Адреса автосервисов
Москва
Ваш город Москва?
Да
Изменить
с 09:00 до 21:00
DDCAR Химки
DDCAR Царицыно
DDCAR Нагатинская
DDCAR Внуково
DDCAR Братеево
с 11:00 до 20:00
DDCAR Алтуфьево
DDCAR Озерная
DDCAR Сокольники
Система охлаждения не дает мотору перегреться. Со временем в ней появляются механические дефекты и уходит антифриз из расширительного бачка. В результате стрелка термометра уходит в красную зону, что может привести к пробою прокладки головки блоков цилиндров (ГБЦ). Чем раньше получится выявить неисправность, тем меньше повреждений получит двигатель. Расскажем о причинах утечки, дадим общие правила диагностики.
Тосол уходит из расширительного бачка
Ничто не может угробить силовой агрегат быстрее, чем утечка антифриза. Хорошо, если жидкость будет уходить медленно, тогда критические последствия не наступят. Иногда события развиваются стремительно. Содержимое радиатора оказывается на дороге в течение пары минут. Чтобы не упустить момент, советуем регулярно смотреть за уровнем тосола. В идеале он должен находиться между отметками Min и Max. Типичные признаки поломки таковы:
Даже пара симптомов из списка указывают на появление проблемы. Кипение радиатора — последний сигнал. Дальше только перегрев двигателя. Не стоит нагнетать панику, если охлаждающую жидкость приходится доливать раз в месяц. В этом случае убыль происходит по естественным причинам. В составе тосола есть вода. Она испаряется при воздействии высоких температур. Когда проблема усугубляется, приходит время искать место утечки.
Треснул теплообменник
Порой антифриз может бодро уходить из пластикового расширительного бачка, а подтеков вроде нет. Сложно заметить микротрещину между сотами радиатора. Особенно во время стоянки. В системе охлаждения нет высокого давления, и тосол перестает циркулировать. Но стоит повернуть ключ в замке зажигания, как жидкость начнет выдавливать из отверстий. Вот главные причины появления дефектов:
Диагностику лучше проводить при работающем моторе. Порой достаточно осмотреть поверхность, чтобы обнаружить место течи антифриза. Если это не помогает, надо снять радиатор, заглушить все отверстия, кроме одного, а потом опустить теплообменник в воду. При подключении насоса или компрессора из щелей пойдут пузырьки воздуха.
Радиатор можно отремонтировать, если площадь повреждения не превышает 2 кв. см.
Есть несколько путей решения проблемы: запрессовать соту с помощью пассатижей, запаять или заварить аргонной сваркой. Если ничего не помогло, остается менять теплообменник на новый.
Антифриз уходит из радиатора печки
Первыми признаками того, что антифриз попадает наружу из замкнутого контура, можно назвать запотевание лобового стекла. Но есть и другие признаки. Печка дует холодным, а на резиновом коврике со стороны пассажира появляется небольшая лужа. В салоне стоит резкий запах тосола. На глаз вряд ли получится выявить протечку. Советуем снять радиатор и осмотреть в удобном месте. Методы диагностики аналогичны тем, которые подходят для радиатора охлаждения:
Для восстановления герметичности подойдет пайка или сварка. На худой конец можно заделать трещину с помощью герметика. Такой заплатки хватит на 2–3 короткие поездки. Протечка не всегда проявляется при образовании трещин. Иногда все неприятности случаются из‐за краника печки. От времени распадаются резиновые уплотнители, или сам кран отопителя приходит в негодность. Если есть возможность, нужно установить новые прокладки, починить кран. В противном случае придется менять отопитель полностью.
Протечка патрубка
Если уходит горячий или холодный антифриз из расширительного бачка, типичной причиной может стать растрескивание соединительных элементов системы охлаждения: патрубков, трубок и шлангов. На резину пагубно влияет высокая температура, химические реакции, перепады давления. Со временем каучук трескается, появляются протечки. Сначала советуем проверить металлические и пластиковые хомуты. Если все хорошо зажато, значит действительно прохудился шланг или патрубок.
Диагностика заключается в осмотре при работающем моторе. По мере нагрева охлаждающей жидкости (ОЖ) растет давление. В результате тосол начинает выдавливать из микротрещин. Это легко заметить. Все дефективные соединительные элементы надо заменить на новые.
Течет помпа
Если из расширительного бачка быстро ушел антифриз, а радиатор закипел, с большой долей вероятности проблема кроется в неисправности помпы. Судя по нашему опыту, герметичность нарушается из‐за протекающих прокладок и сальников. На резину воздействует высокая температура и давление. Поэтому через пару лет после начала эксплуатации на уплотнителях появляются трещины. Типичные признаки — капли тосола на нижней части водяного насоса. Для осмотра придется снять защиту картера и заглянуть под низ. Лучше делать это на смотровой яме.
Если все же решились осмотреть помпу прямо на стоянке, зафиксируйте колеса противооткатными упорами. Иначе возникнет риск получить травму.
Есть пара способов решения проблемы. Первый и самый простой — сменить прокладки на новые. Это не всегда помогает, когда герметичность нарушена внутри приводного механизма. Второй вариант — поставить новый насос и отрегулировать газораспределительный механизм (ГРМ). Стоит обратить внимание, что ресурса помпы хватает примерно на 90 тыс. км пробега. Точный срок зависит от условий эксплуатации автомобиля.
Протекает термостат
Регулятор температуры нужен для того, чтобы открывать большой круг циркуляции тосола, когда он прогреется до температуры 95 °С. До этого момента охлаждающая жидкость идет только в обогреватель салона, минуя контур радиатора. Подобный подход позволяет максимально быстро поднять «градусы» внутри машины. Особенно когда на улице весна, зима или поздняя осень. Исправный термостат работает как часы. Но со временем коррозия повреждает металлические стенки детали.
В результате поломки их расширительного бачка быстрыми темпами уходит охлаждающая жидкость. Отремонтировать регулятор практически невозможно, ведь у него в большинстве случаев неразборный корпус. Остается заменить термостат на новый. Но перед этим стоит проверить, нет ли повреждений соединительных патрубков. Может тосол подтекает из‐за плохо зажатых хомутов.
Проверка расширительного бачка манометром
Корпус емкости сделан из пластмассы. Она может протереться в местах касания с кузовом автомобиля. Так часто происходит из‐за вибрации. Порой водители прокладывают резиновыми проставками участки с повышенным трением. Отверстие в корпусе можно запаять с помощью аналогичного материала. Чаще всего это полипропилен. Производители оставляют на бачке маркировку — треугольник из стрелок и буквы PP под ним. Встречаются емкости, изготовленные из полиамида. Обозначения в этом случае PA6 или PA66. Вместо пайки можно использовать холодную сварку.
Причиной протечки может стать неисправность крышки расширительного бачка. В ней есть клапан, поддерживающий давление на одном уровне. Если он залипает или ломается, жидкость может выйти наружу после нагрева. Идеальный вариант — заменить бачок вместе с крышкой. Остальные действия будут половинчатой мерой.
В сложных случаях охлаждающая жидкость исчезает бесследно. Патрубки и хомуты в порядке, мокрых пятен нигде нет. В этом случае стоит искать проблему в корпусе силового агрегата. При повреждении внутренних каналов системы охлаждения тосол попадает в масло. Меняется консистенция смазки. Она становится густой и скорее напоминает солидол, только с более светлым оттенком. Мы можем насчитать не более пары причин.
Повреждение прокладки ГБЦ
Чрезмерный нагрев мотора приводит к печальным последствиям. Если ОЖ пропадает в недрах двигателя, значит прокладка ГБЦ потеряла уплотняющие свойства. Часто это случается из-за перегрева. Достаточно в один прекрасный день забыть проверить норму антифриза, особенно когда на улице больше 30 °C, а город стоит в пробках. Прокладка практически распадается от нагрева. Или нарушается геометрия головки блоков, появляются миниатюрные зазоры.
В лучшем случае тосол подтекает наружу, в худшем — попадает в цилиндры и там сгорает вместе с топливовоздушной смесью (ТВС). Из выхлопной трубы идет белый дым, а в расширительном бачке появляются пузырьки воздуха. Если обнаружили такие симптомы, лучше приостановить эксплуатацию машины и направиться в технический центр. При наличии достаточного опыта можно обойтись без этого. Придется заменить прогоревшую прокладку ГБЦ или отшлифовать головку блока, чтобы она идеально прилегала к движку.
Трещина в блоке цилиндров
Это более серьезная поломка. Обычно повреждаются масляные каналы и тосол проникает в систему смазки. Это легко понять при осмотре маслозаливной горловины. На ее внутренней поверхности будет темная масса, похожая на вареную сгущенку цветом и консистенцией. Утечка внутрь несет большую угрозу для работы силового агрегата. Уровень антифриза катастрофически падает, а масло переходит отметку Max.
Из-за появления эмульсии смазка теряет свои свойства. Детали кривошипно-шатунного механизма (КШМ) из‐за повышенной силы трения быстро приходят в негодность. Со временем залегают поршневые кольца и снижается уровень компрессии до такой степени, что мотор невозможно завести. Справиться с проблемой поможет лишь разборка и дефектовка двигателя.
Свечение флуоресцентного антифриза в лучах УФ‐лампы
Чтобы понять, куда девается охлаждающая жидкость, нужно провести диагностические мероприятия. Сложно найти место утечки, когда подтеков не видно. На глаз причину способен определить разве что мастер автосервиса. Даже если нет навыков, стоит попробовать разобраться с проблемой самостоятельно. После простого осмотра можно переходить к продвинутым методам диагностики:
Народные методы не всегда помогают найти причину. Трещину в блоке цилиндров они не выявят. Но в большинстве случаев не приходится копать настолько глубоко. Достаточно серьезно подойти к делу и потратить пару часов личного времени.
Если тосол уходит, а причину найти не удалось, советуем обратиться в автосервис. Особенно в случае прогара прокладки ГБЦ и появления трещин в блоке цилиндров. Дефектовка мотора требует опыта и знаний. Порой не стоит пытаться исправить сравнительно простые дефекты. Приведем простой пример. Водитель решил снять радиатор отопления для проверки. В результате он разобрал всю панель и повредил механизмы управления кондиционером и печкой. Потеряно время и деньги, а проблема никуда не делась. Лучше доверить работу по диагностике и ремонту профессионалам. Механики справятся с задачей даже в самых запущенных случаях.