Адреса автосервисов
Москва
Ваш город Москва?
Да
Изменить
с 09:00 до 21:00
DDCAR Химки
DDCAR Царицыно
DDCAR Нагатинская
DDCAR Внуково
DDCAR Братеево
с 11:00 до 20:00
DDCAR Алтуфьево
DDCAR Озерная
DDCAR Сокольники
Батарея — важная часть электрической системы. Она обеспечивает запуск двигателя и работу приборов. Если аккумулятор не заряжается, это может привести к неприятным последствиям для машины и ее владельца:
Поэтому лучше своевременно обнаружить и устранить причины отсутствия зарядки. Среди них окисление клемм, обрыв или ослабление ремня генератора, износ щеток или неисправность регулятора напряжения. Проблемы создают: повреждение диодного моста, низкая плотность электролита, глубокий разряд или замыкание банок.
Иногда аккумулятор может не заряжаться от зарядного устройства (ЗУ) или от генератора, что приводит к снижению его емкости и срока службы.
Заряд ниже нормы
Существует три признака того, что автомобильная батарея не заряжается:
Если вы обнаружили один или несколько из этих признаков, то надо проверить состояние батареи, устранить неисправности.
Автомобильный аккумулятор может не заряжаться по нескольким причинам. Факторы включают неисправность генератора, повреждение или износ его ремня, окисление или коррозию клемм. Причиной может стать сама АКБ, которая потеряла емкость или имеет замыкание банок, что делает ее непригодной для зарядки. Важно своевременно обращать внимание на признаки проблем, обслуживать автомобиль в соответствии с рекомендациями производителя.
Абсолютное падение емкости означает, что напряжение опустилось ниже минимально допустимого уровня для запуска двигателя. Это происходит из‐за длительной стоянки машины в холодное время года, из‐за неисправности генератора или из‐за утечки тока через бортовую электрику. Полный разряд батареи опасен тем, что приводит к образованию солевых отложений на свинцовых пластинах внутри банок. Они затрудняют зарядку, снижают емкость и срок службы. Диагностировать полный разряд АКБ можно по таким признакам:
Для более точной диагностики можно использовать приборы, такие как мультиметр или тестер. Исправить полный разряд аккумулятора можно двумя способами:
После восстановления нормального вольтажа необходимо проверить состояние генератора и электрической системы, устранить возможные причины утечки тока.
Когда клеммы перестают проводить ток, это означает, что на их поверхности образуется белый или зеленоватый налет из сульфата свинца. Так происходит из‐за воздействия серной кислоты из электролита и электрического тока на металлические элементы контактных площадок. Окисление ухудшает контакт, что приводит к падению напряжения в электросистеме машины, затруднению запуска двигателя или полному разряду батареи.
Окисление клемм
Диагностировать окисление можно по «внешности»: если вы видите белый или зеленоватый порошок, то это признак окисления. Еще можно проверить напряжение на клеммах с помощью мультиметра: если оно ниже 12 В при выключенном двигателе или ниже 13–14 В при работающем моторе, то это указывает на плохой контакт из‐за окислов. Исправить проблему можно так:
Окислы появляются не сами по себе. Обычно это результат перезаряда или недозаряда батареи.
Обрыв или ослабление натяжения ремня генератора в автомобиле означает, что ремень не может эффективно передавать крутящий момент от двигателя к генератору. Это приводит к снижению выходного напряжения и тока генератора, что в свою очередь влияет на заряд аккумулятора. Батарея может разряжаться быстрее, чем заряжаться. Это приводит к плохому пуску двигателя или полному отключению электрических систем в машине.
Провис ремень генератора
Для диагностики ослабления натяжения ремня генератора есть три типичных признака. Во‐первых, можно услышать свистящий или скрипящий звук от ремня при работе двигателя.
Во‐вторых, можно проверить напряжение на клеммах аккумулятора при работающем и выключенном моторе с помощью мультиметра. Если напряжение при заглушенном силовом агрегате составляет около 12 В, а при включенном менее 13 В или более 15 В, то это указывает на неисправность генератора или ремня.
В‐третьих, можно проверить состояние ремня визуально или пальцами. Ремень не должен быть изношенным, треснутым или осыпаться. Натяжение ремня должно быть таким, чтобы его можно было отклонить на 1–2 см при умеренном давлении.
Исправить ослабление натяжения легко. Достаточно подтянуть ремень или поставить новый, если старый порвался. Для этого нужно освободить натяжной ролик от давления с помощью гаечного ключа подходящего размера и сдвинуть его в сторону. Затем надо снять старый ремень со шкивов генератора и других агрегатов, установить новый ремень по той же схеме. После этого останется вернуть натяжной ролик на место и проверить правильность натяжения и положения ремня.
Регулятор напряжения генератора — это устройство, которое поддерживает постоянное напряжение в бортовой сети автомобиля и контролирует ток возбуждения обмотки генератора. Если регулятор неисправен, то может произойти перезаряд или недозаряд АКБ, а также повреждение электронных блоков и самого генератора. Для диагностики необходимо измерить напряжение на клеммах аккумулятора при работающем двигателе и различных нагрузках (фары, печка, стеклоочистители). Нормальное напряжение должно быть в пределах 13,5–14,5 Вольт. Если показатель сильно отклоняется от этого диапазона или колеблется при изменении нагрузки, то регулятор неисправен.
Регулятор напряжения
Для проверки тока возбуждения можно использовать амперметр или осциллограф. Значение должно быть пропорционально выходному напряжению генератора и меняться в зависимости от нагрузки. Если ток постоянный или отсутствует, то регулятор неисправен. Нужно заменить его на новый или отремонтировать старый. Для замены надо снять генератор с автомобиля, разобрать. Ремонт регулятора заключается в замене сгоревших диодов или контактов. Саму «шоколадку» восстановить нельзя.
Диодный мост генератора преобразует переменный ток в постоянный, который необходим для работы всей электроники в автомобиле и зарядки аккумулятора. Вот какие негативные последствия вызывает неисправное электрическое устройство:
Чтобы диагностировать неисправность диодного моста, необходимо снять его с генератора и проверить при помощи мультиметра. Если обнаружен пробой одного или нескольких диодов, то следует заменить весь диодный мост на новый. Для этого нужно отключить аккумулятор от электросистемы автомобиля, снять провода с генератора, разобрать корпус генератора и извлечь регулятор напряжения со щетками. Затем надо открутить три болта, которыми прикреплен диодный мост к обмотке стартера и отогнуть крепеж конденсатора. После этого можно вынуть старый диодный мост и установить новый на его место. При сборке генератора следует правильно подключить провода и обеспечить плотность крепления всех элементов.
Плотность электролита в автомобильном аккумуляторе — это баланс воды и серной кислоты в жидком реагенте. Показатель влияет на емкость, токоотдачу и срок службы АКБ. Норма заряженного до максимума аккумулятора — 1,27 г/куб. см. Если учитывать погрешности, то значение 1,26-1,28 г/куб. см можно взять за ориентир.
При зарядке и разрядке батареи плотность электролита меняется из-за протекания электрохимических реакций между свинцом, его диоксидом и серной кислотой. При разрядке АКБ концентрация кислоты падает, а при зарядке — повышается. На плотность электролита влияют такие факторы как испарение воды из банок аккумулятора или «кипение» при неправильном режиме зарядки.
Проверка плотности ареометром
Низкая плотность электролита означает, что АКБ разряжена или в ней мало серной кислоты для полноценного функционирования. Это приводит к снижению емкости и токоотдачи батареи, а также к увеличению риска замерзания электролита при низких температурах. Для повышения плотности необходимо зарядить аккумулятор от внешнего ЗУ или добавить концентрированный раствор серной кислоты. Это следует делать очень осторожно, с соблюдением мер безопасности.
Высокая плотность электролита означает, что аккумулятор перезаряжен или имеет избыточное количество серной кислоты. Это приводит к ускорению коррозии свинцовых пластин и образованию сульфата свинца на их поверхности. Для понижения плотности электролита необходимо добавить дистиллированную воду. Для проверки плотности применяют бытовой ареометр. С его помощью берут пробы с каждой банки, потом сравнивают значения с нормативными.
Сульфатация в автомобильном аккумуляторе — это образование сульфата свинца на поверхности пластин батареи в результате химической реакции между свинцом и серной кислотой в электролите. Сульфатация уменьшает емкость и напряжение АКБ, так как вещество затрудняет доступ электролита к пластинам и ухудшает контакт между ними. Со временем сульфатация приводит к полному выходу аккумулятора из строя. Среди основных причин можно выделить такие:
Для диагностики сульфатации можно использовать специальные приборы, такие как тестеры или вольтметры. Они позволяют измерить напряжение и емкость аккумулятора. Еще можно осмотреть пластины на наличие белого налета или кристаллов сульфата свинца.
Сульфатированные пластины батареи
Для расщепления сульфата применяют такие методы: десульфатация (подача импульсного тока высокого напряжения), добавление присадок в электролит (щелочные растворы), замена электролита или пластин аккумулятора. Не все эти методы гарантируют полное восстановление АКБ. Они могут быть опасны для человека и окружающей среды. Поэтому лучше предотвращать сульфатацию, регулярно заряжая батарею и следя за ее температурой, уровнем электролита.
Короткое замыкание (КЗ) в банке автомобильного аккумулятора означает, что положительная и отрицательная пластины внутри соприкасаются друг с другом, образуя электрическую цепь. Это приводит к потере емкости АКБ и уменьшению ее напряжения. Короткое замыкание вызывают разные причины, такие как заводской брак, механические повреждения или нарушение режима зарядки.
Диагностировать КЗ в банке можно с помощью вольтметра или амперметра. Если измерить напряжение между клеммами аккумулятора, то оно будет ниже нормального (12,6 В). Еще можно проверить температуру банок батареи: если одна из них не нагревается при зарядке, то это указывает на короткое замыкание.
«Вылечить» замкнувшую секцию почти невозможно. Аккумуляторы не разбираются без ущерба для корпуса. Поэтому советуем заменить АКБ на новую.
Причинами того, что аккумулятор не заряжается, могут стать окислившиеся клеммы, оборванный или ослабший ремень генератора, вышедший из строя диодный мост или регулятор напряжения. Если вы столкнулись с серьезными проблемами с зарядкой батареи автомобиля и не можете самостоятельно устранить их, рекомендуем обратиться в автосервис для профессиональной диагностики и ремонта.