможет нормально вращать маховик, если шестерни бендикса стали «лысыми». В этом случае стартер плохо крутит. Выявить проблему поможет визуальный осмотр. Сточенные зубья видны сразу. Обычно сталь деградирует на всей поверхности в местах зацепа. Но при усталости металла могут образоваться сколы и обломы. Вот как выглядит новый и неисправный бендикс:
Бендикс с выработанными зубьями и новый
Зачастую перестает работать и обгонная муфта. Шестерня должна крутится только в одну сторону. Если бендикс проворачивается по часовой стрелке и против, его нужно заменить.
Если у вас плохо крутит стартер, есть как минимум 6 причин. Некоторые проявляются с утра, остальные можно наблюдать в течение всего дня. Порой это связано с банальной невнимательностью. Например, зимой вы оставили в двигателе летнее масло с высоким уровнем вязкости. В результате смазка замерзает, коленчатый вал невозможно провернуть. Повторим все варианты с привязкой ко времени эксплуатации:
№
Причина
На холодную
На горячую
1
Разряд аккумулятора
+
Неисправность генератора
3
Поломки якоря
Пробой статора
5
Щеточный узел
Износ бендикса
Если есть неполадки со стартером, лучше обратиться в автосервис. Квалифицированные мастера проведут точную диагностику, заменят неисправные детали. Можно справиться своими силами. Но возникает риск заглохнуть на светофоре в случае неудачного ремонта.