Адреса автосервисов
Москва
Ваш город Москва?
Да
Изменить
с 09:00 до 21:00
DDCAR Химки
DDCAR Царицыно
DDCAR Нагатинская
DDCAR Внуково
DDCAR Братеево
с 11:00 до 20:00
DDCAR Алтуфьево
DDCAR Озерная
DDCAR Сокольники
Даже при исправном генераторе аккумулятор машины может разрядиться за ночь. Причиной тому — утечка тока, из‐за которой не удается запустить мотор после долгой стоянки. Когда водитель садится за руль утром и поворачивает ключ в замке зажигания, он слышит лишь щелчок втягивающего реле стартера. Этот звук свидетельствует о том, что в АКБ осталось совсем немного энергии. Если бы в батарее был достаточный заряд, стартер смог бы прокрутить коленчатый вал двигателя, запустить движок. Но из‐за разряженного аккумулятора стартер может провернуть коленвал всего три‐четыре раза.
Такая ситуация крайне неприятна для водителя, ведь из‐за разряженной батареи автомобиль может заглохнуть прямо в центре города на светофоре. Чтобы избежать подобных неприятностей, иметь возможность беспрепятственно завести машину утром, необходимо вовремя найти утечку тока в автомобиле, которая приводит к быстрой разрядке АКБ.
В нормальных условиях аккумуляторная батарея автомобиля постепенно теряет емкость из-за естественного саморазряда. Но ток такого саморазряда очень мал. Он не может стать причиной существенной потери заряда батареи за короткое время. За 5-8 часов саморазряд «заберет» у аккумулятора лишь несколько процентов, что не критично для запуска силового агрегата.
Короткое замыкание
Судя по нашему опыту, если батарея полностью разряжается именно за несколько часов стоянки, значит есть какая‐то дополнительная и более интенсивная утечка электричества. Существует две основные причины, которые могут вызывать ускоренный разряд автомобильного аккумулятора:
Чтобы найти истинную причину утечки, необходимо провести полную диагностику электрооборудования автомобиля.
Перед началом диагностики важно правильно выбрать время ее проведения. Не стоит делать замеры сразу после парковки и выключения зажигания. В современных автомобилях установлен так называемый «блок комфорта» — система, которая позволяет поддерживать работу части электроприборов еще в течение некоторого времени после извлечения ключа зажигания. После выключения зажигания электроника автомобиля не сразу переходит в полностью «спящий» режим, а постепенно отключает системы. Полный переход в анабиоз занимает около 30 минут.
Поэтому, чтобы получить достоверные результаты диагностики, необходимо подождать примерно 30 минут после выключения зажигания перед началом замеров. Иначе показания будут искажены из‐за не полностью отключившихся систем автомобиля.
Норма потребления тока
В нормальном рабочем состоянии каждый электроприбор автомобиля потребляет малую долю энергии от аккумуляторной батареи. Для работы системы сигнализации требуется не более 19 мА, автомагнитола потребляет около 3 мА, а электронные часы — всего 1 мА.
Максимальная суммарная величина силы тока на все системы в «спящем» режиме, согласно нормативам, не должна превышать 0,09 А. Такой небольшой расход электроэнергии не приведет к заметной разрядке батареи даже зимой, когда на улице стоят сильные морозы.
Для сравнения скажем, что оставленные по невнимательности включенными фары, потребляют 0,5 А. Освещение за одну ночь может «съесть» весь заряд аккумулятора. Поэтому водителю следует быть внимательным, отключать вечером все электроприборы перед постановкой машины на стоянку.
Ничего сложного в проверке утечки тока нет — для этого достаточно взять мультиметр и с его помощью измерить величину тока, потребляемого автомобилем в «спящем» режиме.
Схема подключения мультиметра
Вот как можно проверить аккумулятор на высокую утечку — нужно соединить тестер с разрывом цепи. Это позволит оценить все паразитные токи, которые идут по проводке. Рассмотрим пошаговую инструкцию подключения мультиметра и проведения замера:
Если показания мультиметра в пределах нормы, то проблема заключается в самом аккумуляторе — сульфатация пластин, низкий уровень электролита, коррозия выводов. Если ток значительно превышает допустимые пределы, следует начинать поиск утечки в электропроводке, электрооборудовании автомобиля.
Первым делом необходимо осмотреть всю доступную электропроводку автомобиля. Нарушения изоляции и оголенные участки проводов можно обнаружить невооруженным взглядом. Они появляются при соприкосновении с горячими частями силового агрегата.
Сначала советуем проверить проводку тех устройств, которые недавно устанавливались или подключались к бортовой сети. Если неделю назад в автомобиль была установлена новая система сигнализации, а вскоре после этого начались проблемы с разрядкой аккумулятора, то в первую очередь советуем проверить качество прокладки, подключения проводов «сигналки».
Повреждение проводки
Бывает, что при монтаже по невнимательности была нарушена изоляция, оголенные участки проводов соприкасаются, что приводит к постоянному короткому замыканию и быстрой разрядке батареи. Но не всегда проблемные места можно обнаружить визуально. В этом случае потребуется провести более тщательную проверку всей схемы питания автомобиля.
Для точечной диагностики потребуется использовать тот же мультиметр, оставив его подключенным к клеммам аккумулятора. Далее надо последовательно отключать цепи питания автомобиля, наблюдать за показаниями прибора. Для отключения нужно извлечь предохранители, реле в блоке под капотом или в салоне.
Поочередное вытягивание предохранителей
Если при отключении какой‐либо цепи ток потребления на экране монитора уменьшается до нормальных значений, то можно с большой долей уверенности утверждать, что неисправность находится именно в этой цепи.
Приведем простой пример. Изначально сила тока составляла 0,3 А. После того, как был отключен предохранитель цепи питания иммобилайзера, ток упал до нормальных 0,08 А. Значит проблема находится именно в иммобилайзере — замыкание в проводке или блоке. Проверка всех цепей по очереди помогает достаточно быстро узнать место утечки тока в автомобиле.
Иногда причиной повышенного тока утечки становится загрязнение клемм или попадание на поверхность батареи электролита. Электролит создает электропроводную среду между положительным и отрицательным выводами, что приводит к постоянному короткому замыканию.
Очистка аккумулятора от электролита
Для решения этой проблемы необходимо очистить поверхность аккумулятора, а также клеммы и выводы с помощью ветоши или губки. Можно использовать раствор пищевой соды, которая нейтрализует кислоту электролита. После тщательной очистки клемм и батареи исчезнет лишний ток утечки. Убирать паразитные токи с поверхности надо после каждой проверки плотности электролита, отвинчивании крышек в банках.
Если диагностика не выявила явных причин повышенной утечки тока, но автомобиль по‐прежнему плохо заводится по утрам из‐за разряженной аккумуляторной батареи, стоит проверить исправность генератора.
Для этого после запуска двигателя нужно подключить мультиметр к клеммам аккумулятора, переключить его в режим измерения переменного напряжения. Дополнительно включаем максимальное количество потребителей электроэнергии — салонный отопитель, обогрев заднего стекла, ближний свет фар.
Проверка генератора
В нормальном рабочем состоянии показания мультиметра при работающем двигателе и включенных потребителях должны находиться в пределах 13,5–14,5 В. Если напряжение генератора существенно ниже или выше 13,5 В, это указывает на его неисправность. Причиной может быть выход из строя диодов в выпрямительном блоке генератора или неисправность регулятора напряжения. В этом случае нужен ремонт или замена самого генератора.
Мы постоянно сталкиваемся с ситуациями, когда при исправном генераторе без утечек тока АКБ работает плохо. Батарея может нормально служить 3 года, но после начинаются проблемы. Особенно если не следить за уровнем электролита в банках. Советуем проверить плотность электролита. Для этого нужен ареометр — прибор со стеклянной колбой и поплавком внутри. Пользоваться измерителем просто:
Если ареометр показывает значение, близкое к 1,28 г/см³, значит все в порядке. Когда показатель выше нормы, надо долить в батарею дистиллированную воду. При недостатке плотности советуем добавить концентрат электролита. Значение должно быть примерно одинаковым в каждой банке.
После завершения всех проверок можно сделать вывод — провести полную диагностику электрооборудования с целью поиска утечки тока вполне реально своими силами. Видео в конце статьи поможет с этим. Но у опытного электрика‐диагноста работа займет гораздо меньше времени.
Если самостоятельный поиск не дал результата, лучше обратиться к профессионалам. Современное диагностическое оборудование автосервиса позволит найти любую, даже самую сложную неисправность за считанные минуты.