Адреса автосервисов
Москва
Ваш город Москва?
Да
Изменить
с 09:00 до 21:00
DDCAR Химки
DDCAR Царицыно
DDCAR Нагатинская
DDCAR Внуково
DDCAR Братеево
с 11:00 до 20:00
DDCAR Алтуфьево
DDCAR Озерная
DDCAR Сокольники
Бывалые автомастера могут определить неисправность мотора по цвету отработанных газов. У нас тоже есть такие специалисты. Не всегда получается приехать на станцию технического обслуживания (СТО). Поэтому дадим теоретические знания водителям, заметившим резкое изменение оттенка того, что выходит на улицу из камеры сгорания. Расскажем о том, почему идет сизый дым из выхлопной трубы дизельного двигателя. Покажем, как правильно провести диагностику, выявить неисправность и сделать ремонт.
Если дело в проникновении масла, можно заметить, как из трубы выходит дым не слишком насыщенного синего цвета. В радиусе пары метров отчетливо ощущается запах гари. Ситуация усугубляется при нажатии на газ. В бензиновых авто все лишнее сгорает в катализаторе, а дизель выпускает «отработку» без фильтрации.
Чтобы убедиться в наличии масла, советуем взять лист белой бумаги формата A4 и приложить к отверстию выхлопной трубы глушителя на 20–30 секунд. Если на целлюлозе остались жирные пятна, значит утечка масла подтверждена.
Для проблем со сгоранием топлива симптомы отличаются. В воздухе витает «аромат» солярки. Топливо не сгорает до конца, остатки движок выплевывает наружу. Здесь можно заподозрить в поломке пять элементов:
Не стоит сидеть на месте и ждать, пока само рассосется. Перегрев деталей цилиндропоршневой группы (ЦПГ) опасен. Со временем может прогореть поршень или выпускной клапан. Уровень компрессии упадет, машина начнет «жрать» солярку максимальными порциями. В конечном итоге это приведет к тому, что силовой агрегат однажды не заведется или заклинит, что гораздо хуже.
Густой синий дым из выхлопа
Если выходит синий дым из выхлопной трубы дизельного двигателя «на холодную», наверное, барахлят свечи накаливания. Их температуры не хватает для доведения ТВС до нужной кондиции. В результате часть горючего не детонирует, а вылетает в трубу.
В нормальных условиях цвет выхлопа почти прозрачный. Это летом, когда на улице тепло. Зимой возможно появление белых оттенков. Так бывает, когда в систему выпуска отработанных газов попала вода или конденсат. Пока вся жидкость не испарится, владелец машины будет с удивлением наблюдать клубы пара. Если дизель дымит синим дымом, на то есть причины:
Оба варианта нельзя назвать обнадеживающими. Придется провести немало времени в гараже или на парковке, чтобы найти вышедшие из строя узлы. Неприятный оттенок появляется «на холодную» и «на горячую». Есть и другие причины.
В первые годы после выпуска двигатель работает как часы. Уровень масла почти не меняется. На 1 тыс. км пробега расходуется 60 мл смазки. Со временем элементы цилиндропоршневой группы изнашиваются, появляются большие зазоры в механизме газораспределения (ГРМ). Закоксовываются компрессионные и маслосъемные кольца, масло закидывает в камеру сгорания. Аналогичная ситуация возможна, если на зеркале цилиндров образуются задиры. В финале можно заметить появление сизого дыма из выхлопной трубы изношенного дизельного двигателя. Расход масла может дойти до 800 мл на 100 км пробега.
Не всегда причиной становятся залипшие кольца. Поршневые канавки становятся настолько широкими, что смазку просто засасывает в камеру сгорания. Сами поршни деформируются, появляются зазоры. Металл теряет свои качества после перегрева силового агрегата. Косвенно определить проблему можно с помощью измерения компрессии. Для этого используют прибор — компрессометр. Его подключают к посадочным местам крепления свечей накала. Интерпретация замеров:
Компрессия, кг/см²
Возможность завести движок, t °C
36–40
−40
32–36
−30
28–32
−25
26–28
−15
24–26
−10
22–24
0
<18
‐
Простой пример. Водитель измерил компрессию, оказалось, что среднее значение по цилиндрам равняется 34 кг/см². Запустить дизель можно при температуре -30 °C. Если прибор показывает меньше 18 кг/см², значит мотор невозможно завести даже летом. Надо менять поршневую.
На начальных стадиях деградации ЦПГ синий оттенок дыма из выхлопной трубы дизельного двигателя появляется лишь «на холодную». При прогреве мотора из-за расширения металла зазоры уплотняются. Со временем ситуация ухудшается. Даже после прогрева причины дымления никуда не деваются. «На горячую» мотор выдает солидные порции токсичных газов. Особенно в момент прогазовки может появиться черный дым.
ГРМ не вечный. Периодически прогорают клапана, истончаются их стержни. Стачиваются направляющие втулки, маслосъемные колпачки теряют эластичность или трескаются, распадаются на фрагменты. Результат — попадание масла из головки блоков в цилиндр. Там смазка сгорает, но выделяется токсичный дым сизого цвета.
Слабое место движков с турбонаддувом — турбокомпрессор. Изнашиваются прокладки ротора, подшипники. Расход масла становится катастрофическим.
Если начинается протечка, следы масла можно найти в патрубках турбины. Оттуда смазка залетает в цилиндр, а потом частично сгорает. Остатки попадают в окружающую атмосферу в виде синего дыма.
При нормальных условиях ТНВД поддерживает постоянное давление в топливной магистрали. Солярка через форсунки вовремя попадает в цилиндр и успевает полностью выгореть. Если насос барахлит, впрыск горючего запаздывает. В результате часть его выбрасывает наружу. Это типичная причина того, что дизель начинает дымить синим дымом.
Протечка насоса высокого давления
Активнее всего ТНВД изнашивается зимой. В момент запуска дизтопливо теряет смазывающие свойства из-за низкой температуры. Ситуация складывается еще хуже, когда в баке находится летняя солярка вместо зимней. Соприкасающиеся части насоса получают механические повреждения, эффективность снижается. Судя по нашему опыту, сизый дым идет из выхлопа «на холодную», потом оттенок выравнивается в сторону идеала.
Чтобы проверить работоспособность ТНВД, нужно использовать тестовые системы ТАД−01А или КИ−4802. Если под рукой нет профессионального оборудования, подойдет простой механический манометр. Алгоритм проверки таков:
Если давление в плунжерной паре доходит до значения 309 кгс/см², значит все в порядке. При показателях ниже 240 кгс/см² нужен ремонт насоса или полная замена.
Изначальная задача форсунок проста — равномерно распылять горючее в камеру сгорания. При засорении, выработке жиклеров солярка поступает в цилиндр крупными каплями. Еще хуже, когда форсунки текут. Топливо не полностью сгорает. В результате дизель начинает дымить темным сизым дымом. Для диагностики распылителей на перелив понадобится медицинский шприц объемом 20 мл, а также система для капельниц — тонкая прозрачная трубка. Алгоритм таков:
В норме шприц должен оставаться пустым или в него может попасть максимум 2–4 мл солярки. Если в колбе 11–16 мл, распылитель надо чистить. Когда горючее доходит до отметки 18–19 мл, форсунку можно выбрасывать и менять на новую.
Тестирование форсунок с помощью шприцов
Форсунки разборного типа можно промыть специальной жидкостью или обычным растворителем. Если распылители трудно снять, лучше поехать в автосервис.
Состав топливовоздушной смеси зависит от режима работы силового агрегата. Но минимальное соотношение таково: 1 доля солярки на 17 долей воздуха. Если нарушен баланс, часть топлива не сгорает. Тогда дизельный двигатель начинает дымить насыщенным сизым дымом. Со временем поры воздушного фильтра забиваются, количество кислорода в камере сгорания сокращается.
Воздушный фильтр меняют через каждые 30 тыс. км пробега.
Периодичность замены расходников для конкретного автомобиля указана в руководстве по эксплуатации. Но инженеры рассчитывали сроки для работы в идеальных условиях. Лучше ставить новые фильтры на 5 тыс. км раньше, чем указано в документах. Советуем раз в полгода осматривать фильтрующий элемент. При движении по грунтовым дорогам он забивается в 3 раза быстрее.
Диагностика поршневой и газораспределительного механизма — сложная задача. Замер компрессии может стать проблемой. К нам часто приезжают водители, которые допускают ошибки во время проверки ЦПГ. Компрессию надо замерять без подачи топлива и на сухую, чтобы в цилиндре не было масла. Иначе смазка закроет зазоры, результаты будут неточными. Для оценки состояния ГРМ нужен эндоскоп с подсветкой и поворотным механизмом. Если заниматься диагностикой самостоятельно, можно при покупке оборудования заплатить больше денег, чем стоит ремонт на станции технического обслуживания. Мастера в автосервисе быстро найдут причину появления сизого дыма из выхлопа и устранят ее.