Адреса автосервисов
Москва
Химки
Долгопрудный
Королёв
с 09:00 до 21:00
DDCAR Царицыно
DDCAR Тульская
DDCAR Лианозово
DDCAR Семеновская
DDCAR Щелковская
DDCAR Внуково
DDCAR Братеево
Цилиндропошневая группа (ЦПГ) — самая уязвимая часть двигателя внутреннего сгорания (ДВС). Недостаток масла и перегрев приводят к образованию задиров на цилиндрах. Это снижает компрессию, выхлопные газы прорываются в картер, топливовоздушная смесь (ТВС) сгорает не до конца. Растет расход бензина или солярки. Водитель чувствует сильное падение мощности мотора. Расскажем о том, почему появляются задиры, что с этим делать и как не допустить рецидива.
Задиры в автомобильном двигателе — дефекты зеркала цилиндра или юбки поршня. Появляются из‐за механического повреждения, которое вызвано возросшей силой трения, нарушением ориентации деталей относительно друг друга. Если говорить простыми словами, на металле образуются царапины: вертикальные, горизонтальные и смешанные. Вот как это выглядит на совмещенном фото:
В норме юбка поршня не соприкасается с внутренней поверхностью цилиндра. Но при нарушении фаз газораспределения, в случае закоксовки поршневого пальца и колец происходит столкновение. Зеркало никогда не бывает идеально гладким. Не стоит считать проблемой микроскопические царапины. Надо бить тревогу только когда видите глубокие борозды.
В последние годы в автосервис зачастили водители, у которых проблема с поршневой. Основная целевая группа — владельцы машин с короткоходными силовыми агрегатами. Автомобильная промышленность не стоит на месте. Производители постоянно работают над облегчением массы моторов и снижением уровня потребления горючего. Побочный эффект от таких экспериментов — рост температуры в камере сгорания. Детали ЦПГ перегреваются, что приводит к образованию задиров на цилиндрах.
Еще одна проблемная категория — малолитражки и авто с турбированными двигателями. Причина все та же. Это высокая температура. Моторное масло, особенно «минералка» не может справиться с высокими нагрузками, пленка на деталях поршневой становится тонкой. Сила трения увеличивается в разы. Металл начинает разрушаться. Вот как это выглядит на фото:
Если вы эксплуатируете машину с короткоходовым или турбированным силовым агрегатом, советуем не использовать на практике агрессивную манеру вождения. Педаль газа в пол — не лучший выбор. Поршень с короткой юбкой может биться о зеркало цилиндра.
Важно своевременно провести диагностику и устранить дефекты. В противном случае может заклинить поршень. Если заметили хотя бы один признак образования задиров в цилиндрах, стоит задуматься. Вот список:
К цокающим звукам порой добавляется стук, который нельзя спутать с тем, что издают клапана с большими зазорами или неисправными гидрокомпенсаторами. Посторонний шум слышен «на холодную» и «на горячую». Не советуем игнорировать признаки возникновения задиров в автомобильных цилиндрах.
Иногда водители сами создают себе проблемы. Приведем типичный пример. Один из наших клиентов приехал в автосервис спустя месяц после самостоятельной замены поршневой. Он неправильно выбрал новые поршни. В результате пальцы зашли максимально туго. При каждом нагреве поршень клинил в одном положении из‐за температурного расширения металла. Юбка терлась о зеркало, образовались задиры на новом поршне. Пришлось проводить дефектовку мотора и заново менять поршневую, растачивать гильзы цилиндров.
Движок наиболее уязвим в период обкатки. Поэтому после замены поршневой или при покупке машины с конвейера нужно ездить максимально аккуратно. Для полноценной обкатки надо проехать 3-5 тысяч километров. За это время детали притрутся, останется отрегулировать зазоры в газораспределительном механизме (ГРМ). Вот список факторов, провоцирующих задиры в автомобильных цилиндрах, и причины:
Желание отремонтировать авто своими руками не всегда реализуется идеально. Приведем типичный пример. Один из клиентов отдал блок цилиндров на расточку частному мастеру из ближайшего гаражного кооператива. После окончания работ вместо гладкого зеркала на внутренней поверхности появились хорошо различимые продольные борозды. Если собрать движок с такими дефектами, сильные задиры на расточенных цилиндрах гарантированы.
На автомобильных форумах ходят слухи о том, что поршневая разлетается из-за кусочков сот катализатора, которые из выхлопа каким-то образом попадают в ЦПГ. В большинстве случаев обломки нейтрализатора чисто физически не способны залететь в систему питания. Поток отработанных газов движется в противоположном направлении. Но есть исключение — моторы с системой рециркуляции отработанных газов (EGR). Абразив может попасть в цилиндр вместе с газами для дожига.
Есть автомобили, которые больше остальных подвержены риску появления задиров на всех цилиндрах. Первыми в «расстрельный список» попадают машины, предназначенные для гонок, а не комфортного движения по городским улицам. Это спорткары вроде Porsche или Jaguar.
Водители выжимают из своих «железных коней» все соки. Даже спортивные моторы не выдерживают максимальных темпов работы. Есть и другие кандидаты:
Плохие условия эксплуатации, холодный климат фатально сокращаю ресурс силовых агрегатов.
В последние годы состояние дорожного покрытие в России улучшилось. Но в глубинке до сих пор попадаются ямы глубиной до 20 см. При движении по кочкам страдает ходовая. Но это полбеды. Из‐за постоянной вибрации расслабляются соединения системы охлаждения и питания. Через отверстия уходит антифриз, в воздушную магистраль подсасывает воздух с пылью, который идет мимо фильтра. Недостаток тосола и избыток абразивов не лучшим образом влияют на работу силового агрегата.
Перегрев и большая сила трения делают свое дело. Появляются все симптомы образования задиров на поршнях и зеркалах цилиндров. Водителям при движении по «пересеченной местности» советуем регулярно следить за состоянием зажимных хомутов и прочих соединений.
Мороз причиняет массу неудобств водителям. Если столбик термометра опускается ниже -50 °C, автомобильная резина приобретает квадратную форму. В якутском селе Оймякон температура зимой опускается до -64 °C. При таких условиях все сальники в двигателе становятся «дубовыми», перестают выполнять уплотняющие функции. Начинается утечка масла и антифриза. Смазка после холодного пуска не успевает проникнуть в каналы магистрали, ЦПГ работает на износ.
Со временем из-за масляного голодания поршень начинает соприкасаться с цилиндром. Результат — образование задиров в бензиновом и дизельном двигателе. Советуем использовать прокладки из морозостойкой резины. Им не страшны низкие температуры вплоть до -150 °C. От холода страдает аккумулятор. Его приходится постоянно заряжать и менять электролит в банках.
Если дефекты минимальны и пока не влияют на общую работоспособность силового агрегата, можно продолжать эксплуатацию. Когда борозды достигли таких размеров, что снизилась компрессия в моторе, пора заняться диагностикой и ремонтом. Настораживающие симптомы: громкий «цокот» и стук, фатальная потеря динамики, мощности. Если движок не тянет под горку, значит дефекты стали угрожающими.
Советуем не откладывать ремонт на потом. Лучше загнать автомобиль на станцию технического обслуживания (СТО) заранее. В этом случае понадобится лишь замена поршней и легкая шлифовка зеркала цилиндров. Если двигатель заклинит, придется менять всю поршневую и некоторые детали ГРМ.
Нельзя определить неисправность на слух. За цокающие звуки можно легко принять обычный стук клапанов, характерный в период прогрева силового агрегата. Если у водителя мало опыта, понадобится оборудование. Тогда получится выполнить диагностику своими руками.
Прибор типа АГЦ позволяет на ранних стадиях выявить неполадки деталей цилиндропоршневой группы. Для диагностики не надо разбирать мотор. Достаточно зафиксировать оборудование в свечном колодце или в месте установки топливных форсунок на дизельном моторе.
В отличие от стандартного компрессометра, прибор дает результаты, пригодные для постановки «диагноза». Лучше проводить замеры «на горячую». Надо перекрыть подачу топлива и прокрутить коленвал стартером. Хватит 5 полных оборотов. АГЦ измеряет два параметра:
Для измерения Р1 устанавливают редукционный комбинированный клапан, включают стартер, записывают результат. Потом для получения параметра Р2 меняют клапанный узел на вакуумный и повторяют весь цикл. Вот как выглядит интерпретация результатов для бензиновых моторов, работающих на топливе с октановым числом 92–95:
Пользоваться таблицей легко. Достаточно найти точку пересечения на графике. Простой пример. Пусть Р1 равен 0,5 и Р2 0,6. Значит в двигателе проблема с компрессией. Причиной могут стать не только трещины, но и задиры на автомобильных цилиндрах. Метод приблизительный. Он не указывает на причину со стопроцентной вероятностью. Второй способ куда точнее.
Лучше один раз увидеть, чем сто раз пытаться диагностировать поломку с помощью АГЦ-2. Миниатюрная камера с подсветкой на гибком кронштейне способна проникать в самые труднодоступные места. Не надо разбирать двигатель. Достаточно открутить свечу зажигания или накаливания, вытащить топливную форсунку на дизеле. Потом надо установить поршень в нижнюю мертвую точку (НМТ) и ввести эндоскоп. Картина сразу прояснится. Видео можно выводить прямо на экран смартфона:
Приборы с дисплеем в комплекте стоят дороже, поэтому нет смысла переплачивать. Только состояние юбки поршня вряд ли удастся проверить. Но если дефекты есть на зеркале гильзы, то на поршне они тоже появятся.
Проблему с дефектами можно решить, для этого есть пара способов. Вот как можно убрать следы задиров в цилиндре:
Других вариантов нет. Если удалось диагностировать проблему, без полного разбора мотора и замены поршневой не обойтись. Чтобы не доводить до предела, стоит постоянно следить за состоянием системы охлаждения, вовремя доливать и менять моторное масло. Владельцы авто с EGR на борту должны помнить о том, что части разрушенного катализатора могут попасть в камеру сгорания.
Диагностировать образование задиров можно своими руками. Для этого подойдет эндоскоп. С анализатором герметичности много мороки, да и результаты не точные. Но ремонт с заменой гильз и ЦПГ — сложная задача. Поэтому советуем обратиться с проблемой в автосервис. Мы приводили пример с «кривой» расточкой от гаражных мастеров. При проведении самостоятельных работ есть риск испортить новые детали и заплатить двойную цену. Опытные мастера на СТО не допускают ошибок. Они делают все быстро и гарантируют результат.