Адреса автосервисов
Москва
Ваш город Москва?
Да
Изменить
с 09:00 до 21:00
DDCAR Химки
DDCAR Царицыно
DDCAR Нагатинская
DDCAR Внуково
DDCAR Братеево
с 11:00 до 20:00
DDCAR Алтуфьево
DDCAR Озерная
DDCAR Сокольники
Парктроник — это электронная система помощи при парковке автомобиля. Она состоит из датчиков, расположенных на бамперах машины, блока управления и дисплея со звуковым оповещением. Сенсоры посылают ультразвуковые волны, которые отражаются от препятствий, возвращаются обратно. Блок управления обрабатывает полученную информацию, определяет расстояние до объектов. Чем ближе препятствие, тем интенсивнее звуковой сигнал, предупреждающий водителя.
Парктроник существенно упрощает парковку, особенно в условиях ограниченного пространства. Он помогает избежать столкновений с другими автомобилями, столбами, бордюрами и прочими препятствиями. Исправная работа парковочного радара повышает безопасность маневрирования, сводит к минимуму риск повреждения машины. Использование этой системы экономит время, снижает стресс водителя при парковке.
Судя по нашему опыту, чаще всего "умирают" датчики. Они страдают от ультрафиолета, атмосферных осадков и постоянной вибрации. Результат — полный отказ сенсоров. Но порой к отказу приводит обрыв проводки или неисправность блока управления. Эти проблемы выявить куда труднее.
Комплект для установки парковочного ассистента
Проводку можно прозвонить мультиметром, а найти перегоревшую микросхему в блоке управления не так легко. Если парковочное оборудование универсальное, его проще поменять на новое. Но штатный парктроник стоит много, есть смысл попытаться "реанимировать" его.
Одна из частых причин некорректной работы парктроника — загрязнение или механическое повреждение датчиков. Скопление грязи, снега, льда или насекомых на поверхности сенсоров мешает корректному приему, отправке ультразвуковых сигналов. Трещины, сколы и царапины на датчиках тоже негативно влияют на их функциональность. Парковочный радар может выдавать ошибочные предупреждения или вовсе переставать работать.
Неисправности электропроводки и разъемов — еще одна возможная причина сбоев парктроника. Со временем провода могут перетираться, окисляться или повреждаться из‐за вибраций, перепадов температур. Нарушение контакта в соединениях препятствует передаче сигналов между сенсорами и блоком управления. Это приводит к прерыванию работы системы или полному ее отказу.
Иногда причина неполадок — блок управления парктроника. Этот компонент отвечает за обработку данных с датчиков, генерацию предупредительных сигналов. Сбои в его работе вызваны программными ошибками, коротким замыканием или попаданием влаги. В таких случаях парковочный радар ведет себя непредсказуемо: самопроизвольно включается и отключается, выдает ложные предупреждения или не реагирует на препятствия.
Проблемы со звуковым оповещением и дисплеем — вот почему порой не работает автомобильный парктроник и не показывает расстояние. Если динамик оповещения поврежден или неправильно подключен, водитель не услышит предупреждающих сигналов. Это особенно опасно при парковке, так как отсутствие звуковых подсказок повышает риск столкновения с препятствиями. Порой неисправный динамик может издавать постоянный звук или хаотичные сигналы, не связанные с реальным расположением объектов. То же самое актуально для дисплея. Он глючит или ничего не показывает.
На функционирование парковочного радара могут влиять погодные условия, факторы окружающей среды. Сильный дождь, снег, туман или град способны создавать помехи для ультразвуковых волн, искажать показания датчиков. Высокие или низкие температуры тоже могут временно нарушать работу электронных компонентов системы. Еще на точность парктроника влияют особенности поверхности препятствий: их материал, форма и расположение.
Проверку советуем начинать с осмотра сенсоров и проводов. У старых датчиков бывают трещины на корпусе, а перетертые провода видны невооруженным взглядом. На новых машинах с диагностикой поможет сканер ошибок OBD–II. Достаточно подключить его к диагностическому разъему.
Алгоритм диагностики парковочного устройства
Судя по нашему опыту, 90 % неисправностей связано с отказом сенсоров. Со временем они выходят из строя. Но бывают тяжелые случаи. Пример — пробой микрочипа на плате блока управления из‐за короткого замыкания.
Чтобы выявить причину некорректной работы парктроника, необходимо провести диагностику системы. Первый этап — осмотр датчиков и проводки. Нужно убедиться в отсутствии загрязнений, механических повреждений и следов коррозии на поверхности сенсоров. Советуем проверить целостность проводов, надежность их подключения и состояние разъемов. Если обнаружены явные дефекты, их надо устранить. Нужно заменить поврежденные провода, восстановить контакты в разъемах.
Большинство датчиков работает по принципу выработки ультразвука. Они генерируют колебания, которые можно почувствовать. Для этого надо включить зажигание, "активировать" заднюю передачу. Затем идем к бамперу, прикасаемся к сенсорам по очереди. Если ощущается вибрация или слышны щелчки, значит все в порядке. Когда реакции нет, пора "списывать"v; датчик. Особенно если один или несколько из них все же подают признаки работоспособности. Неисправные детали нужно просто заменить на новые. Лучше выбирать оригинальные детали, но подойдет и хороший аналог.
Сначала советуем проверить, идет ли питание к блоку управления. Для этого надо взять мультиметр, перевести в режим измерения напряжения. В норме на блок должно идти 12 В. Щупы тестера соединяем с пином на штекере, который дает массу, второй щуп нужно прижать к контакту, идущему на лампу заднего хода. Поворачиваем ключ в замке, включаем заднюю передачу. Мультиметр должен показывать примерно 12 В. Если напряжения нет или оно сильно ниже нормы, необходимо искать обрыв в питающей проводке.
Проверка питания блока управления
Аналогично можно проверить питание датчиков. Для этого надо в режиме вольтметра поочередно проверить напряжение тока на контактных площадках, выходящих из блока управления. Если вольтаж "прощупывается", значит питание на сенсоры поступает исправно. Еще нужно проверить сопротивление между контактами датчиков. В трехпроводных деталях два крайних вывода - "плюс" и "минус", а средний - сигнальный. Между "плюсом" и "минусом" должно быть более 0,5 МОм. Между сигнальным выводом и любым из полюсов сопротивление должно быть от 2 до 40 КОм. Если цифры на экране мультиметра стремятся к бесконечности, обмотки сенсора пробиты.
Современные модели парктроников "умеют" проводить самодиагностику. При возникновении неполадок блок управления сохраняет коды ошибок. Чтобы считать эти коды, потребуется сканер или диагностический компьютер. Пример беспроводного модуля - ELM 327. Он читает только ошибки от шины двигателя. Понадобится что-то более функциональное. Адаптер "Вася Диагност" умеет читать ошибки парктроника, если он штатно подключен к электронному блоку управления (ЭБУ). Подключив устройство к разъему OBD-II, можно получить информацию о сбоях в работе системы. Нужен модуль PAN (Park Assist Module), его можно выбрать в меню настроек. Расшифровка кодов ошибок поможет точнее определить характер неисправности. Коды для всех моделей автомобилей разные. Пример для Ford Kuga — C1712. Отказ цепи переднего внешнего левого датчика.
Поскольку чаще из строя выходят именно датчики, то их придется менять в первую очередь. Порой бывают курьезные случаи. Приведем типичный пример. Водитель покрасил кузов и бампер "жидкой резиной". Сенсоры покрылись толстой пленкой и перестали работать. Лучше так не делать. Если датчики работают, дело в проводке или разъемах. Иногда причина поломок — отказ блока управления.
Блок управления парковочным оборудованием
Если удалось "реанимировать" датчики — вам повезло. Обычно сенсоры отказывают полностью. Их лучше заменить сразу комплектом, потому что неизвестно, когда выйдут из строя остальные.
Если причиной неполадок стало загрязнение или повреждение датчиков, первым делом нужно их тщательно очистить. Для этого используют мягкую ткань, кисточку и неагрессивные чистящие средства. Очистку проводят аккуратно, чтобы не повредить сенсоры. Если на поверхности датчиков обнаружены трещины или сколы, их можно попытаться восстановить с помощью клея или герметика. В случае серьезных повреждений потребуется замена датчиков.
Неисправности электропроводки устраняют путем ремонта или полной замены поврежденных участков. Если провода перетерлись или окислились, их нужно зачистить, заизолировать. Для этого используют обжимные клеммы, термоусадочную трубку. В случае серьезных повреждений или обрыва проводов их придется заменить на новые. При замене надо соблюдать цветовую маркировку и схему подключения, чтобы не перепутать контакты.
Если перестал корректно работать автомобильный парктроник, причина в блоке управления. Может потребоваться его перепрограммирование или замена. Для перепрограммирования используют диагностическое оборудование и программное обеспечение. Этот процесс позволяет обновить прошивку блока управления, устранить программные ошибки. Если перепрограммирование не дает результата или блок управления имеет аппаратные повреждения, его придется заменить на новый.
В случае неисправности звукового оповещения и дисплея парктроника потребуется замена динамика или всего звукового модуля. Для этого нужно демонтировать старый компонент, установить на его место новый, соблюдая полярность и схему подключения. После замены следует проверить работоспособность оповещения, имитируя препятствия перед датчиками. Если динамик работает нормально, значит проблема решена.
Если не работают корректно датчики парктроника, важно регулярно ухаживать за системой. Необходимо следить за чистотой сенсоров, своевременно удалять с них загрязнения. Рекомендуем периодически проверять состояние проводки и разъемов, чтобы вовремя найти повреждения. При мойке автомобиля нужно избегать прямого попадания струй воды на сенсоры под высоким давлением. Полезно время от времени проверять работоспособность парковочного радара, имитируя препятствия перед машиной.
Парктроник — полезный помощник при парковке автомобиля, но и он может выйти из строя. Основные причины неисправностей — загрязнение или повреждение датчиков, проблемы с проводкой, сбои блока управления и неполадки звукового оповещения. Чтобы выявить конкретную причину, необходимо провести диагностику системы. Способы решения проблемы зависят от характера неисправности. Они могут включать очистку сенсоров, ремонт проводки, перепрограммирование или замену компонентов. Лучше делать это в автосервисе, потому что диагностика порой сложна, особенно когда дело касается блока управления. Регулярный уход и обслуживание парктроника помогут предотвратить сбои в его работе, обеспечить долгий срок службы.