Адреса автосервисов
Москва
Ваш город Москва?
Да
Изменить
с 09:00 до 21:00
DDCAR Химки
DDCAR Царицыно
DDCAR Нагатинская
DDCAR Внуково
DDCAR Братеево
с 11:00 до 20:00
DDCAR Алтуфьево
DDCAR Озерная
DDCAR Сокольники
Одна из распространенных и неприятных проблем, с которой сталкиваются водители, — масложор. В этом случае двигатель жрет масло больше нормы, что сказывается на его работе, приводит к печальным последствиям. Картер пустеет на глазах, а уровень смазочного материала на щупе опускается ниже отметки min. Если с этим не бороться, рано или поздно силовой агрегат придется «капиталить». Поэтому советуем заняться диагностикой, как только появились первые симптомы.
Масложор — это ситуация, когда двигатель автомобиля потребляет большое количество масла. Расход более 0,5 литра на 1 000 км пробега может стать причиной проблем, необходимости проведения дорогих ремонтных работ.
Механизм экстренного убывания технической жидкости прост. В норме минимальная «доза» смазки может попасть в камеру сгорания мотора, минуя барьер маслосъемных колец. В этом нет ничего страшного. Минимальный расход на угар предусмотрен конструкцией дизельных и бензиновых силовых агрегатов. Абсолютной герметичности не бывает. Но со временем из-за деградации цилиндро-поршневой группы (ЦПГ) и клапанного механизма увеличиваются зазоры, забиваются каналы, деревенеют уплотнительные материалы. Вот почему двигатель ест масло.
Загорелся значок масленки
В камеру сгорания попадает слишком много смазки. Содержимое картера убывает с бешеной скоростью. Начинается масляное голодание. Из‐за недостатка защитной пленки на поверхности металла сила трения между соприкасающимися деталями увеличивается до больших значений. Сталь и дюралюминий перегреваются, начинают стачиваться. Появляются задиры на цилиндрах. Дальше проблемы накапливаются, как снежный ком.
Интенсивный расход начинается после большого пробега. Если силовой агрегат изношен, то потребление значительно выше, чем при заводском состоянии. Но даже в начале эксплуатации мотора производители устанавливают максимальные нормативы потребления масла на угар. По мнению инженеров автоконцернов, средний бензиновый мотор тратит от 0,5 до 1 литра на 1 000 км пробега. В инструкции по эксплуатации к Volkswagen Polo сказано, что на 10 000 км расходится целая канистра объемом 5 литров. На дизелях еще хуже. И это нормально. Только практика порой расходится с результатами синтетических тестов в лабораториях сборочных конвейеров.
Показания электронного датчика
Мы считаем, что заводские нормативы сильно завышены. На практике хорошо, если угар масла составляет 0,2-0,4 % от объема топлива, потраченного за 1 000 км пробега. Пока звучит сложно. Попробуем объяснить. Renault Duster второго поколения с мотором 1,6 MT и мощностью 114 «лошадок» при движении по трассе расходует 6 л бензина на 100 км. За тысячный пробег из бака улетучится 60 л горючего. Значит за этот период картер потеряет 120-240 мл объема. Все, что выше этого показателя, мы характеризуем как масложор. Для дизелей показатели будут чуть выше — 0,5-0,7 % от сожженной солярки. Это 300–420 мл на 60 л топлива.
Расход масла выше 0,7 % от объема горючего говорит о проблеме. Иногда вменяемое потребление может быть нормой, особенно для старых двигателей с большим пробегом. Но если за неделю уровень падает ниже минимума, это может указывать на неисправности. Расскажем про типичные признаки повышенного расхода:
Еще один характерный симптом — увеличение компрессии на 2-3 бара выше нормы. Замеряют компрессию с отключением подачи топлива. Поэтому на поверхности цилиндров образуется стойкая масляная пленка, которая хорошо герметизирует стыки и зазоры. Отсюда и высокие показатели. Когда силовой агрегат начинает есть масло литрами, работа кривошипно-шатунного механизма (КШМ) нарушается. Возрастает сила трения, увеличивается давление. Трескаются сальники. Поэтому на поверхности мотора можно увидеть подтеки смазочного материала, иногда на земле во время долгой стоянки появляются темные пятна.
Основная причина масложора — неисправность прокладки головки блоков цилиндров (ГБЦ) или уплотнителей цилиндро-поршневой группы (ЦПГ) мотора. Масло слишком легко проникает в верхнюю часть цилиндра, смешивается с топливом или газами. Бывает, что из-за повышенной температуры силового агрегата или неполного сгорания топливо-воздушной смеси (ТВС) образуется конденсат, который провоцирует масложор.
Выработанные маслосъемные колпачки
Другой причиной того, что авто подъедает масло, становится износ уплотнений и резиновых материалов в клапанном механизме двигателя. При эксплуатации автомобиля износ и поверхностная деформация этих материалов приводят к ухудшению их свойств, проблемам с герметичностью масляных магистралей. В результате смазка начинает проникать через трещины, попадая в камеру сгорания.
Причинами масложора становятся неисправности, износ деталей силового агрегата. Сильная выработка подшипников коленчатого вала или поршней вызывает повышенный расход. Еще одна причина — деформация стенок цилиндров, что приводит к образованию нагара.
Порой излишняя прожорливость появляется из-за неправильной работы системы вентиляции картера (PCV). Если вентиляция не обеспечивает стабильную циркуляцию и отвод продуктов сгорания наружу, то смазка «горит» и убывает быстрыми темпами.
Длительная эксплуатация двигателя в режиме повышенных нагрузок тоже может стать причиной масложора. Поездки на большие расстояния с постоянным движением на высоких скоростях приводят к увеличенному расходу.
Если вы заметили, что мотор начал есть масло больше обычного, это явный признак проблемы, которую нужно решать. Повышенный «жор» указывает на несколько рисков неправильной работы двигателя. Рассмотрим основные причины убывания содержимого картера:
Провоцирующий фактор
Решение проблемы
Износ мотора
Раскоксовка, капитальный ремонт или полная замена
Выработка маслосъемных колец
Установка нового комплекта колец
Загрязнение масла продуктами горения
Замена масляного и топливного фильтров, очистка
Износ клапанов и их направляющих
Замена выработанных деталей
Проблемы с уплотнителями клапанов, ГБЦ
Проверка, замена прокладок
Протечка турбокомпрессора
Установка новых уплотнителей
Нарушена работа системы вентиляции картерных газов
Замена клапана PCV, маслоуловителя
Быстрое окисление содержимого картера
Замена «минералки» на «синтетику»
Слишком низкая вязкость масла
Выбор смазки по температуре в регионе
Если вы заметили причины, почему двигатель быстро ест масло, то рекомендуем проверить двигатель, принять меры для предотвращения возможных проблем. Регулярная замена масла в соответствии с рекомендациями производителя, а также проверка уровня могут помочь избежать «масложора». Еще надо следить за температурой работы двигателя. Лучше поддерживать ее в рамках рекомендаций производителя авто.
Масложор приводит к проблемам с двигателем машины. При избыточном расходе снижается смазывающая способность, что повреждает систему питания, поршни, маслосъемные кольца. Вот последствия того, что двигатель жрет масло:
Чтобы решить проблему, сначала необходимо выявить причину ее возникновения. При капитальном ремонте двигателя следует провести замену изношенных деталей, таких как поршневые кольца. Еще можно попробовать использовать более качественное масло, которое будет лучше удерживаться на деталях двигателя, снижать его расход.
Когда причина масложора не слишком явная, можно применить профилактические меры. Советуем регулярно проверять уровень и доводить его до необходимого значения, не допуская избыточного снижения. Надо оценить состояние воздушного фильтра, который должен быть чистым, исправным.
Устранение «масложора» требует комплексного подхода, соблюдения рекомендаций по эксплуатации мотора. Для начала стоит придерживаться графика регулярного технического обслуживания, проверки уровня в картере. Обратите внимание на состояние свечей зажигания — они показывают первые признаки неисправности. Еще рекомендуем следить за температурой двигателя, избегая его перегрева.
Одна из основных причин быстрой потери масла — утечки. Это не масложор в чистом виде, а проблемы с прокладками. Если уплотнители в системе смазки потеряли свои свойства, смазочный материал просачивается через них наружу.
Течь смазки из‐под клапанной крышки
Судя по нашему опыту, типичные проблемные места — впускной и выпускной коллекторы. Если на поверхности деталей видны темные потеки, это указывает на проблемы с уплотнением или повреждение прокладок. Советуем проверить камеру сгорания и поршневые кольца.
Причиной утечки масла из силового агрегата порой становится неправильная работа системы вентиляции картера. Если PCV не функционирует должным образом, то давление в картере увеличивается, что влечет за собой утечку. В турбированных моторах тоже полно стыков, которые со временем теряют герметичность.
Для решения проблемы масложора можно воспользоваться специальными добавками к маслу, которые повышают его вязкость, предотвращают закоксовывание системы. При дальнейшем ухудшении ситуации требуется замена прокладок, уплотнений. Если прожорливость начинается после большого пробега, возможно понадобится частичный или полный ремонт двигателя. Порой достаточно поменять поршневые кольца. В запущенных случаях лучше поставить новые поршни.
Мотор может есть масло из‐за засорения деталей цилиндро‐поршневой группы. В канавки на маслосъемных кольцах забивается грязь, нарушается герметичность. Смазку засасывает в камеру сгорания без ограничений. Поэтому советуем провести комплексную раскоксовку. Химические вещества заливают в цилиндры через свечные колодцы, добавляют в смазку или топливо. После процедуры сливают отработку, меняют воздушный, масляный и топливный фильтры, а потом наполняют систему новой технической жидкостью.
Водородинг силового агрегата
Есть альтернативный способ раскоксовки — водородная очистка двигателя. К входной воздушной магистрали подключают штуцер от установки и подают внутрь работающего мотора газ Брауна. Он вступает в реакцию с углеродистыми отложениями, расщепляет их на воду и углекислый газ. Процедура помогает убрать до 80 % наслоений. После нее движок может жрать меньше смазки из‐за очистки канавок на поршнях и маслосъемных кольцах.
Советуем строго выполнять предписания производителя машины. В инструкции по эксплуатации указано, какую смазку лучше заливать в картер. Там приведена классификация по SAE. «Минералка» стоит мало, но быстро окисляется и разрушается от воздействия высоких температур. «Полусинтетика» служит дольше. Если позволяют финансы, лучше выбрать синтетическое масло.
Смазочный материал 0W−40
Нужно правильно подбирать вязкость. Она зависит от климатических условий региона. Приведем пример для Москвы. Абсолютный минимум температур равен -42,1 °С, абсолютный максимум составляет +38,2 °C. Значит нужна всесезонная смазка, которая работает в этом диапазоне. Подходящий вариант — 0W-40, масло решает задачи при температуре от -40 до +40 °C. Это грубый расчет. Надо делать поправку на теплую зиму или холодное лето. Столбик термометра редко дотягивает до максимальных и минимальных значений.
Для борьбы с проблемой масложора надо применять такие способы:
Запомните эти советы и следуйте им, чтобы избежать проблемы масложора и сэкономить свои деньги на дорогом ремонте двигателя автомобиля.
У того, что машина ест масло, много причин. На первом месте стоят утечки, возникающие из-за износа прокладок, разбалтывания соединений. Приведем типичный пример. В автосервис приехал водитель и пожаловался, что силовой агрегат подъедает смазку. Оказалось, что у него треснула прокладка масляного фильтра. После замены «банки» симптомы пропали. Но бывают ситуации хуже. Если задубели маслосъемные колпачки клапанного механизма, смазочный материал проникает из ГБЦ в камеру сгорания. Для замены уплотнителей придется проделать много работы.
Порой не получается зафиксировать утечку. Тогда советуем приехать в автосервис. Механики добавят в масло флуоресцентный краситель и найдут даже мелкие подтеки в ультрафиолетовом свете. Мастера проведут диагностику, найдут истинную причину масложора и устранят ее. Машина перестанет есть масло литрами.