Адреса автосервисов
Москва
Ваш город Москва?
Да
Изменить
с 09:00 до 21:00
DDCAR Химки
DDCAR Царицыно
DDCAR Нагатинская
DDCAR Внуково
DDCAR Братеево
с 11:00 до 20:00
DDCAR Алтуфьево
DDCAR Озерная
DDCAR Сокольники
После 200 тысяч км пробега ресурс силового агрегата заканчивается. Машина теряет динамику, плохо преодолевает подъемы. Нужна капиталка автомобильного движка. Это полное восстановление всех узлов, а не частичное. Приведем пример: замена поршневой — это всего лишь ремонт ДВС. Старые моторы проходили по миллиону км, а современные из‐за конструктивных особенностей служат в 5 раз меньше. Капитальный ремонт проходит поэтапно. Начинается с подготовки, а заканчивается обкаткой. Вместо капремонта можно поставить контрактный движок, но нет гарантий качества. Бывали случаи, когда силовой агрегат из Европы приходил в негодность после 100 км пробега.
Капитальный ремонт автомобильного двигателя — это полное восстановление, обновление силового агрегата путем полной разборки, замены всех изношенных узлов, деталей. Капремонт делают в таких случаях:
При капитальном ремонте двигатель полностью разбирают до последней гайки. Все детали проходят очистку, дефектовку. Мотористы определяют их пригодность к дальнейшему использованию. Изношенные детали ремонтируют или заменяют новыми. Механики проводят механическую обработку деталей — расточку, шлифовку, нанесение упрочняющих покрытий, хонинговку. После завершения работ ДВС собирают, обкатывают на малых оборотах.
Капремонт мотора
Силовой агрегат надо капиталить, чтобы восстановить его мощность и ресурс, продлить срок службы. Это самый полный вид обслуживания. Если водитель решил просто заменить кольца или всю поршневую, это еще не капиталка, а просто комплексный ремонт.
Капитальный ремонт двигателя нужен, когда автомобиль прошел большой пробег, который исчисляется сотнями тысяч километров. Судя по нашему опыту, на современных авто проблемы начинаются после 200 000 км, а когда машина проедет 300 000 км, капиталка становится необходимой. Это значит, что силовой агрегат отработал много часов, полностью исчерпал свой ресурс. Когда‐то моторы выхаживали по миллиону километров и даже больше. Сейчас такого не встретить.
Рекордсмен по пробегу без капиталки — Volvo P1800. Владелец из США проехал на спорткаре немыслимые 4,5 миллиона км за 44 года эксплуатации. Данные подтвердили сами представители Volvo.
Кроме выработки полного ресурса, на необходимость капремонта указывают серьезные неисправности в работе мотора — резкое падение мощности, динамики, повышенный расход топлива, посторонние стуки и шумы, задымление отработавшими газами. Эти признаки свидетельствуют об износе или поломке внутренних деталей, механизмов.
Еще одной причиной для капремонта может стать серьезная авария или механическое повреждение двигателя при эксплуатации автомобиля. Нужна не только замена отдельных деталей, но и восстановление геометрии блока цилиндров, головки блока (ГБЦ), других основных узлов.
Самый характерный маркер — двигатель ест масло сверх нормы. Производители машин указывают, что максимальная норма расхода составляет 1 л на 1 000 км. Это большая цифра. Но если движок потребляет 1,5 литра на тысячу, значит с ним что‐то не в порядке.
Измерение компрессии
Решение о необходимости капитального ремонта принимают в том случае, если устранить возникшие проблемы заменой узлов уже нельзя. Нужна полная разборка, чистка, дефектовка деталей, замена изношенных узлов, восстановление посадочных поверхностей. Только таким комплексным подходом можно полностью обновить мотор, дать ему вторую жизнь.
Существует несколько причин, по которым современные ДВС реже доживают до больших пробегов без капремонта по сравнению с моторами прошлых лет:
Конструкция новых силовых агрегатов не позволяют им проехать без капремонта такие же большие расстояния, как двигателям старых формаций. Хотя по мощностным характеристикам они превосходят моторы прошлых поколений.
В большинстве автосервисов процедура стандартизирована. Главное — найти мотористов, которые внимательны к деталям, ответственны и не халтурят. Мастера с опытом от 5 лет уверены в своей работе, поэтому дают гарантию после капиталки. Расскажем о том, что входит в капитальный ремонт двигателя.
Прежде чем отправлять силовой агрегат на капитальный ремонт, надо провести подготовку. В первую очередь очищают наружные поверхности ДВС от загрязнений, накопившихся за время эксплуатации. Для этого используют моющие, обезжиривающие средства.
Мойка силового агрегата
Из двигателя сливают все эксплуатационные жидкости — моторное масло, антифриз, топливо из бака, магистралей и форсунок. Отсоединяют элементы систем питания, смазки, выпуска отработанных газов, охлаждения, электрическое оборудование.
Следующий этап — демонтаж навесных агрегатов: генератор, компрессор кондиционера, насосы. Нужно отсоединить мотор от коробки передач, подготовить к извлечению из отсека. Для этого снятия используют кран или лебедку, закрепленную на рельсах, опорах сверху.
Перед разборкой силовой агрегат проходит дополнительную очистку, чтобы максимально удалить внешние загрязнения, которые попадают внутрь при дальнейшем демонтаже. Для этого порой применяют замачивание двигателя целиком в моющей ванне. На деле хватает внешней обработки «химией». Достаточно подождать, пока чистящее средство размягчит и растворит налет, а затем смыть его теплой водой под давлением.
На этом этапе проводят частичную разборку крупных узлов, которые будут ремонтировать отдельно — головка блока цилиндров, турбокомпрессор, стартер, генератор. Их разбирают, очищают, отправляют на восстановление или замену.
Перед разборкой в автосервисах проводят контрольный запуск, апробирование двигателя стендовыми методами. Это позволяет более точно выявить техническое состояние, записать рабочие параметры, характер шумов и вибраций для сравнения с результатами после сборки.
Разборку мотора на детали делают в четкой последовательности согласно технологии завода‐изготовителя. Обычно сперва снимают крышки, прокладки, переднюю подвеску. Затем отсоединяется коленчатый вал, вынимают поршни с шатунами, демонтируют распределительный вал.
Разборка силового агрегата
Все детали подлежат маркировке, складированию в определенном порядке на стеллажах для удобства сортировки, комплектации. Складирование производят согласно дефектным ведомостям для каждого типа деталей — коленвал, поршни, головка блока. Это важно для быстрого поиска.
Дефектовка — один из важных этапов капиталки двигателя. Мотористы внимательно осматривают каждую деталь, снимают размеры. Это нужно для выявления степени износа, наличия трещин, сколов, деформаций и других дефектов.
Особенно тщательно контролируют геометрию деталей, состояние рабочих поверхностей цилиндров, отверстий под подшипники, опорных шеек. Замеряют зазоры в сопряжениях, отверстия. Выявленные дефекты заносят в карту или ведомость дефектовки.
По результатам дефектовки владелец и мастер принимают решение о дальнейшем ремонте или непригодности детали к эксплуатации. Для годных узлов выбирают метод восстановления, изношенные отправляют в утиль, ищут оригинал или аналог для полной замены.
На основании карты дефектов и технических условий мотористы выбирают методы ремонта для конкретного двигателя. Часто используют расточку блока, установку поршней, шлифовку коленвала, замену изношенных вкладышей, поршневых колец.
Для восстановления геометрии применяют методы финишной обработки — шлифование, притирку, доводку. Для упрочнения, восстановления посадочных поверхностей используют наплавку, напыление износостойких покрытий. Выбор конкретного способа зависит от характера износа детали, его величины.
Все детали двигателя, которые по результатам дефектовки пригодны для дальнейшего использования после ремонта, подлежат обработке на специализированном оборудовании — токарных, фрезерных, расточных и шлифовальных станках.
Расточка блока цилиндров
Станочная обработка позволяет восстановить точные размеры, геометрию, нужную шероховатость посадочных, рабочих поверхностей деталей. Мастера проводят расточку отверстий, шлифовку шеек коленвала, обработку опорных поверхностей корпусных деталей.
После окончания механической обработки деталей на станках, требуется дополнительная ручная доводка, исправление дефектов, удаление заусенцев, притупление острых кромок.
После завершения станочных работ оценивают качество обработанных поверхностей — их геометрии, шероховатости. При необходимости на опорные шейки коленвала, поверхности гильз наносят упрочняющие покрытия гальваническим или газотермическим напылением. Перед сборкой компонуют отдельные узлы — коленвал с подшипниками, распредвалы с коромыслами, шатуны с поршнями. Это облегчает последующую сборку.
Сборку двигателя после капитального ремонта выполняют в порядке, обратном разборке. Сначала собирают нижнюю часть силового агрегата — картер, коленвал, шатуны с поршнями, поршневыми кольцами. Затем устанавливают распредвал, клапанный механизм, головку блока цилиндров (ГБЦ).
Важно соблюдать показатели всех регулировок — зазоров в клапанном механизме, зазоров между цилиндрами и поршнями, давление масла. Обязательна проверка совпадения меток при сборке разъемных соединений. После сборки проводят многоступенчатый контроль мотора.
Собранный и проверенный двигатель устанавливают обратно на автомобиль, подключают все системы — питания, смазки, охлаждения, выхлопа. Мотористы выполняют регулировочные работы, проверяют давление масла, работу форсунок.
Установка мотора с помощью крана
Затем проводят первый запуск движка, проверяя работу всех систем на холостом ходу. На этом этапе выявляют возможные дефекты сборки, которые устраняют по факту. Главное — установить точные зазоры, отрегулировать систему зажигания, содержание углекислоты в отработанных газах.
Перед эксплуатацией двигатель проходит обкатку продолжительностью 30–80 часов в зависимости от модели. Это необходимо для приработки деталей, достижения оптимальных зазоров, стабилизации работы систем.
Обкатка начинается с работы на минимальных оборотах, затем они постепенно увеличиваются до номинальных. Мотористы контролируют основные параметры — давление масла, температура охлаждающей жидкости.
После обкатки проводят первое техническое обслуживание — замена масла, всех фильтрующих элементов, проверка и регулировка зазоров в газораспределительном механизме, натяжение приводных ремней, цепей. После завершения работ силовой агрегат готов к эксплуатации.
Обкатка ДВС после капитального ремонта — важный этап, обеспечивающий приработку деталей и правильную работу всех механизмов в дальнейшем.
Обкатка начинается с пуска мотора, прогрева до рабочей температуры. Затем силовой агрегат работает на холостом ходу с постепенным повышением оборотов в течение часа. Мотористы или сам владелец выполняют короткие выезды автомобиля с невысокими оборотами в течение первых километров. Постепенно скорость и нагрузку увеличивают до нормальных рабочих значений.
Автомобиль на обкатке
Важно следить за показаниями датчиков — температуры и давления масла, охлаждающей жидкости, не допуская перегрева мотора. Надо наблюдать за тем, чтобы не было посторонних шумов, стуков. Хотя незначительное отклонение от нормы допустимо — это клапаны притираются к седлам.
Общая продолжительность обкатки составляет порядка 100 часов, в течение которых происходит приработка всех трущихся пар, достигаются оптимальные зазоры для надежной, долговечной работы двигателя. Правильная обкатка после капремонта имеет принципиальное значение для выхода мотора на пиковые показатели мощности, экономичности.
Контрактный двигатель — это мотор с заграничной разборки, который не работал в России. «Импортный» силовой агрегат считают хорошим по умолчанию, потому что в западных странах используют качественный бензин, смазочные материалы. Перед продажей движок проходит полный цикл сборки, тестирования. Преимущества контрактного мотора:
Недостатки:
По итогу водитель при покупке контрактного или восстановленного (refurbished) силового агрегата играет в лотерею. Можно получить первоклассный мотор, который проходит 100–200 тысяч километров, а можно проехать 50 километров и почувствовать все прелести загнутых клапанов, заклинивших поршней. Капиталить движок — более предсказуемое занятие. При дефектовке моторист проведет объективную оценку и назовет стоимость работ. Появится право выбора, возможность оценки перспектив.
Трудоемкий процесс полной разборки, «реставрации» или замены всех узлов и деталей с последующей сборкой — вот что значит капитальный ремонт автомобильного двигателя. Он позволяет полностью восстановить ресурс, мощность, экономичность мотора. Процедуру проводят при выработке ресурса или после серьезных поломок. Это дает мотору вторую жизнь. Единственная альтернатива — установка контрактного движка. Но получается кот в мешке. Никаких гарантий поставщики дать не могут, потому что предпродажная дефектовка прибавит к цене силового агрегата 20-30 %, что сведет на нет всю экономию.