Ваш город Москва?

Да

Изменить

Москва
График работы
DDCAR Алтуфьево
Алтуфьевское шоссе, 31с1
+7 (495) 120–90–15
DDCAR Химки
Химки, Ленинский пр‐к, 27А
+7 (495) 159–61–26
DDCAR Царицыно
6‐я Радиальная улица, 20с7
+7 (495) 129–08–90
DDCAR Нагатинская
Хлебозаводский проезд, 7А
+7 (495) 846–73–34
DDCAR Озерная
Никулинская улица, 23к4с1
+7 (495) 492–48–18
DDCAR Сокольники
Краснобогатырская улица, 2с30
+7 (499) 520–00–31
DDCAR Внуково
Внуковское шоссе, вл11Ас2
+7 (495) 492–88–75
DDCAR Братеево
Братеевская улица, 20к1с4
+7 (495) 492–88–02

Перезаряд автомобильного аккумулятора (АКБ) возникает, когда напряжение на его полюсах превышает нормальное значение. Последствия могут быть серьезными и даже опасными. Генератор вырабатывает ток с интенсивностью, которая зависит от оборотов двигателя. Поэтому напряжение на полюсах АКБ будет постепенно повышаться. При достижении нормального значения генератор отключается от батареи. В случае поломки этого не происходит. Процесс повторяется до тех пор, пока напряжение на полюсах АКБ не станет слишком высоким. Это может привести к полному разрушению АКБ и даже к пожару. Поэтому надо знать, почему возникает перезаряд аккумулятора и что с этим делать.

Автовладельцы согласятся с мыслью о том, что качественный аккумулятор и разумное его использование вызывают минимум проблем в течение всего срока службы АКБ. Некоторые батареи могут прослужить 4–5 сезонов. Замена не требуется слишком часто. Но использование при больших нагрузках или в экстремальных условиях может представлять опасность. Прежде всего это касается перезаряда, о котором многие водители имеют лишь ограниченное знание. Расскажем о последствиях неисправности.

Что такое перезаряд

Перезаряд — заряд аккумулятора выше нормального уровня. Для легковых автомобилей это обычно 12,7 В при полной зарядке. Когда двигатель начинает работать, он использует АКБ, а затем генератор берет на себя подачу напряжения 14,5 В ко всем потребителям автомобиля, подзаряжая тем временем батарею.

АКБ перезаряжаетсяПоказания выше нормы на дисплее мультиметра

Но если напряжение превышает 20 В и поступает на контактную группу долгое время, это может привести к серьезным повреждениям аккумулятора. Поскольку его пластины начнут нагреваться, а электролит внутри будет испаряться и закипать из‐за повышения уровня кислотности. В результате этой реакции образуются водород и кислород, которые не всегда могут выйти наружу, поэтому перезаряд способен привести к деформации или даже разрыву корпуса батареи. Более новые модели АКБ менее подвержены подобным последствиям, но исключать ничего нельзя.

Не стоит забивать на качество батареи. Лучше выбирать ее с осторожностью и в соответствии с инструкциями автопроизводителя. Поскольку перезарядка аккумулятора представляет собой потенциальную опасность, следует помнить о ее признаках и способах предотвращения подобных обстоятельств.

Типичные признаки

Резонно задать вопрос — что может быть причиной перезарядки и как ее обнаружить? Недавно АКБ работала исправно и не доставляла владельцу никаких хлопот. Зарядный ток в батарею обычно поступает от генератора, поэтому часто именно этот узел является причиной перезаряда. Чтобы точно определить ситуацию, когда на аккумулятор подается ток больше, чем необходимо, следует воспользоваться мультиметром. Пошаговое руководство:


  1. Мультиметр устанавливаем в режим измерения постоянного тока, и диапазон должен составлять около 20 В.
  2. Щупы прибора соединяем с клеммами батареи. Убедитесь, что полярность правильная. Черный провод является отрицательным, а красный — положительным.
  3. При неработающем двигателе напряжение должно составлять 12,7 В, если аккумулятор был полностью заряжен.
  4. Запускаем мотор и смотрим на дисплей тестера. От конкретных цифр зависит результативность диагностики.
  5. Если генератор, реле и бортовая сеть исправны, показания мультиметра должны составлять примерно 14,5 В. Отклонение в 0,5 В в любую сторону можно считать приемлемым.

Один из способов определить наличие перезаряда — поиск внешних признаков. Это может быть жидкий электролит, вытекающий из батареи, клеммы со следами окислов. Для установления факта перезарядки стоит использовать данные с бортового компьютера автомобиля. Если вы наблюдаете какие‐либо из вышеперечисленных признаков, рекомендуется принять меры для их устранения.

Как определить состояние АКБ

В арсенале водителя вряд ли найдутся серьезные приборы вроде осциллографа. Подойдет обычный электрический тестер. Нужно заглушить мотор, открыть капот и приложить щупы мультиметра к клеммам аккумулятора. Состояние батареи зависит от напряжения:


Степень заряда, %

АКБ 12 В

АКБ 24 В

Плотность электролита, г/см³

10

11,94

23,88

1,134

20

11,98

23,96

1,148

30

12,04

24,08

1,162

40

12,12

24,24

1,176

50

12,20

24,40

1,190

55

12,24

24,48

1,197

60

12,28

24,56

1,204

65

12,32

24,64

1,211

70

12,36

24,72

1,218

75

12,40

24,80

1,225

80

12,46

24,92

1.233

85

12,52

25,04

1,241

90

12,58

25,16

1,249

95

12,64

25,25

1,257

100

12,70

25,40

1,256

В норме степень заряда будет близка к 100 %. Экран мультиметра покажет 12,68-12,70 В в случае с АКБ 12 В. Если батарея потеряла емкость из-за постоянного перезаряда, уже через пару часов тестер выдаст показатель в районе 85 %. Это признак сильной деградации аккумулятора. Вряд ли он проработает еще один сезон. Нормальная АКБ при включенной сигнализации разряжается в ноль примерно за 30 дней.

Последствия для автомобиля

Водителю следует задуматься о последствиях регулярного перезаряда аккумулятора, поскольку это не только приведет к его замене, но и поставит под угрозу электрическую систему автомобиля. Необходимо тщательно изучить потенциальные опасности, связанные с регулярной или постоянной перезарядкой аккумулятора:


  1. Когда вы подаете слишком большое напряжение на электролит, его температура повышается. Серная кислота внутри батареи частично вытекает наружу, и если она нагревается в течение длительного периода времени, то может распространиться на внешние элементы автомобиля, такие как панели кузова, радиаторы, провода и шланги. Кислота со временем разъедает эти элементы.
  2. Если дополнительный заряд незначителен, электролит собирается на покрытии батареи и оседает на клеммах в виде конденсата. Это приводит к окислительным процессам, повреждающим контакты. Проявляется в виде зеленого налета.
  3. Уровень электролита внутри батареи снижается из‐за испарения. Поскольку некоторые электроды не погружены в жидкость, пластины становятся слишком горячими и разрушаются. Если это произойдет, то приведет к короткому замыканию банок, и батарея больше не сможет функционировать.
  4. Длительный и постоянный перезаряд АКБ вызывает очень высокую температуру, что приведет к распаду электролита. Эта смесь газов водорода и кислорода потенциально может быть горючей, что вызовет взрыв и вытекание кислоты из‐под капота.
  5. Перегорают предохранители, перестает работать подсветка приборной панели, электроника функционирует неправильно.
  6. В самых сложных условиях проводка внутри подкапотного пространства машины расплавится, что способно привести к пожару.

Поначалу риск не слишком значительный. Но игнорирование симптомов перезарядки приведет к серьезным, даже катастрофическим последствиям. AGM‐аккумуляторы особенно уязвимы к этой проблеме, поскольку между их электродами находятся стеклянные сепараторы. При нагревании электролит испаряется, а пластины высыхают, что приводит к разрушению активной смеси и необходимости замены батареи. Гелевые АКБ не исключение — когда гель оседает на пластинах, происходит короткое замыкание, что также требует замены.

Ключевые причины перезаряда

Следующий шаг — определить, что стало причиной перезаряда аккумулятора и как это можно исправить. Надо решить, стоит ли заниматься этим самостоятельно или лучше обратиться за помощью к специалистам.

Генератор авто Генератор авто

Проблема с неисправным реле генератора является частой причиной перезарядки аккумулятора. При исследовании источника проблемы обычно выясняется, что неисправность кроется в реле‐регуляторе. Само реле находится в рабочем состоянии, но функционирует неправильно, вызывая увеличение напряжения выше 14,5 В. Если обнаруживается дефект или заводской брак, то больший ток приводит к устойчивому перезаряду, хотя и не на экстремальном уровне. Очевидное решение — замена этого реле.

В случае полного выхода из строя реле генератора переменного тока АКБ будет сильно перезаряжена. Поскольку реле больше не работает как ограничитель, напряжение от генератора поступает непосредственно на батарею и может достигать 20–24 В — сильная перезарядка неисправного аккумулятора автомобиля.Необходимо заменить реле.

В случае повреждения диодного моста, якоря или обмотки со стороны генератора переменного тока, лишнее напряжение передается через реле и разрушает аккумулятор. Для устранения этой проблемы нужен ремонт генератора. Если его нельзя отремонтировать, то необходима полная замена.

Неисправное звено в электрической цепи может заставить реле считать, что количество потребляемой энергии выше, чем должно быть. Чтобы компенсировать это, регулятор начинает подавать больше напряжения, чем необходимо, что приводит к избыточному заряду. Важно осмотреть контактные площадки на глаз, использовать мультиметр для проверки. Если обнаружены какие‐либо проблемы, их можно устранить путем очистки или замены соединительных проводов.

Иногда причиной перезарядки является не генератор, а бытовое зарядное устройство (ЗУ). Старые модели имеют ручную настройку, которая при неправильном выборе может нанести вред АКБ.

Некоторые водители пытаются оживить изношенную батарею, намеренно повышая плотность используемого электролита. Это может оказаться губительным. Ничего кроме ускоренной сульфатации не получится.

Меры профилактики

Нет необходимости придумывать новое решение, чтобы избежать перезаряда. Автопроизводители приняли меры. Бортовые компьютеры позволяют в режиме реального времени следить за работой аккумулятора, и электроника проверит, все ли в порядке. Поскольку некоторые автомобили остаются на парковке в течение длительного времени, не всегда есть возможность подзарядить батарею с помощью генератора. Необходимо вынуть АКБ и приобрести достойное зарядное устройство, которое может автоматически регулировать напряжение.

Пусковое зарядное устройство Пуско‐зарядное устройство

Если в авто нет автоматизированных систем мониторинга, нужно хотя бы раз в месяц тестером измерять напряжение на клеммах во время работы генератора. На дисплее больше 15 В? Есть повод задуматься. Еще всегда советуем следить за плотностью электролита. Для этого нужен один прибор — ареометр. Когда показания выше нормы, надо долить дистиллированную воду, если поплавок указывает на недостаток плотности — заливаем в банки кислотный концентрат.

Как зарядить изношенную батарею

Вопрос заключается в том, можно ли зарядить автомобильную батарею, которая была перезаряжена. Этого не следует делать, когда неисправен генератор переменного тока, лучше отремонтировать или заменить генератор. Если аккумулятор уже полностью заряжен, используйте надежное зарядное устройство, которое имеет функцию автоматической регулировки напряжения. Ручная настройка помогает не всегда.

Если зарядное устройство не будет должным образом регулировать напряжение во время работы, то при подключении к нему аккумулятора может произойти закипание электролита. Это приведет к снижению емкости АКБ. Лучше выбрать ЗУ, которое не перезаряжает. Но первым делом стоит устранить все неисправности, связанные с генератором, его реле или проводкой.

Выводы

Чрезмерная зарядка аккумулятора автомобиля может иметь серьезные последствия из‐за повреждений, вызванных избыточным током в его электрической цепи. Наиболее распространенными причинами возникновения проблемы являются неисправный генератор или реле, а также короткое замыкания в некоторых частях проводки.

Если симптомы можно определить самостоятельно, то диагностику и ремонт лучше делегировать специалистам автосервиса. Они быстро и эффективно справятся с задачей, что убережет водителя от необходимости покупки новой АКБ.

Записаться на сервис
Записаться
remont@ddcar.ru
нам можно написать