Адреса автосервисов
Москва
Ваш город Москва?
Да
Изменить
с 09:00 до 21:00
DDCAR Химки
DDCAR Царицыно
DDCAR Нагатинская
DDCAR Внуково
DDCAR Братеево
с 11:00 до 20:00
DDCAR Алтуфьево
DDCAR Озерная
DDCAR Сокольники
Эластичный привод механизма газораспределения двигателя имеет короткий ресурс. Это расходник, который желательно вовремя менять. На практике самый лучший образец ходит не больше 50-100 тыс. километров пробега транспортного средства. После этого признаки неисправности ремня ГРМ уже не скрыть. 80% шаркающих и циклических звуков клапанов, случающихся в это время — указывают на необходимость замены детали вместе с натяжным устройством (роликами, а нередко помпой и шкивами).
Рассмотрим подробнее признаки износа, чтобы водителям стало проще определять срок замены. Это особенно актуально для владельцев машин, которые якобы в целях экономии затягивают процесс. Конечно, делать так не стоит, так как обрыв этого элемента на многих двигателях приводит к встрече клапанов с поршнями и полным разрушением силового агрегата. Основные симптомы неисправности ремня ГРМ приведены ниже.
Изношенный ремень не получится нормально затянуть, поэтому он всегда будет слабый. А это отрицательно повлияет на работу системы зажигания — горючая смесь воспламеняется не в свое время (раньше или позже нормы). Это приводит к проблемному запуску двигателя. Хотя он заводится, но с рывками, вибрациями, тиканьями и шорканьями клапанов. Одним словом, работает неуверенно, что не только вызывает дискомфорт, но и грозит более серьезными проблемами.
Порой мотор начинает плохо заводиться после замены гибкого привода. Данная проблема встречается на автомоделях разного типа, независимо от конструкции силовой установки.
Одна из возможных причин — сбитые фазы газораспределения. Вероятно, работа проводилась кустарно или спустя рукава, что привело к таким последствиям. Другой возможный вариант куда хуже — повредился сам движок (механизм клапанов или что-то другое).
Обычно сильный дым из глушителя указывает на оплавление/разрушение катализатора. Однако такое может происходить еще из‐за неполного сгорания горючей смеси, что прямо связано с механизмом клапанов двигателя, и ремнем — соответственно. Тут однозначно следует поменять его, тем более, если подошло время износа. Если проблем в других системах нет, то после этого нормальный выхлоп восстановится.
Сильный дым из выхлопной трубы
При повышенном износе резиновый материал трескается и разлохмачивается. Из‐за этого механизм клапанов начинает тикать, щелкать, издавать неприятные звуки под кожухом. Частота шума зависит от количества оборотов силовой установки.
Однако подозрительный шум не всегда связан с этим. Нередко это вызывается поломкой помпы, натяжного ролика, подшипника.
В любом случае затягивать с ремонтом не стоит, так как любое промедление лишь усугубляет неисправность, увеличивая фронт работ. Да и зачем доводить до крайности, если можно просто скинуть крышку, заменить эластичный привод.
Еще один характерный признак неисправности грм, когда в районе привода заметно скопление жидкости. Она протекает из‐под сальника коленвала двигателя, шкива помпы или любого другого негерметичного соединения механизма клапанов. Резиновая деталь из‐за этого засаливается, начинает перескакивать на шкивах.
Ремонт проводится с полной разборкой устройства газораспределения, заменой привода и сопутствующими работами по устранению течи.
Визуальный осмотр — первое, что обязан сделать владелец, если имеется свободный доступ к механизму клапанов двигателя. Например, открыто устроена система автомобиля Опель Кадет и других аналогичных моделей. Однако не на всех движках ремень ГРМ легко обнаружить. Часто его прячут под защитным кожухом передней плиты силовой установки. Чтобы провести осмотр, приходится частично разбирать конструкцию.
На немецком автомобиле БМВ надо опускать двигатель, иначе доступа к газораспределительному механизму просто не получить. Проделав такую операцию, нет смысла оставлять старую запчасть. Целесообразнее заменить ее, даже при условии, что в целом состояние удовлетворительное.
Пример определения изношенности ремня ГРМ
Поэтому владельцам этих машин надо регулярно следить за техническим регламентом, в свое время посещать автосервисы для диагностики.
Отрицательно сказывается на ремне ГРМ повреждение сопутствующих узлов автомобиля. В машине, как в любой технической системе, все взаимосвязано. Из‐за нестабильной работы привод теряет часть своих зубьев, приходя в негодность раньше положенного регламентом срока. Ниже рассмотрим, какие факторы приводят к этому.
Если он отсутствует, то привод будет подвергаться наружному механическому воздействию и большим нагрузкам. Кожух призван обеспечивать защиту ремня ГРМ. В большинстве случаев его делают пластиковым. Из-за того что материал этот хрупкий, постепенно он ломается или трескается (часто происходит при неграмотной разборке/сборке механизма клапанов).
Трещина в месте крепления кожуха
Производитель не зря предусмотрел защиту. Она предохраняет весь узел от попадания дорожной пыли, мусора и любых других внешних агрессивных факторов. В противном случае грязь сильно сократит ресурс ремня ГРМ, постепенно разрушит не только резину, но и металлические части шестерней.
Что такое сползание? Это когда ремень сползает на натяжной ролик, залазит так сказать на его бурты. По этой причине он теряет свою прочность, обрывается раньше срока, разлохмачиваясь и уменьшаясь в размерах на 50% и более.
Сползать привод клапанов двигателя может на распредвальных звездочках, шкиве коленвала, помпы и на других элементах устройства. Из‐за этого края резины истираются о твердый металл, что становится причиной раннего выхода из строя.
Сползание ремня ГРМ к двигателю вызывает его повышенный износ с краю
Водяной насос напрямую связан с газораспределением. Как раз часто из‐за помпы ремень ГРМ начинает вращаться неправильно и обрывается. Например, такое случается в следующих случаях:
Помпа
А вообще, существуют основные неисправности ГРМ, которые значительно сокращают ресурс изделия. О них речь пойдет ниже.
Рассмотрим подробнее, что же вызывает износ детали. На некоторых автомобилях он ходит долго, на других — не вытягивает и 20–30 тысяч километров пробега транспортного средства.
Как известно, ремень вращается на дополнительных ненагруженных шкивах, которые обязаны работать без подклинивания. За это отвечают подшипники, встроенные в них. Но и как любая деталь, они со сроком просто рассыпаются. Поэтому при плановом техническом осмотре ролики важно проверять, а при необходимости и заменять. Иначе, если этого не делать, они начнут заклинивать, плохо перемещаться по рабочей поверхности, уменьшать срок службы резинового материала.
Проблема с ними часто возникает у автомобилистов, сильно экономящих на запчастях. Они устанавливают некачественные компоненты (китайский ширпотреб) или просто брак. Сначала элементы работают нормально, без шума и подклинивания клапанов, но из-за несимметричной рабочей стороны горе-ролика, напоминающей овал, ремень испытывает сильную нагрузку. Несложно догадаться, к чему это приводит — эластичный привод «пляшет», криво ходит.
Из этого следует вывод — проверять новые расходники тщательным образом!
На состояние роликов также влияет наличие защитного кожуха. При его отсутствии металл начинает соприкасаться с внешней средой, тем самым — вырабатываться раньше срока.
Одной из маленьких, но важнейших составляющих, влияющих на износ привода — является шайба ролика. Проверить ее удастся только после полного откручивания натяжителя. Шайба находится как раз под ним. Кольцо имеет определенную толщину, изменение этой величины приводит к неправильной посадке ролика. В таких условиях изделие начнет проскальзывать на бурты и быстро обрываться.
Посетил автосервис, посоветованный друзьями. Находится поблизости — живу в Новосибирске. Надо было заменить ремень ГРМ только, но работники отказались давать гарантию в этом случае. «Ролики тоже должны обязательно заменяться» — сказали мне в СТО. Пришлось согласиться, тем более, все сделали по скидке. Славик, Опель Кадет
По запотеванию в области шкива коленвала автомеханики нередко диагностируют износ гибкого привода ГРМ. Как это связано между собой? Масло обязательно попадает на резину, так как в процессе езды под давлением раскидывается по всему механизму клапанов. Это можно легко проверить, сняв наружный кожух. Внутри смазки будет еще больше. Из‐за этого сцепные качества привода ухудшаются, он начинает проскальзывать. Ну а дальше, все по накатанной схеме — облом зубьев, повышенное трение и быстрое повреждение.
Наконец, еще одна актуальная причина раннего износа привода. Когда автомобиль долгое время (1 месяц и более) не эксплуатируется, то все резиновые детали рассыхаются, затвердевают. Это случается также с ремнем ГРМ, пусть и установленным совсем недавно.
Длительная консервация вредит ремню ГРМ. Задубевший привод быстро трескается и разрушается, стоит лишь начать ездить.
Казалось бы, а зачем тогда автопроизводители ставят резину, если она такая чувствительная, ненадежная. Дело в том, что она дешевая и не нужны специальные устройства для гашения колебаний (балансировочные элементы). Хотя современные зубчатые ремни, произведенные известными брендами, сравнительно долговечны, редко требуют замены раньше 60–70 тыс. км пробега. А порой и до 100 000 км, если бы не дополнительные влияющие факторы. Например, состояние натяжителей.
На многих автомобилях немецкого/японского/американского производства дополнительные составляющие ГРМ делают из очень прочного, но не твердого материала. Они надежны, служат практически столько же, сколько ремень. А вот на машинах корейского (частично) и китайского производства натяжные детали служат максимум 40–50 тыс. км. Затем их банально заклинивает или на краях образуется выработка. Это же можно сказать про неоригинальные расходники.
Выработка на ремне по краю
Зубчатый элемент рассчитан на передачу большого усилия. В обычных условиях обычно не растягивается, в отличие от моторной цепи. Однако при истирании зубьев, расположенных на внутренней поверхности изделия, приходится принимать меры. Сам привод, помпа, шкивы и другие компоненты — все это является системой газораспределения, которая изначально надежно предохранена от попадания грязи и крупных фракций (камней) кожухом и уплотнителем. Отсутствие этих защит приводит к значительному сокращению ресурса ремня. Таким образом, срок службы напрямую зависит от постепенного растяжения эластичного привода.
Ниже представлен технический регламент того, когда рекомендуется менять гибкий элемент ГРМ:
Это всего лишь рекомендация. На самом деле все зависит от сопутствующих факторов: состояния дополнительных компонентов, условий вождения, наличием/отсутствием течей и т.д.
Несколько раз покупал машины. Эта ласточка у меня 5-я по счету. Все попадались с ремнем ГРМ и «опасным» двигателем (обрыв приводит к встрече поршней с клапанами), и поэтому у меня выработалась привычка. Всегда спрашивать у предыдущего владельца, когда он в последний раз заменял деталь. Также обязательно узнавал, где это было проведено — на качественных станциях обслуживания или в своем гараже. Обычно в первом случае официальные СТО устанавливают оригинальные запчасти, поэтому можно спокойно рассчитать ресурс +50–60 тыс. км с момента, когда проводился ремонт. Юра Сильцин, Москва
Обрыв ремня на многих силовых установках приводит к катастрофическим последствиям. Повреждаться элемент может по‐разному, отчего будет зависеть устранение неисправности грм и способы.
Ну и конечно, деталь обрывается (приходит в негодность) по естественным причинам. Другими словами, устаревает. Поэтому при покупке б/у автомобиля надо срочно отправлять на диагностику для проверки состояния привода. Одновременно мастера проведут дефектовку натяжителя, «башмаков», шкивов, успокоителя на предмет износа.
Можно проверить состояние ремня самостоятельно, хотя это не даст 100‐процентной уверенности, но все же.
Сделать это удастся только на автомобилях, где есть свободный доступ к приводу ГРМ.
Надо заглушить мотор, вывесить любое колесо, демонтировать свечи, поставить машину на высокую передачу и руками медленно прокрутить коленвал. Одновременно следует внимательно осмотреть материал изделия. Такая работа спорится с напарником, поэтому попросите друга или знакомого. Один будет крутить, другой — смотреть. Малейшие сомнения — уже повод заменить деталь.
Регулярно следите за состоянием такого важного расходника — ремня ГРМ. Помните, что рациональнее чаще менять его, чем попасть на капитальный ремонт двигателя. Последний вариант обойдется дороже в разы, и может принести 33 несчастья разом. Некоторые моторы настолько разрушаются, что их выкидывают на свалку. Владельцу приходится заказывать контрактный или новый.