Ваш город Москва?

Да

Изменить

Москва
График работы
DDCAR Алтуфьево
Алтуфьевское шоссе, 31с1
+7 (495) 120–90–15
DDCAR Химки
Химки, Ленинский пр‐к, 27А
+7 (495) 159–61–26
DDCAR Царицыно
6‐я Радиальная улица, 20с7
+7 (495) 129–08–90
DDCAR Нагатинская
Хлебозаводский проезд, 7А
+7 (495) 846–73–34
DDCAR Озерная
Никулинская улица, 23к4с1
+7 (495) 492–48–18
DDCAR Сокольники
Краснобогатырская улица, 2с30
+7 (499) 520–00–31
DDCAR Внуково
Внуковское шоссе, вл11Ас2
+7 (495) 492–88–75
DDCAR Братеево
Братеевская улица, 20к1с4
+7 (495) 492–88–02

Батарея — важная часть электрической системы. Она обеспечивает запуск двигателя и работу приборов. Если аккумулятор не заряжается, это может привести к неприятным последствиям для машины и ее владельца:


  • внезапная разрядка и невозможность старта силового агрегата в нужный момент;
  • отключение сигнализации, центрального замка, охранных систем из‐за быстрой потери емкости АКБ;
  • блокировка доступа в салон, сложности с открытием багажника, капота.

Поэтому лучше своевременно обнаружить и устранить причины отсутствия зарядки. Среди них окисление клемм, обрыв или ослабление ремня генератора, износ щеток или неисправность регулятора напряжения. Проблемы создают: повреждение диодного моста, низкая плотность электролита, глубокий разряд или замыкание банок.

Признаки плохой зарядки

Иногда аккумулятор может не заряжаться от зарядного устройства (ЗУ) или от генератора, что приводит к снижению его емкости и срока службы.

Проверка зарядки АКБЗаряд ниже нормы

Существует три признака того, что автомобильная батарея не заряжается:


  1. Горит красная лампочка АКБ на приборной панели. Это означает, что напряжение на клеммах ниже нормального (12,5-12,7 В) или не повышается при работе двигателя (13,5-14,5 В).
  2. Автомобиль не заводится или мотор стартует с большим трудом. Это свидетельствует о том, что батарея разряжена и не может обеспечить достаточный ток для прокрутки стартера.
  3. Слабо работают электрические приборы (фары, стеклоочистители, магнитола). Это говорит о том, что аккумулятор не может выдавать нужное напряжение для их функционирования.

Если вы обнаружили один или несколько из этих признаков, то надо проверить состояние батареи, устранить неисправности.

Причины недозаряда АКБ

Автомобильный аккумулятор может не заряжаться по нескольким причинам. Факторы включают неисправность генератора, повреждение или износ его ремня, окисление или коррозию клемм. Причиной может стать сама АКБ, которая потеряла емкость или имеет замыкание банок, что делает ее непригодной для зарядки. Важно своевременно обращать внимание на признаки проблем, обслуживать автомобиль в соответствии с рекомендациями производителя.

Полный разряд

Абсолютное падение емкости означает, что напряжение опустилось ниже минимально допустимого уровня для запуска двигателя. Это происходит из‐за длительной стоянки машины в холодное время года, из‐за неисправности генератора или из‐за утечки тока через бортовую электрику. Полный разряд батареи опасен тем, что приводит к образованию солевых отложений на свинцовых пластинах внутри банок. Они затрудняют зарядку, снижают емкость и срок службы. Диагностировать полный разряд АКБ можно по таким признакам:


  • отсутствие реакции на поворот ключа зажигания или слабый щелчок реле стартера;
  • тусклое свечение фар или приборной панели;
  • низкое напряжение на клеммах (менее 10 В).

Для более точной диагностики можно использовать приборы, такие как мультиметр или тестер. Исправить полный разряд аккумулятора можно двумя способами:


  1. Подключить к зарядному устройству с низким амперажем и высоким напряжением (не менее 14 В) и заряжать до достижения нормального уровня (12,6 В).
  2. Соединить с исправной АКБ при помощи проводов «прикуривания» и завести двигатель автомобиля, прогреть 5–10 минут.

После восстановления нормального вольтажа необходимо проверить состояние генератора и электрической системы, устранить возможные причины утечки тока.

Окислились клеммы

Когда клеммы перестают проводить ток, это означает, что на их поверхности образуется белый или зеленоватый налет из сульфата свинца. Так происходит из‐за воздействия серной кислоты из электролита и электрического тока на металлические элементы контактных площадок. Окисление ухудшает контакт, что приводит к падению напряжения в электросистеме машины, затруднению запуска двигателя или полному разряду батареи.

Следы окислов на клеммах батареиОкисление клемм

Диагностировать окисление можно по «внешности»: если вы видите белый или зеленоватый порошок, то это признак окисления. Еще можно проверить напряжение на клеммах с помощью мультиметра: если оно ниже 12 В при выключенном двигателе или ниже 13–14 В при работающем моторе, то это указывает на плохой контакт из‐за окислов. Исправить проблему можно так:


  1. Отключите отрицательную (-) клемму от аккумулятора с помощью ключа на 8 или 10 (в зависимости от типа выводов). Затем отсоедините положительную (+) клемму тем же способом. Будьте осторожны, чтобы не замкнуть провода друг на друга или на металлические части автомобиля.
  2. Осмотрите батарею на предмет трещин, утечек электролита или повреждений корпуса. Если такие есть, то лучше заменить АКБ на новую.
  3. Обследуйте провода на предмет потертостей, износа или разрывов изоляции. Если такие есть, то надо заменить проводку на новую.
  4. Сделайте раствор: столовая ложка соды и стакан воды. Смочите в жидкости старую зубную щетку и потрите клеммы аккумулятора для удаления налета.
  5. Промойте клеммы холодной водой для очистки остатков соды и коррозии. Вытрите их чистой тряпкой до сухости.
  6. Смажьте все металлические поверхности клемм и наконечников техническим вазелином или специальной защитной смазкой для предотвращения повторного окисления.

Окислы появляются не сами по себе. Обычно это результат перезаряда или недозаряда батареи.

Ослаб ремень генератора

Обрыв или ослабление натяжения ремня генератора в автомобиле означает, что ремень не может эффективно передавать крутящий момент от двигателя к генератору. Это приводит к снижению выходного напряжения и тока генератора, что в свою очередь влияет на заряд аккумулятора. Батарея может разряжаться быстрее, чем заряжаться. Это приводит к плохому пуску двигателя или полному отключению электрических систем в машине.

Плохое натяжение генераторного ремняПровис ремень генератора

Для диагностики ослабления натяжения ремня генератора есть три типичных признака. Во‐первых, можно услышать свистящий или скрипящий звук от ремня при работе двигателя.

Во‐вторых, можно проверить напряжение на клеммах аккумулятора при работающем и выключенном моторе с помощью мультиметра. Если напряжение при заглушенном силовом агрегате составляет около 12 В, а при включенном менее 13 В или более 15 В, то это указывает на неисправность генератора или ремня.

В‐третьих, можно проверить состояние ремня визуально или пальцами. Ремень не должен быть изношенным, треснутым или осыпаться. Натяжение ремня должно быть таким, чтобы его можно было отклонить на 1–2 см при умеренном давлении.

Исправить ослабление натяжения легко. Достаточно подтянуть ремень или поставить новый, если старый порвался. Для этого нужно освободить натяжной ролик от давления с помощью гаечного ключа подходящего размера и сдвинуть его в сторону. Затем надо снять старый ремень со шкивов генератора и других агрегатов, установить новый ремень по той же схеме. После этого останется вернуть натяжной ролик на место и проверить правильность натяжения и положения ремня.

Сломался регулятор напряжения

Регулятор напряжения генератора — это устройство, которое поддерживает постоянное напряжение в бортовой сети автомобиля и контролирует ток возбуждения обмотки генератора. Если регулятор неисправен, то может произойти перезаряд или недозаряд АКБ, а также повреждение электронных блоков и самого генератора. Для диагностики необходимо измерить напряжение на клеммах аккумулятора при работающем двигателе и различных нагрузках (фары, печка, стеклоочистители). Нормальное напряжение должно быть в пределах 13,5–14,5 Вольт. Если показатель сильно отклоняется от этого диапазона или колеблется при изменении нагрузки, то регулятор неисправен.

Реле-регуляторРегулятор напряжения

Для проверки тока возбуждения можно использовать амперметр или осциллограф. Значение должно быть пропорционально выходному напряжению генератора и меняться в зависимости от нагрузки. Если ток постоянный или отсутствует, то регулятор неисправен. Нужно заменить его на новый или отремонтировать старый. Для замены надо снять генератор с автомобиля, разобрать. Ремонт регулятора заключается в замене сгоревших диодов или контактов. Саму «шоколадку» восстановить нельзя.

Сгорел диодный мост

Диодный мост генератора преобразует переменный ток в постоянный, который необходим для работы всей электроники в автомобиле и зарядки аккумулятора. Вот какие негативные последствия вызывает неисправное электрическое устройство:


  • становится сильным потребителем заряда и разряжает аккумулятор за ночь;
  • подает на батарею слишком высокий ток и перезаряжает ее, что может повредить электрическую цепь автомобиля;
  • не пропускает ток вообще и приводит к полной неработоспособности генератора.

Чтобы диагностировать неисправность диодного моста, необходимо снять его с генератора и проверить при помощи мультиметра. Если обнаружен пробой одного или нескольких диодов, то следует заменить весь диодный мост на новый. Для этого нужно отключить аккумулятор от электросистемы автомобиля, снять провода с генератора, разобрать корпус генератора и извлечь регулятор напряжения со щетками. Затем надо открутить три болта, которыми прикреплен диодный мост к обмотке стартера и отогнуть крепеж конденсатора. После этого можно вынуть старый диодный мост и установить новый на его место. При сборке генератора следует правильно подключить провода и обеспечить плотность крепления всех элементов.

Низкая или высокая плотность электролита

Плотность электролита в автомобильном аккумуляторе — это баланс воды и серной кислоты в жидком реагенте. Показатель влияет на емкость, токоотдачу и срок службы АКБ. Норма заряженного до максимума аккумулятора — 1,27 г/куб. см. Если учитывать погрешности, то значение 1,26-1,28 г/куб. см можно взять за ориентир.

При зарядке и разрядке батареи плотность электролита меняется из-за протекания электрохимических реакций между свинцом, его диоксидом и серной кислотой. При разрядке АКБ концентрация кислоты падает, а при зарядке — повышается. На плотность электролита влияют такие факторы как испарение воды из банок аккумулятора или «кипение» при неправильном режиме зарядки.

Измерение плотности электролитаПроверка плотности ареометром

Низкая плотность электролита означает, что АКБ разряжена или в ней мало серной кислоты для полноценного функционирования. Это приводит к снижению емкости и токоотдачи батареи, а также к увеличению риска замерзания электролита при низких температурах. Для повышения плотности необходимо зарядить аккумулятор от внешнего ЗУ или добавить концентрированный раствор серной кислоты. Это следует делать очень осторожно, с соблюдением мер безопасности.

Высокая плотность электролита означает, что аккумулятор перезаряжен или имеет избыточное количество серной кислоты. Это приводит к ускорению коррозии свинцовых пластин и образованию сульфата свинца на их поверхности. Для понижения плотности электролита необходимо добавить дистиллированную воду. Для проверки плотности применяют бытовой ареометр. С его помощью берут пробы с каждой банки, потом сравнивают значения с нормативными.

Пластины АКБ покрылись сульфатом

Сульфатация в автомобильном аккумуляторе — это образование сульфата свинца на поверхности пластин батареи в результате химической реакции между свинцом и серной кислотой в электролите. Сульфатация уменьшает емкость и напряжение АКБ, так как вещество затрудняет доступ электролита к пластинам и ухудшает контакт между ними. Со временем сульфатация приводит к полному выходу аккумулятора из строя. Среди основных причин можно выделить такие:


  • глубокий разряд батареи;
  • долговременное хранение АКБ незаряженной;
  • сильное охлаждение или перегрев аккумулятора;
  • использование электролита с повышенным содержанием кислоты.

Для диагностики сульфатации можно использовать специальные приборы, такие как тестеры или вольтметры. Они позволяют измерить напряжение и емкость аккумулятора. Еще можно осмотреть пластины на наличие белого налета или кристаллов сульфата свинца.

Пластины АКБ, покрытые сульфатом свинцаСульфатированные пластины батареи

Для расщепления сульфата применяют такие методы: десульфатация (подача импульсного тока высокого напряжения), добавление присадок в электролит (щелочные растворы), замена электролита или пластин аккумулятора. Не все эти методы гарантируют полное восстановление АКБ. Они могут быть опасны для человека и окружающей среды. Поэтому лучше предотвращать сульфатацию, регулярно заряжая батарею и следя за ее температурой, уровнем электролита.

Замкнула банка батареи

Короткое замыкание (КЗ) в банке автомобильного аккумулятора означает, что положительная и отрицательная пластины внутри соприкасаются друг с другом, образуя электрическую цепь. Это приводит к потере емкости АКБ и уменьшению ее напряжения. Короткое замыкание вызывают разные причины, такие как заводской брак, механические повреждения или нарушение режима зарядки.

Диагностировать КЗ в банке можно с помощью вольтметра или амперметра. Если измерить напряжение между клеммами аккумулятора, то оно будет ниже нормального (12,6 В). Еще можно проверить температуру банок батареи: если одна из них не нагревается при зарядке, то это указывает на короткое замыкание.

«Вылечить» замкнувшую секцию почти невозможно. Аккумуляторы не разбираются без ущерба для корпуса. Поэтому советуем заменить АКБ на новую.

Выводы

Причинами того, что аккумулятор не заряжается, могут стать окислившиеся клеммы, оборванный или ослабший ремень генератора, вышедший из строя диодный мост или регулятор напряжения. Если вы столкнулись с серьезными проблемами с зарядкой батареи автомобиля и не можете самостоятельно устранить их, рекомендуем обратиться в автосервис для профессиональной диагностики и ремонта.

Записаться на сервис
Записаться
remont@ddcar.ru
нам можно написать