Адреса автосервисов
Москва
Ваш город Москва?
Да
Изменить
с 09:00 до 21:00
DDCAR Химки
DDCAR Царицыно
DDCAR Нагатинская
DDCAR Внуково
DDCAR Братеево
с 11:00 до 20:00
DDCAR Алтуфьево
DDCAR Озерная
DDCAR Сокольники
Порой поломки сложно пропустить мимо ушей. Если стреляет в глушитель при сбросе газа или его наборе, значит появилась проблема, которую надо решать. Подобный симптом периодически появляется на инжекторных и карбюраторных автомобилях. Не застрахованы от громких звуков владельцы дизельных машин. Основные причины кроются в системе зажигания. Возможно, дело в газораспределительном механизме (ГРМ), или подача топлива идет с перебоями. Расскажем о причинах возникновения «выстрелов» и дадим рекомендации по исправлению ситуации.
В норме топливовоздушная смесь (ТВС) полностью сгорает в цилиндре. Но при нарушении синхронизации бензин вылетает в трубу, а там воспламеняется. Детонация вызывает неприятные резкие звуки. Если появились хлопки в глушитель при сбросе газа, значит есть проблемы с регулировкой карбюратора, газораспределительным механизмом (ГРМ) или зажиганием. Для инжекторных машин характерен отказ датчиков. Сенсоры перестают «следить» за составом смеси, она становится богатой.
Устройство выхлопной системы
«Стрельбу» можно заметить при работе двигателя на холостых оборотах, во время прибавки газа и его «скидывании». Хлопки негативно отражаются на состоянии автомобиля. Из трубы вылетают клубы дыма, холостые обороты «плавают», а силовой агрегат теряет мощность. Поговорим о причинах.
Топливная смесь состоит из двух компонентов: воздуха и горючего. В начале впускной системы стоит сетчатый фильтр, который забивается при длительной эксплуатации. В результате воздуха становится мало, а бензина (или солярки) наоборот, много. Возникают хлопки при сбросе газа. Потому что горючее проникает в систему выпуска и там детонирует.
Идеальное соотношение воздуха к топливу составляет 14,7:1. Если пропорция 21:1, то смесь уже не воспламеняется.
Чтобы избавиться от причины, нужно проверить топливный фильтр и заменить его на новый. Советуем начать с изучения технической документации для автомобиля. В регламенте прохождения технического осмотра (ТО) указана периодичность, с которой надо менять расходники. Если машина куплена с рук, то лучше сразу заняться установкой новых фильтров. Неизвестно, как долго бывший владелец авто не занимался обслуживанием.
Механизм возникновения хлопков в выхлопной трубе при нарушенной регулировке карбюратора аналогичен тем, что характерны для других причин. В камере сгорания появляется слишком много топлива, которое на такте выпуска вылетает в глушитель и там воспламеняется. Ситуацию можно исправить с помощью настройки «карба».
Если симптомы выстрелов появились внезапно, дело может быть в неисправности поплавка. Он потерял герметичность, игольчатый клапан не перекрывает поток топлива. В результате начинается «перелив». Пробитые поплавки надо заменить и отрегулировать уровень горючего в поплавковой камере. Это делают с помощью подгибания переднего язычка, который расположен рядом с осью:
Устройство карбюраторных поплавков
Косвенный признак проблем с топливовоздушной смесью — залитые свечи зажигания. Если на нижней части керамического изолятора и резьбе заметны влажные пятна, значит пришло время заняться регулировкой. В противном случае хлопки в автомобильный глушитель при нажатии на газ не исчезнут. В стандартном двухкамерном карбюраторе 5 винтов для настройки:
Регулировочные винты карбюратора
Настройку выполняют на прогретом двигателе. Сначала закручивают винт количества ТВС до тех пор, пока мотор на холостых оборотах не начнет работать с перебоями. Затем отпускают регулятор. Остановиться нужно, когда силовой агрегат будет функционировать ровно, без провалов. На втором этапе аналогичные манипуляции надо провести с винтом регулировки качества. Закручиваем, потом отпускаем до нормализации работы двигателя. Если ничего не помогло, то в первую очередь советуем проверить и прочистить жиклеры карбюратора.
При позднем зажигании могут происходить хлопки в автомобильный глушитель, разъясним причины этого неприятного явления. Искра появляется в тот момент, когда впускной клапан уже полностью открылся. В результате смесь сгорает лишь частично, остальное попадает в систему выхлопа.
Углы опережения зажигания
Раннее зажигание тоже не сулит ничего хорошего. «Стрельба» появится в районе воздушного фильтра. Порой причиной детонации может стать плохая искра. В норме ее напряжение составляет 1–1,5 тыс. вольт, а при неисправности показатель падает почти в два раза. Вот почему это происходит:
Советуем правильно выставить зажигание и разобраться с побочными неисправностями. Тогда хлопки прекратятся раз и навсегда.
Чтобы компенсировать расширение металлических деталей силового агрегата при нагреве, инженеры‐конструкторы оставляют между ними тепловой зазор. Один из них есть между кулачком распределительного вала и толкателем клапана. Когда тарелка открыта, в камеру сгорания попадает больше топлива, чем нужно. Остатки догорают в системе выпуска отработанных газов. Поэтому появляются хлопки в автомобильный глушитель при нажатии на газ.
Тепловой зазор
Судя по нашему опыту, нарушение теплового зазора сопровождается возникновением монотонных звуков при работе мотора. Это стучат клапана. Советуем заняться регулировкой. Манипуляции надо проводить «на холодную». Зазор выставляют с помощью набора щупов с определенной толщиной. Первым делом откручивают контргайку, а потом регулировочным болтом приводят зазоры в норму.
ГРМ регулирует подачу топлива и вывод газов наружу. При его сбое нарушается синхронизация, появляются хлопки в глушитель, а причина проста — выпускной клапан открывается еще до полного сгорания ТВС. Бензин или солярка залетает в систему выпуска и там детонирует. Вот основные виды неполадок:
Если «стрельба» слышна «на горячую», то дело в механизме газораспределения. На холодном моторе вы вряд ли что‐то услышите. Чтобы устранить проблему, надо провести диагностику ГРМ. Начать советуем с замены ремня, а потом стоит осмотреть зубчатый шкив. На финальном этапе лучше оценить состояние клапанов. Если на них есть нагар, лучше заменить на новые.
Причины, названные выше, больше характерны для карбюраторных автомобилей. У инжекторных машин тоже порой появляются «выстрелы». Но механизм их возникновения другой. Работу мотора регулирует электронный блок управления (ЭБУ). Он снимает показания с многочисленных датчиков и «настраивает» состав ТВС динамическим методом, который зависит от скоростного режима. Вот какие сенсоры мы советуем проверять в первую очередь, если появились хлопки в глушитель при сбросе газа на инжекторе:
Вручную проверить все датчики вряд ли получится. Приведем в пример типичные неисправности датчика коленвала. Проще сделать компьютерную диагностику с помощью сканера, подключенного к шине OBD–2. В качестве прибора можно использовать мобильный модуль ELM–327. Он соединяется со смартфоном по Bluetooth или Wi‐Fi и показывает на экране коды выявленных ошибок.
Владельцам машин с газобаллонным (ГБО) оборудованием на борту тоже приходится сталкиваться с хлопками в системе выпуска отработанных газов. Самые уязвимые — инжекторные машины с газовыми установками третьего поколения. Местом локализации «выстрелов» может стать глушитель или впускной коллектор. Основные причины таковы:
Перебои с поступлением голубого топлива наблюдаются из-за «кривой» настройки газового редуктора. Иногда причиной неисправности выступает засорившийся воздушный фильтр. На инжекторах триггером для хлопков служит неисправный датчик массового расхода воздуха. Блок управления получает искаженные данные. Поэтому состав топливной смеси становится далеким от идеала. Советуем провести диагностику ГБО, отрегулировать редуктор и проверить работоспособность датчиков на инжекторных авто.
Если при нажатии на педаль газа периодически слышны «выстрелы» со стороны выхлопной системы, значит есть неисправности. Вот их список:
№
Причины
1
Нарушение герметичности системы отвода газов
2
Нарушен зазор на контактах контактной системы зажигания
3
Прогорели выпускные клапаны
4
Неисправен датчик детонации на инжекторе
5
Текут топливные форсунки
6
Не работает воздушная заслонка
7
Неисправен экономайзер
8
Перепутаны высоковольтные провода
9
Топливо низкого качества
Прострелы порой появляются во всех режимах работы силового агрегата, будь то нажатие на педаль газа, сброс или перегазовка. Придется проверить много гипотез, прежде чем истинная причина выплывет наружу.
Прострелы в глушителе появляются из-за неисправностей карбюратора и ГРМ, неправильной установки угла опережения зажигания. Нужно тщательно провести диагностику этих систем и заменить детали на новые. В инжекторных машинах «выстрелы» появляются, когда из строя выходят датчики. Выявить причину поможет компьютерная диагностика. Если у водителя нет навыков ремонта, лучше обратиться в автосервис. Опытные мастера проведут осмотр, выявят причину и устранят ее. Вам не придется тратить массу времени.