Адреса автосервисов
Москва
Ваш город Москва?
Да
Изменить
с 09:00 до 21:00
DDCAR Химки
DDCAR Царицыно
DDCAR Нагатинская
DDCAR Внуково
DDCAR Братеево
с 11:00 до 20:00
DDCAR Алтуфьево
DDCAR Озерная
DDCAR Сокольники
К нам редко приезжают клиенты с жалобами на опоры силового агрегата. В этом нет ничего удивительного. Вибрация в моторном отсеке появляется после 90 тысяч км пробега. До этого момента резинометаллические "шарниры" работают исправно. Но деградация металла все же дает о себе знать. Монотонный стук начинает действовать на нервы. Водители пытаются найти причину. Расскажем о том, как проверить подушки двигателя и каковы симптомы их "усталости". По стандарту три буферные точки расположены снизу мотора, а две сверху. Коробка передач тоже стоит на опорах.
Алгоритм диагностики отличается для гидравлических и резинометаллических опор. У первых более сложное устройство — внутри масло для усиления демпфирующих свойств.
Первым делом советуем осмотреть подушку. Типичные симптомы износа — подтеки гидравлической жидкости на поверхности. Содержимое оболочки вытекает наружу из‐за образования микротрещин. Со временем они расширяются. Если заметили масло, демпфирующий элемент придется менять на новый. Бывает, что внешних признаков нет. Тогда надо использовать метод раскачки.
Нужно выбрать дорогу с асфальтом, далеким от идеального. Чем больше кочек и выбоин, тем лучше. Включаем первую передачу на механике или плавно нажимаем на педаль газа, если машина работает на автоматике. При движении будут ощущаться вибрации, стуки. Порой они отдают в рычаг переключения скоростей или в селектор. Даже рука начинает дрожать. Это явные признаки деградации подушек. Можно продолжить эксперимент — заглушить силовой агрегат, поддомкратить его, вставить длинную монтировку между двигателем и опорой. Если при раскачке монтировки ощущается люфт, значит дело плохо. В норме двигатель должен стоять на месте.
Старая и новая гидроопоры
Следующая методика подходит для автомобилей с АКПП на борту. Она требует нехитрых приготовлений. Надо установить на смартфон с акселерометром приложение, которое оценивает уровень вибрации. В магазине Android масса вариантов. Самый простой так и называется "Измеритель вибрации". Нужно запустить силовой агрегат, положить смартфон на торпедо. При холостых оборотах уровень вибрации будет достаточно низким. Сначала проверим переднюю сторону. Включаем режим Drive и проезжаем 10–20 метров. Если на шкале видны сильные отклонения, значит есть проблема. Затем оцениваем состояние задней опоры. Включаем Reverse, двигаемся 20–30 метров. При разбитой подушке уровень вибрации будет зашкаливать. Остается найти дефектный демпфирующий элемент. Для этого сажаем за руль помощника, он включает самый шумный режим и медленно движется по дороге. Водитель смотрит на силовой агрегат. В какую сторону он проседает, там и находится неисправная опора.
С помощью последнего способа можно выполнить диагностику подушек двигателя с электронно‐вакуумным управлением. Заводим мотор, пусть он работает на холостых. Открываем капот, откручиваем маслозаливную горловину. Сразу послышаться ритмичные хлопки. Нужно найти вакуумный шланг передней подушки, отсоединить его и заткнуть пальцем. Если стуки прекратились, проблема найдена. В противном случае то же самое надо сделать со шлангом задней опоры. Прекращение стуков дает понять, что неисправность лишь на одной стороне. Порой из строя одновременно выходят оба демпфирущих элемента. Их придется менять.
Простой осмотр вряд ли поможет определить неисправность. Обычно резина трескается в незаметных местах, рядом с креплениями. Это выглядит, как тонкая темная полоса, ее сложно распознать на глаз. Поэтому советуем использовать способы проверки подушек двигателя, основанные на изменении положения в результате раскачки.
Для первого метода понадобится помощник. Он будет включать передачи, а задача владельца машины — смотреть на силовой агрегат. Водитель открывает капот, помощник садится за руль, включает первую передачу или просто нажимает на педаль газа, если в автомобиле установлена АКПП. Достаточно проехать 50 сантиметров вперед. Потом надо резко включить заднюю скорость и продолжить движение. Если демпфирующие элементы выработались, мотор ощутимо сдвинется вперед, начнет трястись и вибрировать. Это явные симптомы неисправности. Способ хорошо подходит для проверки состояния правой подушки (она же верхняя). Но если неисправна нижняя опора, вряд ли получится подтвердить это с помощью простого теста. Нужна более продвинутая методика.
Резинометаллические опоры
Первым делом надо подготовить инструменты: домкрат, толстую подпорку под силовой агрегат, монтировку. Чтобы не рисковать, не залезать под днище машины, лучше заехать на яму. Сначала нужно поддомкратить ту часть, где установлен силовой агрегат. Поднятый кузов фиксируем с помощью надежной подпорки. Затем ставим домкрат под мотор, поднимаем его, чтобы убрать массу с точек крепления. Откроется доступ к осмотру. Все трещины будут видны. Дефекты образуются в местах соединения резины с металлом. Треснувшие опоры надо менять, они не подлежат ремонту. Если дефекты незаметны, советуем вставить монтировку между подушками и мотором. Сильный люфт дает понять, что "шарниры" неисправны. Можно попробовать поджать крепления гаечным ключом, но вряд ли это поможет.
Пробный выезд — вот как еще можно проверить подушки автомобильного двигателя. Метод позволяет оценить работу подвески и гашение вибраций в динамических условиях движения машины. Рекомендуем сделать так:
Этот способ позволяет выявить скрытые неисправности подвески и силового агрегата в динамике. По результатам поездки можно сделать предварительные выводы о состоянии подушек двигателя без их демонтажа.
Есть типичные признаки полной неисправности подушек автомобильного двигателя, которые дают понять, что деформированные опоры пора менять на новые. При износе или повреждении демпфирующих элементов появляется характерный стук или скрип во время движения машины. Звук обычно усиливается при проезде неровностей дорожного покрытия — канав, лежачих полицейских, ям. Внимательно прислушиваясь к этим звукам, опытный водитель может определить приблизительное место их возникновения — передняя или задняя часть автомобиля.
Еще один признак неисправности опор двигателя — появление мощной вибрации. Она ощущается на рулевом колесе или рычаге коробки передач. Тряска на больших скоростях может привести к опасной ситуации — заносу из‐за потери контакта колес с дорогой. Причиной вибраций становится ослабление крепежных болтов опор или сами резиновые демпфирующие элементы, если они изношены.
Если опоры выработались, машина начинает дергаться, пинаться, вибрировать. Звуки лучше всего слышны во время переключения передач. "Обострение" признаков износа подушек двигателя наступает при резком торможении, вхождении в повороты, движении задним ходом. Тут работает чистая физика. Приведем простой пример — водитель едет вперед, а потом резко включает заднюю скорость, меняет направление движения. Силовой агрегат из‐за инерции сильно наклоняется вперед, а изношенные демпфирующие элементы перестают выполнять свои функции.
Утечка жидкости из гидроопоры
На поверхности гидроопор при деформации, разрыве внешней оболочки появляются следы демпфирующей жидкости. Она выглядит как капли, пузыри или масляные подтеки. Достаточно заглянуть в подкапотное пространство, чтобы обнаружить явные признаки выхода из строя. Еще лучше деградация видна на яме или эстакаде. Надо снять защиту картера, чтобы получить доступ к изношенным креплениям.
Внимательно прислушиваясь к появляющимся во время движения звукам, отмечая усиление вибраций, изменение люфта и визуальные повреждения демпфирующих элементов, можно своевременно обнаружить неисправности опор двигателя, принять меры для их устранения. Это позволит избежать более серьезных поломок, продлить срок службы машины.
В конструкции автомобилей для крепления двигателя на раме и гашения возникающих при работе вибраций используют "амортизаторы". Существует несколько разновидностей таких подушек. Самые простые и относительно недорогие резиновые опоры, изготовленные из высокопрочной автомобильной резины. Они обеспечивают хорошее гашение вибраций, но имеют ограниченный ресурс — не более 30–40 тысяч километров пробега.
Виды опор двигателя
Более долговечные — резинометаллические опоры с металлическим сердечником внутри резиновой оболочки. Срок их службы может достигать 90 тысяч километров при правильной эксплуатации. Они стоят дороже чисто резиновых, но надежнее, дольше служат.
Гидравлические подушки с жидкостью внутри устанавливают на новые автомобили с большой долей электронной "начинки" на борту. Они хорошо гасят вибрации в широком диапазоне частот и нагрузок на любых скоростях движения. В случае разрыва оболочки, жидкость быстро вытечет наружу, вибрация и биение станут максимальными. Не получится проехать на машине более 500 км. Ударные воздействия повредят коробку передач и подвеску. Гидравлика работает механически или ею управляет электроника, вакуумные шланги.
Если в ходе диагностики или периодического технического осмотра водитель выявил необходимость замены опор, эту процедуру можно выполнить самостоятельно. Нужны хотя бы начальные навыки ремонта. Вот как это сделать:
При соблюдении осторожности заменить опоры силового агрегата можно самостоятельно. В сложных случаях лучше обратиться за помощью в автосервис.
Чтобы максимально продлить срок службы подушек двигателя и других опор, рекомендуем регулярно менять моторное масло. Кажется, что нет связи между смазкой и демпфирующими элементами. На деле отработка усиливает вибрацию мотора из-за засорения масляных магистралей, рассинхронизации работы цилиндро-поршневого механизма. Вибрация быстро "убивает" подушки.
Нельзя допускать появления лишних биений. Даже нарушенные углы развала и схождения колес порой становятся причиной неравномерного износа резины, вибраций. Поэтому надо следить за давлением в шинах, регулярно корректировать сход‐развал. Не следует нагружать машину больше нормы. При движении с забитым багажником возникает сильный крен кузова и подвески. Опоры работают на пределе возможностей.
Если есть возможность ездить по гладким дорогам, лучше выбирать ровный асфальт. Участки с выбоинами становятся полосой препятствий, подушки быстро вырабатываются "благодаря" высоким нагрузкам на точки крепления силового агрегата к раме или кузову машины. Чем меньше ударных нагрузок, тем лучше.
Затяжка болтов на опорах мотор
Советуем хотя бы раз в год проверять надежность затяжки всех болтов демпфирующих элементов. Если заметили ослабление болтов, надо их затянуть. Потому что при раскручивании резьбы появляются люфты. Мотор сильно раскачивается, разбивает подушки. Для продления срока службы опор нужно скорректировать манеру вождения. Резкое ускорение, интенсивное торможение не добавляют "здоровья" подвеске, демпфирующим элементам.
Зимой дороги посыпают едкими реагентами. Они разъедают резину, силикон и другие эластичные материалы. Надо регулярно мыть двигатель и опоры. Тогда "химия" не вызовет дефекты подушек силового агрегата.
Для своевременного выявления неисправностей опор двигателя нужно фиксировать появление характерных стуков, скрипов, вибраций, люфта кузова при работающем двигателе. Наличие трещин, протечек и сколов — однозначный повод для замены. Это можно сделать самостоятельно, только придется поднимать мотор. В гаражных условиях это сложно, особенно если нет лебедки, смотровой ямы. Поездка в автосервис позволит быстро и безопасно решить задачу. Машину поднимут на эстакаду, а механики быстро заменят опоры на новые.
Для продления срока службы подушек советуем своевременно выполнять техническое обслуживание, избегать перегрузок, следить за крепежом и общим состоянием демпфирующих элементов. Это позволит обеспечить максимальный ресурс работы опор силового агрегата.