Адреса автосервисов
Москва
Ваш город Москва?
Да
Изменить
с 09:00 до 21:00
DDCAR Химки
DDCAR Царицыно
DDCAR Нагатинская
DDCAR Внуково
DDCAR Братеево
с 11:00 до 20:00
DDCAR Алтуфьево
DDCAR Озерная
DDCAR Сокольники
Шкив коленвала — приводной ролик двигателя внутреннего сгорания. Он передает вращение от коленчатого вала к другим системам автомобиля. От правильной работы этого узла зависит работа многих механизмов машины. Это система охлаждения, газораспределительный механизм, рулевое управление.
Ролик привода может повредиться или прийти в негодность. Типичные причины — износ или деформация детали, заклинивание, возникновение люфта. Это вынуждает водителя выполнить демонтаж приводного ролика. Но порой возникают сложности при этой операции.
Дадим подробные и доходчивые инструкции о том, как открутить шкив коленвала. Здесь будет информация о назначении детали, месте ее расположения, причинах демонтажа, проблемах и способах их преодоления.
Шкив — деталь двигателя, установленная прямо на коленчатом валу. Он работает как передаточный механизм, помогает распределить часть мощности двигателя на другие агрегаты автомобиля.
Шкив коленвала
Ролик или шестерня обеспечивают привод ременных и цепных трансмиссий, соединяющих коленчатый вал с насосами, генератором, компрессором кондиционера. На "колесе" размещают датчики — скорости, фаз, положения коленвала. Деталь служит опорным элементом для натяжителей, роликов, регулирующих натяжение приводных ремней. Без приводного ролика обойтись нельзя. От его исправности зависит работа многих систем автомобиля. Поэтому периодически надо демонтировать шкив для осмотра, ремонта или полной замены.
Деталь располагается на торцевой части коленчатого вала двигателя. Ее точная локация зависит от компоновки, типа привода автомобиля:
Для доступа к детали на заднем приводе может потребоваться подъемник или эстакада. В переднеприводном автомобиле проще получить доступ через колесный проем, для чего необходимо открутить переднее колесо со стороны расположения шкива. После откручивания колесных болтов, машину нужно раскачать для отделения ступицы от гайки. Затем колесо снимают, получая свободный доступ к ролику привода через образовавшийся проем в арке.
Демонтаж нужен из‐за таких неприятностей:
Во всех случаях без демонтажа не обойтись. Но не все так просто. Есть типичная проблема, с которой мы сталкиваемся постоянно.
Снятие приводной детали может вызвать сложности по ряду причин:
Эти факторы могут значительно осложнить задачу для неопытного водителя.
Чтобы определить направление откручивания крепежа, необходимо выяснить направление вращения коленчатого вала в рабочем режиме. Для этого достаточно "раскачать" двигатель и на холостых оборотах визуально проследить за вращением ремня приводных агрегатов.
Фиксирующая гайка
Если коленвал вращается по часовой стрелке, значит резьба нарезана так, что гайка или болт самозатягиваются в этом направлении. Откручивать крепеж нужно в противоположную от часовой стрелки сторону, как большинство стандартных резьбовых соединений с правой резьбой. Если направление вращения коленчатого вала против часовой стрелки, то и резьба нарезана наоборот. Тогда фиксирующую гайку нужно поворачивать по часовой стрелке для откручивания.
Это простое правило поможет избежать поломки крепежа, облегчит откручивание приводной детали. Чтобы узнать, в какую именно сторону откручивается автомобильный шкив коленвала, надо посмотреть на направление вращения. Если по часовой стрелке, нужно откручивать против и наоборот.
Чтобы успешно открутить шкив коленвала, потребуется подобрать, подготовить необходимые инструменты. В числе основных:
Также потребуются домкрат и противооткатные упоры при работе с переднеприводным автомобилем для снятия колеса, фиксации машины на весу. Не советуем использовать рожковые или тем более раздвижные ключи. Ими легко сорвать грани гаек, болтов.
Главная сложность при демонтаже детали - как полностью застопорить шкив автомобильного коленвала Это порой трудно сделать. На нашей памяти бывали случаи, когда инструмент обламывал зубья на венце, а длинная ручка «фиксатора» разбивала картер силового агрегата. Чтобы не повторять ошибок, советуем применять наименее «травматичный» метод с фиксацией резиновым поликлиновым ремнем.
Зафиксировать коленвал при откручивании гайки можно с помощью поликлинового ремня привода газораспределительного механизма или генератора. Эти ремни прочные, почти не рвутся. Для реализации метода потребуется взять подходящий по размерам кусок ремня и сделать из него петлю, надев на шкив. Петля должна плотно охватывать ролик.
Фиксация поликлиновым ремнем
Затем, в образовавшийся зазор петли вставляется рычаг — металлический прут или деревянная ручка молотка, упирается в неподвижные элементы подвески, моторного отсека или лонжероны рамы. При такой фиксации коленвал надежно блокируется от проворачивания, что позволяет ключом открутить гайку или болт крепления, не опасаясь его провернуть следом за крепежом. Это простой, доступный для водителя способ.
Относительно безопасный способ остановки коленвала от проворачивания при откручивании крепежа — использование коробки передач, тормозной системы автомобиля. Это применимо на заднеприводных машинах с МКПП. Перед началом демонтажа, водитель должен полностью выжать сцепление, включить первую или вторую передачу, а на стояночный тормоз можно не полагаться.
Включение передачи на МКПП
За счет механического зацепления шестерен КПП с ведущими колесами происходит блокировка коленчатого вала от проворачивания при откручивании крепежа ключом или торцевой головкой. Если этого недостаточно, а коленвал все равно медленно прокручивается, надо задействовать дополнительную страховку для полной фиксации от возможного поворота.
Еще один метод предотвращения проворачивания коленчатого вала при откручивании крепежа — применение съемника шкива. Это металлическая конструкция, которая закрепляется на посадочном месте приводного ролика и упирается в неподвижные элементы двигателя. За счет этого коленвал надежно фиксируется от возможного вращения.
Съемник приводного ролика
Съемник позволяет предохранить резьбу болта или гайки от срыва, повреждения в процессе откручивания. А еще инструмент облегчает демонтирование застрявшего шкива с коленчатого вала. Минус в том, что не у каждого водителя есть такое приспособление. Вот как открутить болт шкива коленвала. Придется либо покупать съемник, либо изготавливать его самому. Хотя в интернете полно готовых чертежей. Понадобится сварочный аппарат, а иногда и токарный станок.
Один из способов фиксации заключается в непосредственном заклинивании коленчатого вала с помощью монтировки или лопатки. Для этого в зубчатый венец коленвала аккуратно вставляют плоский наконечник инструмента так, чтобы он надежно зацепил несколько зубьев разом. Ручку лопатки или монтировки упирают в соседние неподвижные детали двигателя, не давая валу провернуться.
Обломанные зубья венца коленвала
Этот метод сопряжен с рисками: велика опасность сорвать или сломать зуб на коленчатом валу приложением чрезмерных усилий. Можно "нарваться" на дорогой ремонт или замену всего вала. Поэтому способ фиксации рекомендуем применять лишь в самом крайнем случае, при отсутствии других вариантов. И лучше делать это с максимальной аккуратностью, не допуская резких рывков, ударов.
Если не откручивается закисший болт шкива коленвала, можно воспользоваться следующими приемами:
Соблюдая меры предосторожности, последовательность действий, удастся сорвать любой крепко сидящий болт или гайку крепления.
После демонтажа приводного ролика и работ с двигателем наступает этап обратной сборки. Чтобы установить приводной ролик на коленчатый вал, нужно придерживаться таких рекомендаций:
Правильная установка ролика привода важна для обеспечения долгой эксплуатации коленвала, ременных и цепных приводов.
Демонтаж и установка шкива коленчатого вала требует навыков и знаний. В теории все просто. На деле много подводных камней. Главное — это правильно подобрать инструменты, в том числе приспособление для фиксации коленвала. Надо заранее определить верное направление откручивания крепежа.
Если ролик не поддается откручиванию вручную, применение вспомогательных методов, средств поможет справиться с задачей, не повредив резьбовое соединение. Аккуратность и следование инструкциям нужны также при обратной установке приводного ролика — от этого зависит работоспособность многих систем автомобиля.
При дефиците опыта или уверенности лучше доверить демонтаж специалистам автосервиса. Мотористы быстро снимут приводную деталь, а потом установят ее на место без повреждения картера и других частей силового агрегата.