Ваш город Москва?

Да

Изменить

Москва
График работы
DDCAR Алтуфьево
Алтуфьевское шоссе, 31с1
+7 (495) 120–90–15
DDCAR Химки
Химки, Ленинский пр‐к, 27А
+7 (495) 159–61–26
DDCAR Царицыно
6‐я Радиальная улица, 20с7
+7 (495) 129–08–90
DDCAR Нагатинская
Хлебозаводский проезд, 7А
+7 (495) 846–73–34
DDCAR Озерная
Никулинская улица, 23к4с1
+7 (495) 492–48–18
DDCAR Сокольники
Краснобогатырская улица, 2с30
+7 (499) 520–00–31
DDCAR Внуково
Внуковское шоссе, вл11Ас2
+7 (495) 492–88–75
DDCAR Братеево
Братеевская улица, 20к1с4
+7 (495) 492–88–02

В моторе есть ГРМ — газораспределительный механизм. Он регулирует своевременное открытие и закрытие впускных и выпускных клапанов. Сами клапаны открывает распределительный вал. За это отвечают кулачки. Когда распредвал вращается, выступы начинают жать на гидротолкатели. Но порой демпфирующий механизм работает с перебоями. Стучат гидрокомпенсаторы. Определимся с причинами, разберемся с вариантами исправления ситуации.

Зачем нужны гидрики

Клапан и распределительный вал постоянно соприкасаются друг с другом. Проблема заключается в том, что при нагреве двигателя изменяются линейные размеры деталей. В месте соприкосновения возникает миниатюрный тепловой зазор. Его величина составляет 0,1–0,2 миллиметра.

Появление теплового зазора между клапанами и распределительным валом приводит к тому, что при высоких оборотах и нагрузках возникает стук. Нарушается момент открытия клапанов и может снизиться мощность двигателя.

При проектировании инженеры закладывают в конструкцию тепловой зазор, чтобы минимизировать его величину. Но все‐таки не получается его полностью исключить на всех режимах работы мотора.

У старых моделей силовых агрегатов каждые 10 тысяч км пробега необходимо было вручную регулировать тепловой зазор. Автовладелец брал в руки набор щупов и просовывал тонкие пластинки между кулачком распредвала и клапаном. Без этого не удавалось обеспечить нормальную работоспособность мотора.

Назрела задача свести к минимуму ручную регулировку. Так появились гидравлические компенсаторы.

Устройство и принцип работы

Со временем инженеры разработали автоматику, которая убирала тепловой зазор. Она получила название гидрокомпенсатор. Из наименования следует, что устройство предназначено для компенсации. Приставка «гидро» говорит о том, что внутри используется жидкость. Гидрики устанавливают между клапанами и распределительным валом. В большинстве случаев выглядит это примерно так:

Устройство гидрокомпенсатораУстройство гидрокомпенсатора

Принцип работы прост. Когда кулачок распредвала поднимается вверх, в накопитель подается масло. Потом кулачок давит на поршень и жидкость позволяет сдержать нажим за счет обратного клапана. Излишки масла уходят из цилиндра и цикл повторяется. Пока все работает как часы, посторонних шумов нет. Но когда появляется неисправность, возникает стук.

Как локализовать стук

Если слышите непривычные звуки при работе двигателя, дело не всегда в гидриках. Шум может создавать клапан адсорбера. Или это щелчки фазорегулятора, а может ТНВД — топливного насоса высокого давления. Но есть характерный признак. Стук раздается в 2 раза чаще оборотов мотора. Он очень быстрый. Для примера покажем видео. Вначале слышен резкий шум в районе 86 дБ. Но после добавки в масло присадки от Liqui Moly «тикинг» исчезает. Уровень звука падает до 82 дБ. Вот ролик:

Легче отыскать проблемный гидравлический толкатель практическим путем. При этом не нужно снимать ремень разбирать всю систему ГРМ. Процедуру следует выполнять по шагам:

    1. Прогреть автомобиль в течение 5 или 10 минут.
    2. Снять крышку ГБЦ — головки блока цилиндров.
    3. Прокрутить распредвал, чтобы кулачки были внизу.
    4. Подождать 6 минут, пока вытечет масло из гидриков.
    5. Поднять кулачки вала вверх, освободить компенсаторы.
    6. Надавить на каждое устройство лопаткой или пальцами.

      Неисправный гидрокомпенсатор будет легко продавливаться. Сопротивление почти не ощущается. Наглядно процесс показан на видео:

      Теперь рассмотрим особенности стука для разных режимов работы двигателя.

      Виды неисправности

      Можно ли ездить со стучащими гидрокомпенсаторами? Не рекомендуем. Теоретически ничто не мешает продолжать эксплуатацию автомобиля. Но это может закончиться плачевно. Гидрики издают высокочастотный звук не просто так. Дело в неправильной настройке системы ГРМ. Сбиты фазы газораспределения. Поэтому горючее будет вылетать в трубу, двигатель перегреется и потеряет мощность. В тяжелых случаях могут прогореть клапаны и поршни.

      Гидрокомпенсаторы порой стучат сразу после пуска мотора. Есть другой вариант — шум появляется на прогретом двигателе. Причины у этих двух явлений разные.

      Поговорим про них подробнее.

      На холодную

      Стук на холодную — частая проблема. Последствия неисправности не сильно вредят силовому агрегату. Расскажем о причинах и вариантах исправить ситуацию.

      Проблема

      Решение

      Залип обратный клапан

      Прокачать гидрик, если это сделать не получается, то заменить.

      Износились гидравлические толкатели

      Заменить детали. Или попытаться промыть и почистить.

      Масло не той марки и вязкости

      Залить в систему подходящую смазку, рекомендованную производителем.

      Забились масляные каналы

      Разобрать ГБЦ и почистить каналы, сами компенсаторы.

      Засорился масляный фильтр

      Поменять расходник как можно быстрее вместе с маслом.

      Масло выработало ресурс

      Обновить закоксованное масло, если пробег больше 5–7 тысяч км.

      Компенсаторы барахлят не только на холостых оборотах и во время прогрева двигателя. Рассмотрим остальные варианты.

      На горячую

      Стук сигнализирует о серьезных поломках. Иногда для их исправления потребуется разобрать и проверить основные узлы ДВС — двигателя внутреннего сгорания.

      Проблема

      Решение

      Механическое повреждение гидрика

      Снять клапанную крышку, осмотреть газораспределительный механизм.

      Забились клапаны компенсаторов

      Тщательно промыть и очистить толкатели от твердых отложений.

      Слабое давление масла в системе

      Проверить масляный насос, редукционный клапан и приемную сетку.

      Низкий уровень масла

      Посмотреть на показания щупа, долить до нормы, если нужно.

      Масло пришло в негодность

      Поменять вместе с фильтром, если смазка уже прошла 5–7 тысяч км.

      К слову. В двух вариантах есть одно пересечение — плохое качество масла. Чтобы не угробить гидрики, советуем менять масло и фильтр в соответствии с рекомендациями производителя автомобиля.

      Шум на высоких оборотах

      Заводим мотор и прислушиваемся к его работе на холостом ходу. Посторонних стуков не слышно. Стоит нажать на педаль газа, как со стороны ГБЦ раздается частое тиканье. Убираем ногу с акселератора и все приходит в норму. Скорее всего, причина в том, что в системе много масла и оно вспенилось. При таких условиях гидрокомпенсаторы завоздушиваются и не пропускают внутрь достаточное количество смазки. Устранить проблему легко — надо довести уровень до нормы.

      Уровень моторного маслаУровень масла на щупе

      Бывают и обратные ситуации. Масляный насос не справляется со своей задачей. В цилиндр гидрика попадает воздух вместо масла. Нет жидкости, а без нее невозможно обеспечить гидравлическое усилие. Иногда дело не в насосе. При ударе картера о дорожное препятствие нарушается работа маслоприемника. Поэтому нужно визуально осмотреть картер и проверить, нет ли на нем вмятин. Если все в порядке, следует заняться диагностикой масляного насоса.

      Стучат новые компенсаторы

      Иногда после замены гидриков на заведомо исправные, первое время слышны посторонние звуки во время работы мотора. Это нормально. Деталям нужно время для притирки. тревогу можно бить, если автомобиль проехал 100–200 км, а шум не исчез. Основная причина — неправильная установка. Возможно, владелец авто не утопил толкатель в колодец на головке блока.

      Умтановка гидрокомпенсатораНеправильная установка гидрокомпенсатора

      Что если входное отверстие компенсатора не совпало с масляным каналом? В таком случае смазка не будет поступать в цилиндр и обеспечивать нужный уровень жесткости.

      Исправить ситуацию легко. Достаточно протолкнуть гидрик глубже в колодец. Если стук продолжается, следует проверить, не засорились ли масляные каналы в ГБЦ. Дело может быть в этом.

      Ремонт

      Не каждый гидротолкатель можно восстановить до работоспособного состояния. Но порой срок замены можно заметно отодвинуть. Иногда без этого не обойтись. Не всегда в каталоге запчастей есть нужная позиция. Существует как минимум 3 способа продлить жизнь толкателя:

      1. Механическая очистка. Понадобится время и немалая сноровка, чтобы разобрать ГБЦ и снять гидрики. Зато результат будет заметен сразу. Не придется заливать в мотор химию.
      2. Замена фильтра и масла. Во время процедуры следует промыть систему традиционным способом. Для этого нужно залить промывочную смазку, подержать, слить и заполнить систему обычным маслом.
      3. Применение промывочных составов. Есть два популярных варианта: Liqui Moly Hydro‐Stossel‐Additiv и BG103. Нужно делать все строго по инструкции. Иначе эффекта не будет.

      Промывочный состав Liqui Moly Промывка Ликви Моли

      Второй и третий варианты помогут реанимировать гидрокомпенсаторы, если забиты масляные каналы. С другими видами неисправностей придется разбираться точечно. Гидрики стучат при возникновении механических повреждений, из‐за нарушения циркуляции смазки в системе. Ситуацию можно исправить, но для этого нужно провести правильную диагностику и ремонт.

      Выводы

      Ничто не мешает ликвидировать шум гидрокомпенсаторов самостоятельно. У вас богатый опыт и золотые руки? Тогда все проблемы решаемы. Но если вы не владеете навыками по разборке и промывке газораспределительного механизма, могут возникнуть сложности.

      Приведем пример. Допустим, вы заменили масло и поставили новый фильтр. Но раздражающий стук никуда не делся. Поэтому вы решили пойти на крайние меры — установили новые гидрики. Завели мотор и услышали знакомый высокочастотный шум. Остается плюнуть на все безуспешные попытки и ехать в техцентр.

      В итоге причина оказалась в том, что на кулачках коленчатого вала появились задиры. Металл просто не доставал до компенсаторов. Образовался большой зазор. Пришлось менять коленвал. Но деньги за масло и новые гидрокомпенсаторы оказались потрачены зря. Да и время ушло впустую.

      Опытные сотрудники автосервиса быстро найдут истинную причину стука, и в максимально короткие сроки сделают ремонт. Это уменьшит финансовые расходы и сэкономит время.

      Записаться на сервис
      Записаться
      remont@ddcar.ru
      нам можно написать