Адреса автосервисов
Москва
Ваш город Москва?
Да
Изменить
с 09:00 до 21:00
DDCAR Химки
DDCAR Царицыно
DDCAR Нагатинская
DDCAR Внуково
DDCAR Братеево
с 11:00 до 20:00
DDCAR Алтуфьево
DDCAR Озерная
DDCAR Сокольники
Электрический вентилятор охлаждения радиатора предназначен для поддержания нормальной рабочей температуры двигателя автомобиля. Основные функции таковы:
Поломка или неисправность вентилятора — прямой путь к перегреву мотора. Проблемы идут по нарастающей. Сначала выкипает и выливается охлаждающая жидкость (ОЖ). Затем прогорает прокладка головки блока цилиндров, а сам блок «ведет» до появления зазоров и подсоса воздуха. Судя по нашему опыту, отказ вента ускоряет износ подшипников коленчатого вала. Если постоянно работает вентилятор охлаждения двигателя, он скоро сломается из‐за перегрева обмотки. Крыльчатка не предназначена для непрерывного вращения лопастей.
Есть как минимум 7 причин, которые заставляют электровентилятор работать на износ. Не надо беспокоиться, если крыльчатка включается при медленном движении в дорожной пробке, когда за бортом +30 °C. Это норма. Срабатывание вентилятора зимой сразу после пуска мотора, постоянное вращение крыльчатки на скорости 90-100 км/ч при хорошем обдуве радиатора — вот симптомы вероятной неисправности.
На машинах с кондиционером порой отказывает датчик давления фреона. Включаешь кондиционер — запускается крыльчатка охлаждения. Аналогичная ситуация случается при утечке фреона. Надо устранить утечку и поменять датчик.
Систему охлаждения порой прорывает. Она теряет герметичность. Виной тому пробой сальников, плохая фиксация хомутов на патрубках. В нашей практике антифриз часто выходит через микроскопические отверстия в сотах радиатора. Помпа (водяной насос) тоже иногда становится «узким местом» системы. При ее поломке весь тосол может вытечь за пару минут. Еще одна деталь, провоцирующая утечки — пробка расширительного бачка. Если залипает клапан, горячие пары вырываются наружу вместе с тосолом.
Уходит тосол
Когда в системе мало антифриза, температура мотора увеличивается аномальными темпами. Достаточно встать в пробку, проехать пару километров в плотном городском потоке автомобилей. Стрелка термометра легко переваливает за отметку в 100 °C. Электронный блок управления (ЭБУ) сразу активирует дополнительные приборы для сброса лишней тепловой энергии. Вот почему постоянно работает вентилятор охлаждения. Задача прибора — компенсировать потерю теплоносителя.
Датчик температуры охлаждающей жидкости (ДТОЖ) играет важную роль в управлении работой электровентилятора охлаждения.
Неисправный ДТОЖ
Это простой термометр. Его вкручивают в регулятор температуры или магистраль системы охлаждения. Вот почему поломка измерителя или разрыв проводки вызывают включение вентилятора:
В результате ЭБУ «думает», что температура вышла из-под контроля, включает электровентилятор. Это вызывает непрерывный обдув силового агрегата. Сенсор не понимает, когда температура приходит в норму из-за перебоев в работе, обрыва цепи. Крыльчатка «молотит» без остановки, пока не случится критический износ, перегрев реле и статора.
Электрический вентилятор питается от бортовой сети автомобиля. Для его работы необходимо стабильное напряжение. Замыкание минусовых проводов подключения электровентилятора на массу приводит к его срабатыванию. При замыкании резко возрастает сила тока в цепи, что вызывает запуск защиты, расплавление предохранителей, перегрев проводки.
Проводка крыльчатки охлаждения
Вентилятор охлаждения работает постоянно, потому что нарушается работа реле, сигналы от датчика температуры прерываются, ЭБУ теряет контроль над ситуацией. Крыльчатка идет в разнос до тех пор, пока не отключится из‐за перегрева. Это случается при перегорании изоляторов обмотки.
Такая поломка характерна для моторов с двумя ДТОЖ в цепи. Если перетрется минусовой провод первого сенсора, крыльчатка будет непрерывно молотить после поворота ключа зажигания в первое или второе положение. Когда размыкается проводка второго датчика, вентилятор постоянно крутится после запуска силового агрегата.
Судя по нашему опыту, в большинстве автомобилей плюсовой провод электрической крыльчатки подключен к реле включения. Минусовая проводка идет через датчик температуры антифриза и электронный блок управления. Если минусовая «линия» работает исправно, то сигнал на включение электровентилятора проходит без перебоев.
Реле пуска крыльчатки
Реле включения порой «залипает». Поэтому вентилятор охлаждения двигателя постоянно включается и не останавливается при снижении «градуса» антифриза. Реле включения — важный элемент для управления электровентилятором. Оно обеспечивает подачу напряжения на электродвигатель при получении команды от ЭБУ.
Неисправность реле может проявляться в замыкании его контактов. Это приводит к тому, что цепь питания крыльчатки оказывается сомкнута, и она не может выключиться. Другая распространенная неисправность — прогорание и оплавление пластмассового корпуса реле из‐за больших токов. Контакты окисляются, перестают размыкаться.
Поломка реле включения крыльчатки в любой из этих форм приводит к невозможности выключения электропитания в цепи. Лопасти молотят без перерыва, что нервирует водителя.
Радиатор охлаждения отводит избыточную тепловую энергию от мотора в окружающую среду. Засорение теплообменника нарушает его способность охлаждать тосол. Типичный результат — перегрев силового агрегата. Температура увеличивается, ДТОЖ фиксирует это и посылает сигнал на шину ЭБУ. Блок дает команду включить электровентилятор на полную катушку.
Средство для очистки радиатора
Закоксованный радиатор не в силах создать достаточный теплообмен с воздухом. Температура зашкаливает, система перестает справляться. Вентилятор охлаждения работает постоянно. Соты снаружи покрывает толстый слой пыли. Очистка хотя бы раз в полгода решает проблему. Теплообменник забивается изнутри из‐за образования окислов металла, развития коррозии. Антифриз перестает поступать в отдаленные части трубок. Температура антифриза становится слишком высокой. Блоку управления приходится компенсировать лишнее тепло непрерывным вращением электрической крыльчатки.
Электронный блок управления (ЭБУ) — «мозг» контура управления мотором и его вспомогательными механизмами. Проникновение влаги внутрь ЭБУ приводит к коротким замыканиям, окислению электронных компонентов из‐за электропроводности воды. Это вызывает сбои в функционировании электросхем. В результате сигналы управления от датчиков температуры блок управления просто игнорирует или интерпретирует неправильно. Команды на включение вентилятора поступают, а на отключение нет. Если подключить сканер по шине OBD–2, то прибор может выдавать такие ошибки:
Код
Расшифровка
P1491
Повреждена цепь реле радиаторного вентилятора
P0480
Неисправность цепи реле управления электровентилятором
P2185
Высокий сигнал датчика температуры ОЖ № 2
P1116
Сигнал ДТОЖ выходит из допустимого диапазона
P1117
Сигнал ДТОЖ постоянно меняется
Еще влага вызывает коррозию контактов разъемов проводки ЭБУ, что тоже не дает прервать цепь управления электровентилятором. Проникновение влаги в «мозги» рано или поздно нарушает штатную работу системы охлаждения и бесконтрольному вращению лопастей. Это чревато серьезным перегревом.
Термостат регулирует поток тосола. Сначала «охлаждайка» течет по малому кругу мимо радиатора, затем идет в большой круг. Если клапан остается закрытым или открывается не полностью, это блокирует доступ антифриза в большой круг. Система постоянно крутит тосол по малому кругу.
Из-за повышения «градуса» жидкости, датчики посылают сигнал «мозгам» о необходимости дополнительного охлаждения. ЭБУ включает электровентилятор, он крутит непрерывно. Ограниченный поток тосола не позволяет эффективно отводить тепловую энергию от мотора, несмотря на работу вентилятора. Температура продолжает расти.
Исправный и сломанный термостаты
Если ничего не делать, силовой агрегат прогреется до критических значений. Случится пробой прокладки ГБЦ, головка деформируется. Еще сгорят сальники.
Чтобы электрический вентилятор перестал работать постоянно, необходимо провести диагностику, устранить возможные проблемы в контуре охлаждения:
Советуем осмотреть электронный блок управления. Если на нем и особенно внутри есть влага, нужно демонтировать ЭБУ, аккуратно высушить с помощью бытового или строительного фена.
Есть 7 причин, из-за которых вентилятор охлаждения крутит без перерыва. Часть из них можно устранить самостоятельно: долить антифриз в расширительный бачок, затянуть хомуты на патрубках. Но справиться со сложными поломками смогут лишь водители с богатым опытом ремонта. При промывке радиатора снаружи легко повредить соты и «добить» теплообменник. При зачистке контактов реле включения крыльчатки металлические площадки отрываются.
Особенно много проблем возникает с электронным блоком управления. Перегоревшие компоненты трудно найти при осмотре. Нужна тщательная прозвонка с помощью мультиметра. Если включается вентилятор охлаждения, крутится все время и не останавливается, советуем обратиться в автосервис. Опытные электрики проведут диагностику, найдут причину и быстро устранят ее.