Ваш город Москва?

Да

Изменить

Москва
График работы
DDCAR Алтуфьево
Дубнинская улица, 79
+7 (495) 120–90–15
DDCAR Нагатинская
Хлебозаводский проезд, 7А
+7 (495) 846–73–34
DDCAR Царицыно
6‐я Радиальная улица, 20с7
+7 (495) 129–08–90
DDCAR Владыкино
Алтуфьевское шоссе, 27Ас2
+7 (499) 110–41–35
DDCAR Планерная
улица Героев Панфиловцев, 26
+7 (495) 846–75–94
DDCAR Сходненская
улица Свободы, 35с31
+7 (495) 281–26–46
DDCAR Беломорская
Беломорская улица, 40с18
+7 (499) 288–10–45
DDCAR Беляево
улица Академика Опарина, 5
+7 (495) 845–22–48
DDCAR Измайлово
Ткацкая улица, 12
+7 (495) 859–47–80
DDCAR Одинцово
Кленовая улица, 1Ас1
+7 (495) 859–20–41
DDCAR Королев
Королёв, Ярославский пр‐д, 11
+7 (495) 492–48–18
DDCAR Химки
Химки, Ленинский пр‐к, 27А
+7 (495) 159–61–26

Если из выхлопной трубы появляются клубы темного дыма, значит есть проблемы с топливной системой или зажиганием. Оттенок выхлопа лишь указывает на ограниченный набор симптомов. Точный «диагноз» поставит опытный моторист с пятилетним опытом за плечами. Есть прямая зависимость от типа силового агрегата: бензин или дизель. После прочтения статьи вы сможете самостоятельно понять, в чем может быть проблема. Деградация идет по нарастающей. Сначала меняется цвет дыма, а потом прогорает клапан или рассыпаются поршневые кольца. Важно успеть вовремя, чтобы не попасть на «капиталку» мотора.

Откуда черный цвет

Что такое выхлоп? Это отработанные газы двигателя внутреннего сгорания (ДВС). Они состоят из углекислоты и азота, поэтому в норме бесцветные. Разве что зимой дым больше похож на пар из‐за снега и конденсата, который после нагрева переходит из жидкого состояния в газообразное. Обычная физика, учебник за 7 класс. При нарушении смесеобразования все меняется. Оттенок становится заметным, появляется неприятный запах топлива.

Черный дым идет из глушителяЧерный выхлоп из глушителя

Газы «вылетают» из камеры сгорания на такте выпуска, потом идут в трубу или снова направляются во впускной коллектор для дожига, если в машине установлена система EGR. В автомобилях с каталитическим нейтрализатором поток проходит дополнительную очистку.

Какие вещества окрашивают дым в черный цвет? Это простая сажа. Продукт горения любого топлива: бензин, солярка или даже пропано-бутановая смесь при установке газобаллонного оборудования (ГБО). Копоть образуется из‐за переизбытка горючего. Она смешивается с выхлопом и выходит из трубы, заставляет нервничать владельца машины.

Паника не лишена смысла. Если при перегазовке поток темного «пара» многократно усиливается, значит с силовым агрегатом что‐то случилось. Пора искать причину, пока не поздно.

Причины появления черного выхлопа

Первым делом советуем обратить внимание на качество горючего. Типичный пример. Вы оказались далеко от дома и залили полный бак на неизвестной заправке, сразу появился черный дым из выхлопной трубы. Дело в бензине или солярке. В российской глубинке до сих пор можно встретить места, где в ходу «паленое» топливо. Этилированный бензин, дизтопливо с присадками — опасный коктейль из химии, который мгновенно забивает фильтр и не сгорает до конца.

Второй фактор — температура. Зимой движку и системе питания требуется время для синхронизации работы. На морозе «тупит» карбюратор, форсунки не могут нормально распылять топливовоздушную смесь (ТВС) внутри камеры сгорания. Это касается бензиновых силовых агрегатов. Аналогичные проблемы характерны для дизелей. При отрицательной температуре не успевают нагреться свечи накаливания, нужно 2-3 минуты на «раскачку» топливного насоса высокого давления (ТНВД).

Изображение мотора на тепловизореДвигатель на экране тепловизора

Если через пять минут после старта силового агрегата зимой черный дым перестал идти из выхлопа, значит все в порядке. В противном случае надо искать причину появления сажи. Летом вообще не должно быть проблем с холодным запуском.

Общие

Есть неисправности, которые возникают на «газобаллонных», дизельных и бензиновых силовых агрегатах. Воздушный фильтр есть везде. Часто он становится причиной проблем с выхлопом.

Большие зазоры в ГРМ

Исправная система газораспределения — залог бесперебойной работы мотора. Мы не будем освещать редкие неполадки вроде задиров на распределительном валу. Типичная проблема — нарушение регулировки зазора клапанного механизма. Если между седлом и тарелкой есть приличное расстояние, то впускной клапан «наваливает» слишком много ТВС, а выпускной начинает работать раньше срока. В результате камера сгорания очищается не совсем вовремя. Из трубы валит черный дым.

Маленькие зазоры тоже не сулят ничего хорошего. Стержни клапанов могут погнуться. Проблему надо решать. Если в моторе стоит механическая система регулировки, нужно взять щуп и подкрутить болты и гайки. Для силовых агрегатов с гидрокомпенсаторами совет один — заменить неисправные детали на новые. Очистка вряд ли поможет восстановить работоспособность.

Засор выхлопа

На внутренних стенках выхлопной системы со временем появляются отложения. Они забивают трубы, сетки, катализаторы. Мотор начинает испытывать серьезную перегрузку. Расход масла и топлива увеличивается, охлаждающая жидкость выкипает и перегревается. Типичный признак — громкий рев из трубы, особенно после перегазовки. О перегреве сигнализирует стрелка термометра, уходящая в красную зону.

Забился каталитический нейтрализаторЗабитый катализатор

В результате засорения из трубы вылетает сажа, появляется запах жженого металла. Советуем провести диагностику глушителя, каталитического нейтрализатора и других элементов выхлопной системы. Для этого понадобится подъемник или яма, домкрата не хватит, чтобы получить удобную позицию для осмотра. Поэтому лучше съездить в автосервис.

Забился воздушный фильтр

ТВС состоит из воздуха и горючего. Пропорции для бензиновых и дизельных моторов разные, но нарушение баланса в сторону топлива вызывает перелив. В итоге смесь не сгорает до конца. В городских условиях фильтрующий элемент служит 9–12 тыс. км пробега. Но стоит выехать на грунтовую дорогу, как пыль моментально забивает наполнитель. Воздуха не хватает.

Это полбеды. Абразивные частицы проникают в камеру сгорания, что приводит к образованию задиров на цилиндрах. Воздушный фильтр можно промыть, но это экстренный вариант. Лучше поставить новый расходник, цены на него не слишком высоки.

Бензиновые

В бензиновых силовых агрегатах есть система зажигания и свечи, которые вырабатывают искру для воспламенения ТВС. С ними бывает много проблем. Но есть и другие узлы, способные доставить массу беспокойства водителю. На инжекторах есть форсунки. Но про них мы расскажем в разделе для дизелей.

Барахлят свечи зажигания

Зазор между электродом и корпусом свечи должен составлять 0,9-1,1 мм. При отклонениях в бо́льшую и меньшую сторону искрообразование нарушится. Электрическая дуга будет слишком слабой, чтобы воспламенить топливо, смешанное с воздухом. Советуем измерить зазор щупом и установить нормативные значения.

Как проверить свечу зажиганияПроверка свечи на искру

Иногда свеча не работает из‐за пробоя. Тогда на ее керамическом изоляторе появляются влажные следы. Это бензин, который не сгорел. Нужно провести простую проверку: выкрутить свечу, надеть на нее бронепровод, а резьбу закоротить на массу. Останется прокрутить стартер и посмотреть, есть ли искра. Если нет, запчасть надо заменить. Тогда клубы черного дыма из выхлопной трубы на бензине исчезнут.

Переливает карбюратор

По дорогам России до сих пор ездят автомобили с карбюраторными двигателями. Бывалые водители выбирают их благодаря хорошей ремонтопригодности. Починить мотор можно в полевых условиях с минимальным набором инструментов. Из‐за плохого топлива и засоренного воздушного или топливного фильтра в карбюратор проникает пыль. Забиваются жиклеры, что нарушает поступление горючего в камеры. Начинается перелив.

Аналогичная проблема происходит при прокалывании воздушных камер поплавка. Уровень бензина становится слишком высоким. Подтеки горючего видны невооруженным взглядом. В салоне пахнет бензином. Советуем прочистить жиклеры и отрегулировать уровень топлива. Заодно можно покрутить винты для нормализации работы мотора на холостом ходу. За это отвечают винты качества и количества.

Дизельные

В машинах на солярке установлены двигатели, которым не нужна искра. Топливовоздушная смесь воспламеняется сама под действием высокого давления. Зато свечи накаливания греют камеры сгорания, при их отказе мотор работает с перебоями. Есть и другие причины.

Сломался топливный насос

За подачу солярки на дизеле отвечает топливный насос высокого давления (ТНВД). При его поломке горючего становится слишком много, образуется сажа, выхлоп дымит черным. Это типичные симптомы перелива. Вот их полный список:


  • расход топлива увеличивается на 20-40 %;
  • двигатель троит на низких оборотах;
  • машина заводится с десятого раза;
  • видны протечки горючего;
  • мотор перегревается и шумит.

Насос довольно хрупкий. Его нужно снимать и разбирать аккуратно. Если у вас нет опыта, связанного с ремонтом, лучше поручить эту задачу мотористу в автосервисе. Риск «угробить» ТНВД будет минимальным, а вероятность успеха максимальной.

Отказала турбина

Атмосферные силовые агрегаты сами всасывают воздух на такте впуска. На дизель часто устанавливают турбонагнетатель с компрессором для улучшения пропускной способности воздушной магистрали. Когда турбина перестает выполнять свои функции, внутри камеры сгорания появляется слишком много солярки. Она не выгорает до конца. Результат — появление клубов черного дыма из выхлопной трубы.

Турбокомпрессор дизеляТурбина дизеля

Износ турбины можно определить так: прокрутить руками крыльчатку, покачать вперед‐назад. Если есть сильный люфт, значит узел пора менять. Альтернативный вариант — ремонт ротора. Порой возникает утечка воздуха в соединениях турбо нагнетателя с двигателем. Тогда при запущенном моторе с открытым капотом будет слышен громкий свист. Надо найти зазор и устранить его.

Забились или потекли форсунки

При эксплуатации автомобиля мелкие частицы и абразив крупной фракции оседают в топливной магистрали и на всех ее узлах. Со временем накапливается шлам с образованием соединений смолы и лака. Этот клей забивает сопло форсунки, перекрывает распыление. Солярка или бензин течет в камеру сгорания, а не попадает туда в виде аэрозоля. Перелив приводит к повышенному образованию сажи. Гарь выходит из выхлопной трубы в виде черного пара.

Если дело не зашло слишком далеко, форсунки можно почистить. Но это не гарантирует успеха. Порой сопло распылителя становится бесполезным из‐за того, что выработало свой ресурс. Тогда нужна замена форсунок. Лучше брать оригинальные детали, но подойдет и хороший заменитель. Главное — отказаться от использования запчастей ноунейм‐брендов.

Проблема с сажевым фильтром

Дизельные моторы образуют больше копоти в процессе работы, чем бензиновые. Поэтому в системе выхлопа устанавливают сажевый фильтр. Название говорит само за себя. Он абсорбирует частицы размером от 0,1 до 1 микрона. Проблема состоит в том, что фильтр со временем засоряется. Появляется плотный черный дым из глушителя. Советуем заняться восстановлением.

Засорился сажевый фильтрЗабитый сажевый фильтр

В норме сажевые фильтры самоочищаются. Это называется активной регенерацией. Датчик перепада давления направляет в электронный блок управления (ЭБУ) сигнал о переполнении фильтра, контроллер увеличивает подачу топлива. Копоть сгорает из‐за высокой температуры. Если не работает активный способ, можно использовать пассивный метод регенерации. Для этого достаточно проехать 20–30 километров на максимальном газу. Альтернативный вариант — залить в бак присадку для солярки.

Как устранить неисправность

В качестве универсального совета можно привести банальную рекомендацию: заливайте только качественное топливо, меняйте расходники по срокам ТО и следите за техническим состоянием автомобиля. Остальные меры зависят от диагностированной неисправности.

Приведем простой пример. Вы обнаружили, что одна из свечей зажигания не дает искру. Просто меняете ее на новую. Стучат клапана? Отрегулируйте зазоры. А если переливает карбюратор — займитесь очисткой жиклеров и установкой нормального уровня топлива.

Выводы

Много причин того, что из выхлопа клубами выходит черный дым. Есть общие для всех силовых агрегатов, но существуют специализированные. Проблему нужно решить как можно скорее, раз уж она возникла. Вылет сажи говорит о нарушении смесеобразования и сгорания топлива. Последствия не заставят себя ждать. Сначала от перегрева придет в негодность прокладка головки блока цилиндров (ГБЦ), потом появятся задиры на цилиндрах, компрессия достигнет минимальных значений. Придется разбирать мотор и выполнять дефектовку. Это обойдется гораздо дороже, чем замена изношенной турбины.

При появлении первых симптомов советуем отправляться в автосервис. Мотористы быстро найдут причину «задымления» и устранят ее. Вам не придется тратить время и деньги на дорогой ремонт.

Записаться на сервис
Записаться
remont@ddcar.ru
нам можно написать