Адреса автосервисов
Москва
Ваш город Москва?
Да
Изменить
с 09:00 до 21:00
DDCAR Химки
DDCAR Царицыно
DDCAR Нагатинская
DDCAR Внуково
DDCAR Братеево
с 11:00 до 20:00
DDCAR Алтуфьево
DDCAR Озерная
DDCAR Сокольники
Есть неисправности, способные испортить немало нервов владельцу автомобиля. Особенно это касается поломок силового агрегата. Если провернуло вкладыши, ждать ничего хорошего не стоит. После этого события машина проедет пару километров, но потом понадобится дефектовка мотора и ремонт, который нельзя назвать дешевым. Расскажем о симптомах проблемы, опишем вероятные последствия и дадим рекомендации как исправить ситуацию.
Первым делом дадим определение. Вкладыши — фрикционные накладки, установленные в точках вращения коленчатого вала. Металлические пластины снижают силу трения, а значит увеличивают ресурс мотора. Если провернуло вкладыши коленвала, он теряет точку опоры, начинает вибрировать и цепляться за корпус двигателя. На металле появляются задиры, шатуны разбалтываются. Нарушаются такты работы силового агрегата. Есть разница между коренными и шатунными пластинами.
Устройство шатунно‐поршневой группы
Если у вас провернуло шатунный вкладыш, значит мотор скоро застучит. На картинке деталь значится под цифрой 8. Это подшипник скольжения, установленный внутри крышки. Внешней стороной пластины прижаты к коленвалу для обеспечения легкого скольжения. От перегрева и усталости металла шатуны истончаются, приходят в негодность. В какой‐то момент они проворачиваются вокруг своей оси. Упор не срабатывает. Между шатуном и коленчатым валом появляются зазоры. Нарушается работа всего силового агрегата. Последствия этого явления — заклинивание мотора.
Схема устройства коленчатого вала
На картинке видны коренные шейки. Это посадочные места для установки коренных вкладышей. Они помогают удерживать коленвал на месте, не дают сместиться оси. Вот что значит, если провернуло коренной вкладыш: пластина утратила фиксирующую способность. Сразу после поломки возникает вибрация и биение вала, но цилиндро‐поршневая группа может работать сносно. Зазоры по центру оси фатально влияют на воспламенение топливо‐воздушной смеси, как и проворот подшипников на шатунных шейках. Но последствия для двигателя все те же — со временем он застучит и потребует серьезного ремонта.
Система смазки порой выходит из строя — вот почему проворачивает вкладыши. Масло действует как лубрикант. Оно делает силу трения минимальной. А значит, нагрев фрикционных поверхностей хоть и случается, но не выходит за критическую отметку. При сбоях работы масляного насоса, когда закоксовались масляные каналы, металл перегревается. Из‐за этого возрастает сила трения, пластины стираются, истончаются. Износ происходит по естественным причинам. Но для этого надо проехать на авто сотни тысяч километров. Список триггеров проворота выглядит так:
Причина
Описание
Нехватка масла
В норме уровень должен находиться между метками min и max на щупе. В противном случае вкладыши в двигателе начинают перегреваться
Залито неправильное масло
Если производитель машины рекомендует использовать синтетику, а вы выбрали минеральную смазку, возникнут проблемы
Масло давно не менялось
Со временем в масло попадает нагар, грязь и другие посторонние компоненты. Необходимо точно соблюдать сроки замены, иначе будет поломка
Низкое давление смазки
При нарушении работы масляного насоса при нагрузках мотор не смазывается должным образом, и вкладыши истираются
Забиты масляные каналы
Такое случается при утечке тосола и попадания в картер силового агрегата. Смазка становится похожа на сгущеное молоко по консистенции
Вышла из строя система охлаждения
Забились шланги, в радиатор попал воздух или не работает клапаны в крышке расширительного бачка, а может тосол вытек наружу
Нужно понимать, что причина может быть в неудачной конструкции двигателя. Приведем пример из нашего опыта. В автосервис часто поступают автомобили Hyundai с двигателем G4KE на борту. Корейские инженеры не довели до ума конструкцию. Узкое место — масляный насос. Он ломается. В результате падает давление в системе. Но до критических значений оно не доходит. Индикатор не загорается. Уже через 150 тыс. км пробега появляются типичные признаки напрочь провернутого вкладыша. У силового агрегата большой объем — 2,4 литра, но слабый коленчатый вал. Металл перегревается — вот почему проворачивает вкладыши.
Первый признак, который должен вас насторожить — появление стука во время запуска силового агрегата и движения. Под нагрузкой звук становится громче. Если у водителя мало опыта, он может спутать эту «музыку» с гремящими кольцами. Установить истину поможет технический стетоскоп. Надо завести мотор, прижать мембрану или щуп к блоку цилиндров в районе коленвала. Если звук исходит оттуда, значит пора решать проблему. Обычно присоединяется другой симптом — постоянно горит индикатор масла или значок «чек» на панели приборов.
Пиктограмма «низкое давление масла»
Порой во время движения можно услышать свист, скрип и другие странные звуки. Дело в том, что пластина иногда не просто проворачивается, а вылетает с посадочного места. А потом она попадает под движущиеся части силового агрегата, деформируется или разлетается на куски. Стальная стружка издает «визг» даже на холостых оборотах.
Если заметили подобные симптомы, советуем немедленно припарковаться, выключить зажигание. Дотащить машину до гаража лучше с помощью буксира.
Поздний признак провернутого в моторе вкладыша — полное заклинивание коленвала. На этом моменте пора вызывать эвакуатор, своим ходом до гаража или СТО доехать не выйдет.
В большинстве случаев подшипник скольжения трескается. Выработанный металл оставляет на коленчатом валу следы задиров. Иногда вал можно отшлифовать, но часто придется менять эту громоздкую деталь на новую, потому что даже при замене вкладышей останется приличный зазор, который нельзя убрать. Машина проедет десяток километров и снова застучит.
Последствия проворота: задиры на шатуне
Бывают ситуации похуже. Вкладыш распадается на маленькие части, стружка забивает масляные каналы. Силовой агрегат сразу ощущает недостаток смазки. Температура переходит за красную отметку. Появляются все проблемы, свойственные для перегрева: прогорают поршни и клапаны, деформируется прокладка головки блока цилиндра (ГБЦ).
Проворот коренных вкладышей наносит силовому агрегату больше вреда, чем выход из строя шатунных.
В нашей практике были случаи, когда металлическая пластина наглухо «приваривалась» к коленвалу. Этот нарост начинал стачивать все на своем пути. На внутренней поверхности блока цилиндров появлялись большие задиры. На финальном этапе вкладыш все же отвалился и пробил картер. Масло моментально вытекло наружу.
Пытаться починить мотор — вот что надо делать, если провернуло коренные или шатунные вкладыши. Сложность ремонта зависит от урона, нанесенного двигателю. На начальных этапах достаточно поменять подшипники скольжения. При достаточных навыках это можно сделать самостоятельно. Если опыта нет — водителю прямая дорога в автосервис.
Замена коренных вкладышей
Обычно нужно проводить комплексную дефектовку, чтобы определить, какие части поршневой надо менять. Это могут быть шатуны, поршни, клапаны, кольца и сам коленчатый вал вместе со всеми подшипниками. Если пробит картер — его заваривают аргонной сваркой или меняют.
Чтобы не попасть в сложную ситуацию, советуем регулярно проходить плановый технический осмотр и следить за уровнем, давлением масла. Нанести урон силовому агрегату может система охлаждения. Поэтому стоит держать ее в нормальном состоянии: вовремя доливать антифриз, предотвращать его утечки. Понять, что появились симптомы, поможет проверка стука стетоскопом. Если вкладыш уже провернулся, нужно доставлять машину в автосервис. Для этого понадобится надежный напарник, буксировочный трос или эвакуатор. Опытные механики быстро проведут дефектовку двигателя, заменят изношенные детали. Вам не придется тратить время, разбираться в устройстве поршневой системы и часами проводить время под машиной. Обращение на СТО — гарантия того, что двигатель не застучит снова через 100 километров пробега.