Ваш город Москва?

Да

Изменить

Москва
График работы
DDCAR Алтуфьево
Алтуфьевское шоссе, 31с1
+7 (495) 120–90–15
DDCAR Химки
Химки, Ленинский пр‐к, 27А
+7 (495) 159–61–26
DDCAR Царицыно
6‐я Радиальная улица, 20с7
+7 (495) 129–08–90
DDCAR Нагатинская
Хлебозаводский проезд, 7А
+7 (495) 846–73–34
DDCAR Озерная
Никулинская улица, 23к4с1
+7 (495) 492–48–18
DDCAR Сокольники
Краснобогатырская улица, 2с30
+7 (499) 520–00–31
DDCAR Внуково
Внуковское шоссе, вл11Ас2
+7 (495) 492–88–75
DDCAR Братеево
Братеевская улица, 20к1с4
+7 (495) 492–88–02

В норме после запуска мотора стрелка тахометра колеблется в пределах 1000 об/мин. Спустя пару минут показания прибора останавливаются на отметке 800 об/мин. Когда возникает неисправность, у водителя может появиться ощущение, что силовой агрегат вот-вот пойдет в разнос. Расскажем, откуда берутся большие обороты двигателя на холостом ходу и что делать для усмирения авто. Приведем методы диагностики и ремонта. А там владелец машины сам решит, что ему делать: разбираться с проблемой самостоятельно или обращаться на станцию технического осмотра (СТО).

Главные причины

Когда поворачиваешь ключ в замке зажигания и фиксируешь момент запуска, обороты кажутся избыточными. Все в порядке. Маслу нужно прогреться, а деталям цилиндропоршневой группы (ЦПГ) синхронизировать работу. На состав топливовоздушной смеси (ТВС) современных машин влияют показания электронных датчиков. Надо подождать, пока они начнут посылать в электронный блок управления (ЭБУ) правильные импульсы, без искажений. На подготовку и выравнивание оборотов уходит не более 3 минут. Если тахометр продолжает отображать большие цифры, значит есть неисправность. Осталось выяснить, почему появляются высокие обороты мотора на холостом ходу.

Отказ датчика положения дроссельной заслонки

Сенсор ДПДЗ на основе поступающих сигналов добавляет топливо или снижает его количество. При отказе датчика ЭБУ начинает штормить. Даже если дроссельная заслонка работает нормально, электроника накидывает в камеру сгорания лишний бензин, солярку или газ. В результате обороты плавают, растут бесконтрольно.

Основной симптом неисправности датчика положения дроссельной заслонки — силовой агрегат часто глохнет. Самый информативный и простой метод диагностики — использование сканера OBD–2. Для оценки состояния сенсора подойдет компактный прибор ELM–327, который выводит информацию на дисплей смартфона. После подключения к ЭБУ можно использовать программное обеспечение OpenDiag. Есть пара методов проверки:


  1. Найти в меню пункт «Выбор параметров ЭБУ», поставить чекбокс напротив строчки «Положение дроссельной заслонки». Если не нажимать педаль газа, показания будут всегда стоять на уровне 0 %. При скачках от 5 % до 10 % можно констатировать поломку датчика.
  2. Перейти на вкладку «Каналы АЦП» и выбрать пункт «Положение дроссельной заслонки». Значения будут указаны в Вольтах, без добавления газа это 0,5 В. При нажатии на педаль вольтаж будет расти до 4,8–5 В на пике. Данные, отличные от эталонных, говорят о неисправности.

При серьезных проблемах с ДПДЗ появляются ошибки:


Код

Расшифровка

P0120

Неисправность датчика

P0121

Выход сигнала из допустимого диапазона

P0122

Низкий уровень выходного сигнала

P0123

Высокий уровень выходного сигнала

Если под рукой нет диагностического сканера, а повышенные обороты автомобильного двигателя никуда не деваются, для проверки стоит воспользоваться мультиметром. Первым делом надо найти контакты питания, они расположены на узле дроссельной заслонки. Датчики бывают трехконтактными и четырехконтактными. Нужно отыскать сигнальную «фишку».

Назначение контактов ДПДЗРаспиновка ДПДЗ

Необходимо включить зажигание, плюсовой щуп мультиметра соединить с сигнальным проводом, а минусовой подключить к массе. Тестер лучше перевести в режим измерения постоянного тока. Диапазон — 20 В. Если при закрытой заслонке прибор показывает 0,5 В, все в порядке. Остается провести диагностику в динамике. Для этого вручную медленно приоткрываем заслонку. Напряжение должно увеличиваться равномерно до пиковых показателей 4,8 В. Если показания скачут, или на старте тестер показывает 0 В, значит датчик пора заменить на новый.

Заклинила дроссельная заслонка

Со временем на «лепестке» образуется слой грязи. Движение затрудняется, в камеру сгорания попадает слишком много воздуха. Нарушается соотношение компонентов топливовоздушной смеси. Появляются повышенные обороты холостого хода на прогретом двигателе и «на холодную». Есть и побочные минусы. Растет потребление горючего, движок «троит».

Дроссельная заслонка со следами отложенийЗакоксованная заслонка

Восстановить работу заслонки легко. Ее надо снять с посадочного места и промыть от появившихся отложений. В качестве «химии» подойдет любое средство для чистки карбюратора. Не стоит использовать щетку. Щетина может нанести вред покрытию, оставить микроскопические царапины. Лучше взять отрезок мягкой ткани, нанести на нее жидкость, аккуратно провести по поверхности. Если на заслонке видны следы значительной эрозии, ее надо поменять на новую.

Не работает регулятор холостого хода

На карбюраторных моторах нет РХХ. За состав топливовоздушной смеси отвечает механический узел регулировки. Он состоит из пары винтов:


  • количества;
  • качества.

Если они настроены неправильно, обороты поднимаются выше нормы. Процесс регулировки прост. Сначала нужно завести движок, потом закрутить винт количества на пару оборотов. Главное — не допустить ситуации, чтобы мотор заглох полностью. По чуть-чуть откручиваем винт, пока обороты не станут устойчивыми. Тахометр должен показывать не больше 1000 об/мин. Аналогичные манипуляции надо провести с винтом качества.

На инжекторных моторах вместо механического узла регулировки установлен электронный регулятор холостого хода. Он автоматически устанавливает завышенные и низкие обороты в зависимости от режима работы силового агрегата. Для проверки работоспособности РХХ понадобится мультиметр.

Распиновка регулятора холостого ходаРаспиновка РХХ

Нужно переключить тестер в режим измерения сопротивления до 200 Ом. Затем надо отсоединить клеммную колодку, измерить показатели. В норме сопротивление между контактами A и B, С и D находится в пределах между 50 и 55 Ом. Значение между A и C, B и D стремится к бесконечности. На дисплее появятся большие числа.

Есть альтернативный метод диагностики — использование сканера OBD–2. После подключения к шине прибор может выдавать ошибки:


Код

Расшифровка

P0505

Неисправность регулятора

P0506

Низкие обороты

P0507

Высокие обороты

Советуем заменить РХХ на новый, если при проверке выявлены недостатки. Иначе проблема не исчезнет. Мотор продолжит громко реветь во время пуска, расход горючего останется повышенным.

Неисправен датчик температуры охлаждающей жидкости

Сенсор ДТОЖ измеряет температуру тосола и отправляет показания в ЭБУ. Затем повышаются средние обороты на холостом ходу или понижаются. Традиционное место установки датчика — пространство между головкой блока цилиндров и термостатом. При нагреве антифриза сопротивление сенсора уменьшается, при остывании увеличивается. Для диагностики нужно сравнить данные измерения мультиметром (между контактами) и показания термометра на приборной панели:


Температура, °C

Сопротивление, Ом

0

9420

5

7280

10

5670

15

4450

20

3520

25

2796

30

2238

35

1802

40

1459

45

1188

50

973

60

667

70

467

80

332

90

241

100

177

Приведем пример. Если сопротивление оказалось равным 332 Ом, а термометр показывает 80 °C, значит все в порядке. ДТОЖ исправен. Значительное несовпадение цифр говорит о неисправности. Можно проверить датчик с помощью сканера OBD–2. На дисплее появятся ошибки в диапазоне P0115‐P0118.

Подсос воздуха в коллекторе

При разрушении прокладки впускного коллектора герметичность нарушается. Аналогичная ситуация складывается, если появилась механическая деформация. В камеру сгорания попадает воздух, возникают повышенные обороты автомобильного двигателя. Для диагностики надо снять коллектор.

Коллектор с пробитой прокладкойИзносилась прокладка коллектора

Все дефекты будут видны при осмотре. Главный фокус внимания — на прокладку. На ней не должно быть «промятых» участков или следов разрыва. Все неровности необходимо сгладить. На станции технического обслуживания (СТО) это делают с помощью станка. В гараже можно использовать абразивный камень. Но ручной способ не гарантирует восстановления герметичности.

Вышел из строя блок управления

ЭБУ может потерять работоспособность после перепадов напряжения. При программном сбое достаточно скорректировать прошивку устройства. Для этого нужен специальный программатор. Некоторые водители способны самостоятельно справиться с перепрошивкой. Но при недостатке знаний советуем обратиться в автосервис.

Ошибки OBD–2 для ЭБУ находятся в диапазоне от P0600 до P0610.

Аппаратный сбой хуже. Сгоревшую микросхему заменить не так просто. Навыков работы с паяльником не хватит. С перепайкой транзистора справиться можно. Но сначала придется прозвонить всю плату и локализовать неисправную деталь. Судя по нашему опыту, ЭБУ все равно придется менять на новый.

Выводы

Есть шесть причин, из‐за которых повышаются ранее стабильные обороты на холостом ходу. Самостоятельная диагностика занимает много времени. Порой мало использовать сканер OBD–2 и мультиметр. Некоторые датчики можно проверить только с помощью осциллографа. Профессиональное оборудование есть лишь в автосервисе. Электрики и механики быстро найдут причину неисправности, заменят деталь, вышедшую из строя.

Записаться на сервис
Записаться
remont@ddcar.ru
нам можно написать