Адреса автосервисов
Москва
Ваш город Москва?
Да
Изменить
с 09:00 до 21:00
DDCAR Химки
DDCAR Царицыно
DDCAR Нагатинская
DDCAR Внуково
DDCAR Братеево
с 11:00 до 20:00
DDCAR Алтуфьево
DDCAR Озерная
DDCAR Сокольники
В норме после запуска мотора стрелка тахометра колеблется в пределах 1000 об/мин. Спустя пару минут показания прибора останавливаются на отметке 800 об/мин. Когда возникает неисправность, у водителя может появиться ощущение, что силовой агрегат вот-вот пойдет в разнос. Расскажем, откуда берутся большие обороты двигателя на холостом ходу и что делать для усмирения авто. Приведем методы диагностики и ремонта. А там владелец машины сам решит, что ему делать: разбираться с проблемой самостоятельно или обращаться на станцию технического осмотра (СТО).
Когда поворачиваешь ключ в замке зажигания и фиксируешь момент запуска, обороты кажутся избыточными. Все в порядке. Маслу нужно прогреться, а деталям цилиндропоршневой группы (ЦПГ) синхронизировать работу. На состав топливовоздушной смеси (ТВС) современных машин влияют показания электронных датчиков. Надо подождать, пока они начнут посылать в электронный блок управления (ЭБУ) правильные импульсы, без искажений. На подготовку и выравнивание оборотов уходит не более 3 минут. Если тахометр продолжает отображать большие цифры, значит есть неисправность. Осталось выяснить, почему появляются высокие обороты мотора на холостом ходу.
Сенсор ДПДЗ на основе поступающих сигналов добавляет топливо или снижает его количество. При отказе датчика ЭБУ начинает штормить. Даже если дроссельная заслонка работает нормально, электроника накидывает в камеру сгорания лишний бензин, солярку или газ. В результате обороты плавают, растут бесконтрольно.
Основной симптом неисправности датчика положения дроссельной заслонки — силовой агрегат часто глохнет. Самый информативный и простой метод диагностики — использование сканера OBD–2. Для оценки состояния сенсора подойдет компактный прибор ELM–327, который выводит информацию на дисплей смартфона. После подключения к ЭБУ можно использовать программное обеспечение OpenDiag. Есть пара методов проверки:
При серьезных проблемах с ДПДЗ появляются ошибки:
Код
Расшифровка
P0120
Неисправность датчика
P0121
Выход сигнала из допустимого диапазона
P0122
Низкий уровень выходного сигнала
P0123
Высокий уровень выходного сигнала
Если под рукой нет диагностического сканера, а повышенные обороты автомобильного двигателя никуда не деваются, для проверки стоит воспользоваться мультиметром. Первым делом надо найти контакты питания, они расположены на узле дроссельной заслонки. Датчики бывают трехконтактными и четырехконтактными. Нужно отыскать сигнальную «фишку».
Распиновка ДПДЗ
Необходимо включить зажигание, плюсовой щуп мультиметра соединить с сигнальным проводом, а минусовой подключить к массе. Тестер лучше перевести в режим измерения постоянного тока. Диапазон — 20 В. Если при закрытой заслонке прибор показывает 0,5 В, все в порядке. Остается провести диагностику в динамике. Для этого вручную медленно приоткрываем заслонку. Напряжение должно увеличиваться равномерно до пиковых показателей 4,8 В. Если показания скачут, или на старте тестер показывает 0 В, значит датчик пора заменить на новый.
Со временем на «лепестке» образуется слой грязи. Движение затрудняется, в камеру сгорания попадает слишком много воздуха. Нарушается соотношение компонентов топливовоздушной смеси. Появляются повышенные обороты холостого хода на прогретом двигателе и «на холодную». Есть и побочные минусы. Растет потребление горючего, движок «троит».
Закоксованная заслонка
Восстановить работу заслонки легко. Ее надо снять с посадочного места и промыть от появившихся отложений. В качестве «химии» подойдет любое средство для чистки карбюратора. Не стоит использовать щетку. Щетина может нанести вред покрытию, оставить микроскопические царапины. Лучше взять отрезок мягкой ткани, нанести на нее жидкость, аккуратно провести по поверхности. Если на заслонке видны следы значительной эрозии, ее надо поменять на новую.
На карбюраторных моторах нет РХХ. За состав топливовоздушной смеси отвечает механический узел регулировки. Он состоит из пары винтов:
Если они настроены неправильно, обороты поднимаются выше нормы. Процесс регулировки прост. Сначала нужно завести движок, потом закрутить винт количества на пару оборотов. Главное — не допустить ситуации, чтобы мотор заглох полностью. По чуть-чуть откручиваем винт, пока обороты не станут устойчивыми. Тахометр должен показывать не больше 1000 об/мин. Аналогичные манипуляции надо провести с винтом качества.
На инжекторных моторах вместо механического узла регулировки установлен электронный регулятор холостого хода. Он автоматически устанавливает завышенные и низкие обороты в зависимости от режима работы силового агрегата. Для проверки работоспособности РХХ понадобится мультиметр.
Распиновка РХХ
Нужно переключить тестер в режим измерения сопротивления до 200 Ом. Затем надо отсоединить клеммную колодку, измерить показатели. В норме сопротивление между контактами A и B, С и D находится в пределах между 50 и 55 Ом. Значение между A и C, B и D стремится к бесконечности. На дисплее появятся большие числа.
Есть альтернативный метод диагностики — использование сканера OBD–2. После подключения к шине прибор может выдавать ошибки:
P0505
Неисправность регулятора
P0506
Низкие обороты
P0507
Высокие обороты
Советуем заменить РХХ на новый, если при проверке выявлены недостатки. Иначе проблема не исчезнет. Мотор продолжит громко реветь во время пуска, расход горючего останется повышенным.
Сенсор ДТОЖ измеряет температуру тосола и отправляет показания в ЭБУ. Затем повышаются средние обороты на холостом ходу или понижаются. Традиционное место установки датчика — пространство между головкой блока цилиндров и термостатом. При нагреве антифриза сопротивление сенсора уменьшается, при остывании увеличивается. Для диагностики нужно сравнить данные измерения мультиметром (между контактами) и показания термометра на приборной панели:
Температура, °C
Сопротивление, Ом
0
9420
5
7280
10
5670
15
4450
20
3520
25
2796
30
2238
35
1802
40
1459
45
1188
50
973
60
667
70
467
80
332
90
241
100
177
Приведем пример. Если сопротивление оказалось равным 332 Ом, а термометр показывает 80 °C, значит все в порядке. ДТОЖ исправен. Значительное несовпадение цифр говорит о неисправности. Можно проверить датчик с помощью сканера OBD–2. На дисплее появятся ошибки в диапазоне P0115‐P0118.
При разрушении прокладки впускного коллектора герметичность нарушается. Аналогичная ситуация складывается, если появилась механическая деформация. В камеру сгорания попадает воздух, возникают повышенные обороты автомобильного двигателя. Для диагностики надо снять коллектор.
Износилась прокладка коллектора
Все дефекты будут видны при осмотре. Главный фокус внимания — на прокладку. На ней не должно быть «промятых» участков или следов разрыва. Все неровности необходимо сгладить. На станции технического обслуживания (СТО) это делают с помощью станка. В гараже можно использовать абразивный камень. Но ручной способ не гарантирует восстановления герметичности.
ЭБУ может потерять работоспособность после перепадов напряжения. При программном сбое достаточно скорректировать прошивку устройства. Для этого нужен специальный программатор. Некоторые водители способны самостоятельно справиться с перепрошивкой. Но при недостатке знаний советуем обратиться в автосервис.
Ошибки OBD–2 для ЭБУ находятся в диапазоне от P0600 до P0610.
Аппаратный сбой хуже. Сгоревшую микросхему заменить не так просто. Навыков работы с паяльником не хватит. С перепайкой транзистора справиться можно. Но сначала придется прозвонить всю плату и локализовать неисправную деталь. Судя по нашему опыту, ЭБУ все равно придется менять на новый.
Есть шесть причин, из‐за которых повышаются ранее стабильные обороты на холостом ходу. Самостоятельная диагностика занимает много времени. Порой мало использовать сканер OBD–2 и мультиметр. Некоторые датчики можно проверить только с помощью осциллографа. Профессиональное оборудование есть лишь в автосервисе. Электрики и механики быстро найдут причину неисправности, заменят деталь, вышедшую из строя.