Адреса автосервисов
Москва
Ваш город Москва?
Да
Изменить
с 09:00 до 21:00
DDCAR Химки
DDCAR Царицыно
DDCAR Нагатинская
DDCAR Внуково
DDCAR Братеево
с 11:00 до 20:00
DDCAR Алтуфьево
DDCAR Озерная
DDCAR Сокольники
Закоксованный мотор работает плохо. Проседает компрессия, клапаны перестают закрываться до конца из‐за нагара на седлах. Чистка двигателя водородом улучшает его работу, продлевает срок службы. В процессе эксплуатации внутри мотора накапливаются отложения, которые приводят к снижению мощности, увеличению расхода топлива и выделению вредных веществ. Водородинг помогает удалить нагар, восстановить работу силового агрегата, улучшить динамику машины, снизить расход топлива и уменьшить выбросы вредных веществ в атмосферу. Этот процесс помогает предотвратить дорогостоящий ремонт движка в будущем.
Водородная чистка мотора (декарбонизация) — это удаление накопившихся отложений в двигателе автомобиля с помощью газа Брауна (водород плюс кислород). Водородинг повышает компрессию, снижает расход топлива, убирает нагар с поверхности камеры сгорания. В начале двухтысячных для очистки надо было снимать головку блока цилиндров (ГБЦ). Сейчас все гораздо проще:
Технология водородной очистки стала популярной в 2010‐е годы, поскольку она предлагает эффективный, экологически чистый способ поддержания двигателя в хорошем состоянии. Советуем запомнить, что процесс не заменяет регулярное техническое обслуживание автомобиля. Это всего лишь дополнение.
На станциях СТО для производства водорода используют передвижные установки — электролизеры. Сырьем служит обычная вода. Под действием электричества вода распадается на водород и кислород. Сухой пар под давлением устремляется в воздухозаборник, оттуда в камеру сгорания. Владелец машины может наблюдать за процедурой.
Установка для водородинга
Водитель автомобиля запускает двигатель, топливо вместе с газом сгорает в цилиндре. Под действием большой тепловой энергии углерод окисляется, превращается в углекислый газ, который выходит наружу через выхлопную трубу. Воздухозаборник всасывает новую порцию водорода и цикл повторяется.
Процедура длится от 1 до 2 часов. Точное время обработки зависит от производительности электролизной установки. Если она вырабатывает 1 тыс. литров газа в течение часа, то водородинг двигателя пройдет достаточно быстро. Силовой агрегат объемом 4 литра очищается за 1,5 часа. Для обслуживания моторов грузового транспорта используют установки с производительностью от 2 до 3 тыс. литров в час. У очищающего агента уникальная атомарная структура. Рассмотрим его подробнее.
Газ Брауна (гремучий газ) — смесь водорода и кислорода с соотношением 2:1, которая образуется при электролизе воды. Вещество получило свое название в честь американского химика Юла Брауна. Он впервые протестировал смесь на стендовой модели, рассказал про ее свойства в научной работе.
Газ Брауна обладает свойствами, которые делают его полезным для водородной очистки автомобильных двигателей внутреннего сгорания (ДВС). Это безопасный газ без токсинов в составе. При сгорании образуется только вода. У смеси высокая энергоемкость. Ее используют как топливо в моторах с установкой электролиза. При сгорании газ выделяет много тепла, улучшая детонацию топливовоздушной смеси (ТВС).
У газа особенная химическая формула — HHO. То есть 2 свободных атома водорода и 1 кислорода. Смесь получается при расщеплении обычной воды (H2O) в электролизере. При сгорании гремучий газ высвобождает быстрым импульсом много тепловой энергии, которая помогает «растворить» углеродные соединения. На этом принципе и построен процесс раскоксовки.
Водородная очистка двигателя — метод, дающий ряд преимуществ. Процесс улучшает эффективность работы мотора. Газ Брауна удаляет накопившиеся отложения и загрязнения. Раскоксовка поднимает на новый уровень производительность силового агрегата, увеличивает срок его службы.
Водородинг способствует снижению выбросов вредных веществ в атмосферу. Поэтому катализаторы и сажевые фильтры дольше сохраняют работоспособность. Водород удаляет загрязнения, обеспечивает более «чистое» сгорание топлива, что приводит к снижению выбросов углекислого газа, других вредных веществ.
Каталитический нейтрализатор после промывки мотора
После очистки расход горючего возвращается в заводские рамки. Улучшенная динамика работы двигателя означает, что машина будет использовать меньше топлива. Это приведет к снижению расходов при поездке на АЗС.
Водородинг не наносит вреда силовому агрегату. В отличие от некоторых других методов очистки, газ работает мягко. Никакой едкой «химии», абразивных веществ. Структура камеры сгорания не меняется. Клапаны сохраняют жесткость, на седлах не образуются царапины.
Водородная очистка — быстрый и эффективный процесс. Этот способ декарбонизации занимает меньше времени, чем традиционные методы раскоксовки. Результаты видны практически сразу после завершения процедуры.
Несмотря на преимущества, у водородинга можно отметить недостатки. О них не надо забывать. Не у всех машин есть воздухозаборники. Поэтому порой возникают проблемы с подключением очистительной установки. Некоторые водители снимают «кочергу» — патрубок системы подачи воздуха в фильтр, чтобы улучшить динамику разгона. В таком случае модуль подключить не удастся.
Водородная очистка не дает стопроцентную гарантию на ликвидацию отложений. Особенно для старых автомобилей с пробегом 500–600 тысяч километров. За годы работы на стенках камеры сгорания образуется твердый налет, который нельзя растворить за один раз. При повторении процедуры 2–3 раза ситуация улучшается.
Камера сгорания после мойки
Порой возникают проблемы с безопасностью. Газ Брауна — взрывоопасная смесь. С ней требуется взаимодействовать аккуратно. Поэтому в автосервисе с установкой очистки должны работать опытные операторы. Тогда риск возникновения хлопка или повреждения металла исключен.
На этом список минусов заканчивается. При регулярной обработке водородинг хорошо чистит силовой агрегат от многолетних наслоений. Раскоксовка продлевает «жизнь» мотора, увеличивает компрессию, сводит на нет риск повреждения цилиндропоршневой группы (ЦПГ) и газораспределительного механизма (ГРМ).
Есть как минимум 3 альтернативных метода очистки. Но водородный способ мойки двигателя отличается в лучшую сторону.
Водородинг — экологически чистый способ. Он не оставляет вредных едких отходов. В отличие от химической очистки, которая использует агрессивные химикаты, водородная основана на реакции гремучего газа с отложениями углерода. Тепловая энергия превращает отложения в воду и углекислый газ, которые безопасно удаляются из системы.
Химическая очистка
Водородная очистка эффективна для удаления твердых наростов, которые трудно убрать другими методами. Можно долго вымачивать химикатами наросты в двигателе, но 40-60 % нагара останется на своем месте. Особенно в старых автомобилях с большим пробегом. Еще один минус кислотных составов — агрессивность. Едкие соединения способны растворить сальники, нанести урон металлическим деталям силового агрегата.
Присадки в топливо не слишком эффективны. Большая концентрация вызовет проблемы со сгоранием смеси, а малая покажет низкую эффективность. Поэтому для тотальной химической очистки придется снимать ГБЦ, наносить раствор и ждать растворения налета 5–10 часов. Напомним про безопасность. Нет ничего проще пролить реагент на открытую кожу и получить ожог. Большинство химических средств токсичны, поэтому надо делать очистку на свежем воздухе или в хорошо проветриваемом помещении.
Теоретически убрать углерод с поверхности камеры сгорания и поршней можно с помощью жесткой металлической щетки или насадки на дрель. Эту методику сложно назвать безопасной. Взять хотя бы седла клапанов — они притерты с точностью до микрона. Малейшая царапина приведет к переливу топлива. Останется зазор. Водородный способ очистки ДВС побеждает здесь по всем фронтам. При работе есть риск повредить зеркало цилиндра. Это плохо повлияет на уровень компрессии.
Механическая чистка
Если химию можно залить в горючее, то чтобы добраться щеткой до проблемных мест, надо снимать головку блока, а то и поршни. Их практически невозможно почистить, чтобы не коснуться гильзы цилиндра. Разборка мотора займет много времени, а обратный процесс вызовет проблемы. Придется заново притирать клапаны, регулировать работу газораспределительного механизма.
Не стоит забывать про замену масла и антифриза. После разборки технические жидкости вытекут наружу. Вместе со смазкой придется менять забитый фильтр. Получится слишком дорогая процедура.
Чтобы запустить действие ультразвука, нужна емкость с очищающими химикатами. Туда надо погрузить головку блока целиком. Понятно, что придется снять ГБЦ, поршни. Для заполнения ванны нужно много растворителя или другой «химии». Покупка раствора обойдется дорого. Если выбрать слабый реагент, он не сработает, сильный вызовет окисление и распад верхнего слоя металла.
Поршень после ультразвуковой ванны
Ультразвуковой способ промывки двигателя — просто усовершенствованный химический. Он лучше подходит для мелких деталей, которые легко демонтировать. Типичные примеры — форсунки, датчики. Чтобы реагенты сработали лучше, раствор надо нагреть, потому что при росте температуры скорость химических реакций увеличивается. Эффективность метода составляет 50-60 %.
Составим сравнительную таблицу для четырех способов мойки двигателя:
Метод
Водород
Химия
Механика
Ультразвук
Время
2 ч
8 ч
10 ч
7 ч
Разборка движка
Нет
Замена масла и тосола
Очистка форсунок и свечей
Промывка катализатора
Мойка лямбда‐зонда
Эффективность
80 %
40 %
70 %
50 %
Безопасность
Очистка ДВС водородом выигрывает у традиционных методов. Но не заменяет капитальный ремонт. Этот способ не требует демонтажа силового агрегата и замены рабочих жидкостей. Он относительно безопасен для оператора и мотора. Газ Брауна не разъедает патрубки, прокладки, убирает нагар со свечей, форсунок, каталитического нейтрализатора и лямбда‐зонда. Чтобы использовать способ, нужно приехать в автосервис. На всю процедуру для легкового авто с малым объемом двигателя уйдет не более 2 часов.