Ваш город Москва?

Да

Изменить

Москва
График работы
DDCAR Алтуфьево
Алтуфьевское шоссе, 31с1
+7 (495) 120–90–15
DDCAR Химки
Химки, Ленинский пр‐к, 27А
+7 (495) 159–61–26
DDCAR Царицыно
6‐я Радиальная улица, 20с7
+7 (495) 129–08–90
DDCAR Нагатинская
Хлебозаводский проезд, 7А
+7 (495) 846–73–34
DDCAR Озерная
Никулинская улица, 23к4с1
+7 (495) 492–48–18
DDCAR Сокольники
Краснобогатырская улица, 2с30
+7 (499) 520–00–31
DDCAR Внуково
Внуковское шоссе, вл11Ас2
+7 (495) 492–88–75
DDCAR Братеево
Братеевская улица, 20к1с4
+7 (495) 492–88–02

Вздутие батареи — это признак серьезного нарушения ее работы. Последствия — взрыв или возгорание. Деформация происходит из‐за чрезмерного выделения газов внутри корпуса, которые не могут выйти через дренажные отверстия. Это вызвано перезарядкой, низкой или высокой температурой, механическим повреждением, контактом с влагой. Распухший аккумулятор теряет свою емкость. Он не в силах обеспечить надежный запуск двигателя, питание электроприборов. АКБ взрывается, деформирует крепления и соседние детали, а также создает опасность для здоровья, жизни водителя и пассажиров. Поэтому если вздулся аккумулятор, надо немедленно заменить его на новый или исправный. Но сначала стоит выявить факторы, вызвавшие неисправность.

Типичные причины

АКБ не только «расширяется», она может треснуть. Судя по нашему опыту, такой исход характерен при замерзании электролита в батарее или когда газы при зарядке не находят выхода. Доля подобных случаев достигает 70 %. Особенно зимой. Но есть и другие, редкие причины.

Замерз электролит

Автомобильный аккумулятор может вздуваться, когда кристаллизуется электролит. Раствор серной кислоты и дистиллированной воды заполняет банки батареи, обеспечивает химическую реакцию, генерирующую электрический ток. При низкой температуре плотность электролита снижается, он становится более подверженным замерзанию. При кристаллизации жидкость расширяется в объеме, давит на стенки АКБ, вызывая их деформацию, вздутие.

Одна из причин замерзания электролита — это полная или частичная разрядка аккумулятора. Потеря емкости происходит из-за частого использования автомобиля на коротких расстояниях, из-за неправильной работы генератора или регулятора напряжения. Есть и другие факторы: подключение дополнительных потребителей энергии (сигнализация, магнитола, подогрев сидений), старение или повреждение АКБ. Разрядка снижает концентрацию кислоты в электролите, увеличивает содержание воды. В результате раствор теряет способность сопротивляться действию мороза. Данные по градусам приведены в таблице:

Плотность электролита, г/см³

Уровень заряда, %

Температура замерзания, °C

1,300

100

−67

1,285

95

−63

1,265

85

−58

1,240

75

−49

1,225

65

−38

1,205

55

−33

1,190

45

−28

1,175

35

−23

1,155

25

−18

1,135

15%

−12

Другая причина кристаллизации содержимого банок — это воздействие сильного мороза. Если оставить аккумулятор на холоде при недостаточном заряде, при повышенном расходе энергии (включенные фары или магнитола), он быстро разряжается, замерзает. Еще на устойчивость к холодам влияет качество и состояние АКБ: в дешевых или поддельных моделях тонкий корпус из‐за производственного брака. Периметр быстро промерзает. Чтобы предотвратить замерзание электролита, вздутие аккумулятора, советуем соблюдать пару правил:


  1. Проверять уровень и плотность электролита в батарее, поддерживать его в норме. Для этого можно использовать специальные приборы — ареометры. При высокой плотности доливаем дистиллированную воду, при низкой — серную кислоту или концентрат.
  2. Держать АКБ в тепле, когда мороз на улице зашкаливает. Тогда есть уверенность, что аккумулятор не разрядится. Когда столбик термометра опускается ниже отметки -25 °C, лучше снять источник питания и занести в дом, квартиру на ночь.

Весной, летом и осенью опасность вздутия из‐за низкой температуры минимальна. Все происходит с точностью до наоборот.

Внутри появилось много газов

Деформация корпуса происходит из-за повышенного образования газов в секциях батареи при перезарядке или перегреве. Это водород и кислород, которые выделяются из электролита (водного раствора серной кислоты) при электролизе. Электролиз усиливается при повышении температуры или напряжения на клеммах аккумулятора. Причины образования газов могут быть разными.

Вентиляционные отверстия в пробках батареиДренажные отверстия в пробках АКБ

Водород выделяется из-за неправильного выбора или подключения зарядного устройства (ЗУ). Если аппарат выдает слишком большой ток или напряжение, то батарея будет перезаряжаться. Советуем использовать автоматическое ЗУ, а также контролировать время, режим зарядки. Порой негативный эффект вызывают сбои в работе генератора.

Если АКБ подвергается частым перепадам температуры, попаданию влаги или посторонних жидкостей, механическим повреждениям или длительному простою без подзарядки, то она теряет емкость. Необходимо следить за состоянием и уровнем электролита, избегать перегрева или замерзания батареи, защищать ее от коррозии, вибрации.

Порой причины вздутия выглядят курьезно. Бывали случаи, когда в аккумуляторе забивалось дренажное отверстие. Внутри канала скапливалась грязь или появлялась ледяная пробка. В результате газам было некуда выйти, они раздували корпус. Для предотвращения повышенного образования водорода, советуем соблюдать правила:


  • проверять напряжение на клеммах аккумулятора при работе двигателя и на зарядном устройстве, оно не должно превышать 14,4 В для свинцово‐кислотных АКБ;
  • регулярно чистить каналы для выхода газов, подойдет простая ватная палочка, но лучше использовать ершик малого диаметра или насос с обрезанным наконечником.

Чистый дренаж повышает вероятность того, что корпус выдержит напряжение даже при сильном газообразовании. Если он в порядке, без вмятин и трещин. Порой вентиляционные отверстия делают прямо в пробках.

Поврежден корпус АКБ

Если на пластмассовой оболочке батареи есть дефекты, даже минимальное внутреннее давление приводит к выпячиванию. Деформация — мина замедленного действия. Никто не знает, когда из банки начнет вытекать электролит. К механическому повреждению корпуса автомобильного аккумулятора приводят удары, падения, вибрации, неправильная установка или транспортировка. Трещины вызывают утечку электролита, коррозию клемм и контактов, снижение емкости, срока службы батареи.

Батарею раздуло, и она треснулаЗапаянная трещина в корпусе

Термическое повреждение АКБ возникают из‐за воздействия низких и высоких температур. На сильном морозе пластик становится хрупким. Даже ультрафиолет постепенно разрушает внешнюю оболочку при прямом контакте с солнечными лучами. Термическое повреждение провоцирует деформации или расплавление корпуса, разрушение пластин и сепараторов, взрыв или возгорание. Чтобы предотвратить такую ситуацию, необходимо соблюдать правила:


  1. Не подвергать аккумулятор сильным ударам или падениям, которые могут вызвать трещины или сколы в пластике.
  2. Не допускать замерзания электролита в АКБ, так как это может привести к расширению, деформации пластин и корпуса.
  3. Периодически проверять уровень и плотность электролита, поддерживать его в норме, добавляя дистиллированную воду при необходимости.
  4. При обнаружении повреждения корпуса батареи слить электролит, просушить батарею. Затем залить новый раствор или заменить аккумулятор.

Соблюдая эти рекомендации, вы сможете продлить срок службы АКБ, избежать неприятных ситуаций на дороге.

Аккумулятор перезарядился

При перезарядке аккумулятор вздувается. Все дело в химических процессах, происходящих внутри батареи. Если зарядка идет слишком интенсивно или долго, то часть электролита распадается на кислород и водород, которые выделяются в виде газов. Эти газы накапливаются внутри батареи, создают давление. Напряжение приводит к вздутию или даже разрыву корпуса аккумулятора. Поэтому необходимо следить за током и напряжением зарядки.

Перезарядка — это процесс, при котором на клеммы АКБ подается напряжение выше предельно допустимого (более 15 В), что приводит к перегреву, испарению электролита, разрушению решеток электродов. Перезарядка может быть опасна не только для аккумулятора, но и для всего электрооборудования машины.

Надулся аккумуляторВздутая батарея

Часто проблема кроется в неисправности генератора. Это самая серьезная причина перезаряда. Генератор должен обеспечивать напряжение в бортовой сети около 14,5 В при работающем двигателе. Если происходит замыкание обмоток, пробой диодного моста или выход из строя реле‐регулятора, то напряжение скачет до 18–20 В и выше.

Иногда дело в неправильной зарядке зарядным устройством. При использовании стационарного ЗУ необходимо соблюдать режим ампеража и вольтажа. Напряжение зарядки не должно превышать 15-16 В (в зависимости от типа АКБ), а зарядный ток не должен быть более 10 % от емкости батареи в ампер‐часах. Если эти параметры нарушены, то может произойти перезарядка.

Для подзарядки аккумулятора емкостью 60 Ач можно использовать ток 6 А, для 55 Ач — 5,5 А, для 50 Ач — 5 А.

Порой перезаряд вызывает повышенная нагрузка на бортовую сеть. Если в автомобиле включены потребители электричества (фары, обогрев, кондиционер), то генератор не справляется с поддержанием нужного напряжения в сети. Он начинает выдавать избыточный ток на аккумулятор.

Чтобы предотвратить перезаряд АКБ, надо следить за напряжением в бортовой сети, использовать подходящее зарядное устройство. Ток на клеммах аккумулятора можно измерить мультиметром. Нормальный показатель при работающем моторе составляет 13,8–14,8 В. Если прибор показывает больше 15 В, это говорит о перезарядке. При таком признаке советуем провести диагностику, ремонт генератора.

Замкнула одна или несколько банок

Автомобильный аккумулятор может вздуться, когда в ячейке происходит короткое замыкание (КЗ). Это означает, что между свинцовыми пластинами, которые выполняют роль электродов, возникает контакт. В результате нарушается химическая реакция активной массы и электролита, состоящего из дистиллированной воды и серной кислоты. Короткое замыкание вызывают такие причины:


  1. Низкая или высокая температура окружающей среды. При сильном холоде электролит замерзает и расширяется, повреждая пластины. На жаре содержимое ячеек перегревается, выделяет пар, создает давление внутри корпуса.
  2. Образование конденсата на пластинах. Это происходит, если автомобиль хранится в гараже с высокой влажностью или если двигатель запускается без прогрева. Конденсат хороший проводник, он вызывает короткое замыкание.
  3. Механическое повреждение аккумулятора. Удар, вибрация или неправильная установка. Это приводит к деформации пластин или корпуса, нарушению изоляции между ячейками.
  4. Осыпание свинца. Со временем металлическая пыль проникает в электролит. Между пластинами появляется «мост», который соединяет плюсовой и минусовой полюс, происходит короткое замыкание.

Диагностировать КЗ легко. Достаточно измерить напряжение на клеммах. Если оно значительно ниже нормы, факт на лицо. Приведем простой пример. В норме мультиметр показывает 12,7 В. Если в АКБ 6 банок и одну закоротило, напряжение упадет на 2,11 В (1/6), составит 10,59 В. С таким током не получится запустить мотор. Есть еще один симптом. При зарядке батарея нагревается, а секция с КЗ остается холодной, электролит в ней не кипит.

Чтобы предотвратить короткое замыкание, советуем регулярно проверять плотность электролита, не ронять АКБ на бетон или асфальт. Надо держать батарею при комнатной температуре, защищать от сильной жары и мороза. Только от осыпания свинца нельзя избавиться с помощью профилактики. Это естественный процесс.

Батарея с заводским браком

Вздутие автомобильного аккумулятора может быть вызвано производственным браком. Если у батареи есть дефекты в свинцовых пластинах, активной массе или электролите, то это приводит к нарушению химического баланса, выделению избыточного газа внутри корпуса. Газ под давлением растягивает пластик, деформирует его. АКБ может потерять свою емкость, перегреться или даже взорваться. Если вы заметили, что вздулась батарея в первые две недели эксплуатации, то необходимо немедленно обратиться к продавцу или производителю. Надо потребовать замены или возврата денег. Не стоит пытаться использовать или ремонтировать батарею, так как это может быть опасно для вас и машины.

На рынке много контрафакта. Есть несколько способов проверить подлинность аккумулятора перед покупкой. Первым делом нужно посмотреть на упаковку, этикетку. Они должны быть целыми, четкими, без признаков кривой печати. На «ярлыке» оригинала указывают информацию о производителе, модели, емкости, напряжении, гарантийном сроке и сертификате качества. Известные бренды штампуют на лейбле уникальный код или номер партии. Его подлинность можно проверить на официальном сайте производителя или по телефону горячей линии.

Маркировка подлинной АКБ VartaМаркировка оригинальной батареи Varta

На втором этапе оценки советуем осмотреть сам аккумулятор. Хорошо, когда он чистый, без царапин, сколов, трещин и следов коррозии. Клеммы должны быть плотно закреплены без люфта. Корпус — из прочного пластика с рельефной поверхностью, не прогибается при нажатии. На лицевой стороне — штрих‐код или голограмма с логотипом производителя.

Сразу после покупки надо проверить работоспособность батареи. Для этого можно использовать тестер, который показывает текущее напряжение, емкость и состояние заряда. Еще советуем проверить АКБ на холодный пуск двигателя или на нагрузку потребителей электричества. Аккумулятор должен обеспечивать стабильный запуск и питание без сбоев, перегрева.

Выбирая батарею, не стоит экономить на качестве и безопасности. Лучше приобрести оригинальную АКБ от известного производителя в проверенном магазине или сервисе. Так вы сможете избежать покупки подделок, обеспечить надежную работу машины.

Последствия вздутия

Результаты деформации могут быть серьезными, опасными как для человека, так и для окружающей среды. Рассмотрим некоторые из них:


  1. Возгорание. При взрыве может произойти короткое замыкание, загорятся пластиковые детали, появится едкий дым из‐под капота.
  2. Разрушение корпуса. Пластик трескается или лопается, кислота вытекает наружу. Если капот открыт, есть риск получить химические и термические ожоги.
  3. Отказ электроники. Во время расширения батарею может закоротить. Если предохранители не справятся, ток пробьет электронный блок управления (ЭБУ).
  4. Повреждение деталей подкапотного пространства. При взрыве может разлететься корпус воздушного фильтра, кислота прожжет сальники.
  5. Потеря емкости. Вздувшаяся батарея быстро разряжается. Ее хватает на несколько часов, а потом надо снова заряжать.

Особенно опасен вздувшийся аккумулятор в помещениях с плохой вентиляцией, так как выделение кислотных паров приводит к отравлению воздуха и серьезным заболеваниям дыхательной системы. Деформация АКБ может стать проблемой, приводящей к опасным последствиям для здоровья и окружающей среды. Если вы заметили признаки расширения корпуса батареи, советуем немедленно принимать меры для ее замены. Ремонт почти невозможен.

Выводы

Неисправность генератора, реле‐регулятора, проводки или зарядного устройства — вот почему вздувается аккумулятор. Повреждение батареи вызывают механические воздействия, низкая или высокая температура, естественное старение или производственный брак. Это может привести к взрыву, возгоранию. Поездка в автосервис может предотвратить вздутие автомобильного аккумулятора, если вы заметили признаки перезаряда или повреждения батареи вовремя.

На СТО специалисты проверят состояние АКБ, точно определят причину ее неисправности. Аккумуляторщик измерит уровень и плотность электролита, напряжение и емкость батареи, а также наличие коротких замыканий или разрывов в пластинах. Электрик оценит работу генератора и реле‐регулятора, определит целостность проводки, клемм. По результатам диагностики специалисты предложат способы решения проблемы.

Поездка в автосервис может спасти от неприятных последствий, связанных с вздутием или взрывом аккумулятора. Это не только повредит ваш автомобиль, но и нанесет ущерб здоровью. Поэтому не стоит игнорировать симптомы неисправности батареи.

Записаться на сервис
Записаться
remont@ddcar.ru
нам можно написать