Адреса автосервисов
Москва
Ваш город Москва?
Да
Изменить
с 09:00 до 21:00
DDCAR Химки
DDCAR Царицыно
DDCAR Нагатинская
DDCAR Внуково
DDCAR Братеево
с 11:00 до 20:00
DDCAR Алтуфьево
DDCAR Озерная
DDCAR Сокольники
Залив свечей зажигания — термин, который может пугать новичков в автомобильном мире. Он описывает ситуацию, когда на электроды попадает избыточное количество топлива, из‐за чего процесс нормального зажигания нарушен. Заметить проблему можно по ряду признаков: слабой тяге автомобиля, пониженной мощности двигателя, затрудненному старту и увеличенному расходу топлива. Важность своевременного обнаружения и устранения проблемы крайне велика, поскольку длительное нахождение машины в таком состоянии может привести к серьезному ущербу для мотора.
Обнаружение залива свечей зажигания требует внимательности и знания некоторых особенностей работы автомобиля. Самый простой способ — осмотр. Если свечи покрыты сажей или влажные от топлива, это может указывать на их залив.
Залитая свеча
Особую тревогу должны вызывать следы масла или антифриза на свечах. Это значит, что в камеру сгорания попали посторонние жидкости. С маслом не все так просто. Допускается минимальное проникновение смазки из картера через маслосъемные кольца. Но если ее слишком много, значит поршни или кольца нужно проверять. Если на резьбе появился антифриз с характерным сладковатым запахом или светло-коричневая эмульсия, значит есть утечка тосола через каналы системы охлаждения. Такое часто случается при прогаре прокладки головки блока цилиндров (ГБЦ).
Более сложные методы включают диагностику состояния двигателя и системы зажигания. С помощью специального оборудования можно определить наличие нарушений в работе мотора, которые могут вызывать залив свечей. Также полезным может оказаться использование специализированных диагностических инструментов, таких как сканеры OBD–2 для чтения кодов ошибок, позволяющих выявить нарушения в работе мотора. После оценки факторов можно понять — проблема именно в том, что залило свечи.
Одна из основных причин — слишком обогащенная топливная смесь (ТВС). Если в цилиндры поступает много топлива, это может привести к образованию избыточного количества паров, которые заливают свечи, мешая нормальной работе зажигания. Такое часто случается на карбюраторных силовых агрегатах. На инжекторных авто проблема встречается гораздо реже. Все дело в системе управления подачей горючего. Механика проигрывает автоматике по всем фронтам. Если работой форсунок «руководит» электронный блок управления (ЭБУ), то карбюратор работает сам по себе и нуждается в тонкой регулировке.
Неправильная настройка системы зажигания также может стать источником проблем. В случае, если процесс зажигания запаздывает или происходит преждевременно, создаются условия для неконтролируемой заливки. Механизм простой. Искра должна «проскочить» между электродами в строго определенное время на такте сжатия. При раннем зажигании поршень не успевает хорошо сжать топливо‐воздушную смесь, а при позднем в камере сгорания падает давление. ТВС сгорает лишь частично, забрызгивает все вокруг.
Порой виновником того, что свечи становятся мокрыми, выступает аккумулятор. Плохая батарея не может обеспечить достаточное напряжение для прокрутки стартера. После поворота ключа слышны слабые «завывания», но двигатель не запускается. Коленчатому валу не хватает крутящего момента, а горючее уже поступило в камеру сгорания и не воспламенилось. Остатки того, что не успело вылететь в трубу, осядут на свечах. В этой ситуации мотор вряд ли получится завести из‐за нарушения искрообразования.
Низкий заряд аккумулятора
Бывают случаи, что сами свечи работают плохо. Дело в естественном износе, перегреве, нарушении нормального зазора. Судя по нашему опыту, свечи «ходят» не более 50 тысяч километров. После большого пробега от высокого напряжения выгорают, истончаются электроды, трескается изолятор. Деталь с дефектами не может стать источником искры. Она работает через раз. Топливовоздушная смесь остается на электродах. Плюс образуется черный налет.
Надо следить за состоянием цилиндро-поршневой группы (ЦПГ). Неправильная работа поршней, их износ или повреждения могут приводить к неконтролируемому заливу. Причина — низкий уровень компрессии. Сначала стачиваются компрессионные кольца, потом образуются задиры на цилиндрах. В камере сгорания не получается создать достаточное давление. Смесь не загорается, остатки разбрызгиваются по всей площади.
Плохое горючее тоже становится причиной проблемы. На некоторых заправках продают этилированный бензин. В него заливают присадки для увеличения октанового числа. Добавки могут выпасть в осадок, особенно при длительном простое автомобиля. Топливо становится непригодным, искра проскакивает, но не зажигает смесь. Ситуация ухудшается в холода, когда к присадкам добавляется конденсат.
Залив свечей зажигания приводит к серьезным последствиям, негативно влияющим на работу автомобильного мотора. Это связано с ухудшением общей эффективности двигателя. Свечи отвечают за процесс сгорания топлива — основного источника энергии для силового агрегата. При заливе процесс сжигания топлива нарушается, что сказывается на мощности автомобиля, ускорении, экономичности горючего.
Несгоревшее топливо, попадающее в систему выхлопа автомобиля, может вызвать повреждение катализатора. Катализатор — это ключевой элемент системы очистки выхлопных газов, который конвертирует выхлопы в менее вредные соединения. Если каталитический нейтрализатор перегревается из‐за избытка топлива, это может повлечь его выход из строя и необходимость дорогой замены.
Разрушенный катализатор
Несгоревший бензин может оставлять отложения на стенках цилиндров и поверхности поршней. Это приводит к их износу, повреждению, снижая компрессию в цилиндрах, ухудшая работу двигателя и увеличивая вероятность поломки силового агрегата.
Залив свечей зажигания может значительно сократить срок их службы. Избыток топлива на свечах приводит к их износу, ухудшает работу, что вызывает дополнительные проблемы с двигателем. Поэтому надо всегда следить за состоянием деталей, своевременно решать возникающие проблемы, чтобы избежать более серьезных поломок.
После того как проблема была обнаружена, нужно приступить к ее устранению. Если причина залива свечей зажигания заключается в превышении количества топлива, то можно попробовать скорректировать настройки карбюратора или системы впрыска горючего. Это позволит более точно контролировать количество бензина, поступающего в цилиндры. На карбюраторных авто надо настроить холостой ход с помощью винтов качества и количества. В инжекторных машинах необходимо проверить форсунки, устранить перелив. Еще дело может быть в нарушении работы датчиков (лямбда-зонд) или самого ЭБУ. На неисправность укажут ошибки, возникающие при сканировании через шину OBD–2.
Если проблема в системе зажигания, то можно попробовать проверить и настроить ее. Правильное время зажигания важно для обеспечения эффективного сгорания топлива. Нужно настроить угол опережения зажигания. Для этого используют стробоскоп или контрольную лампу. В современных машинах зажиганием управляет электронный блок. «Мозг» посылает импульсы в катушку зажигания на основе показаний датчиков. Для настройки понадобится вносить изменения в прошивку ЭБУ. Ручная корректировка практически невозможна.
Со свечами все просто. Если они уже проработали половину срока, их можно высушить феном, а потом хорошенько прожечь на газовой горелке. Не советуем подвергать подобной обработке новые детали — они быстро выйдут из строя. Для проверки искрообразования нужно надеть на контактную гайку бронепровод, прижать резьбу свечи к двигателю и прокрутить стартер. Если искры нет или она проскакивает через раз, деталь лучше заменить на новую. В таком случае стоит купить полный комплект. Иначе некоторые цилиндры продолжат работать с перебоями. Ведь на старых свечах искра будет явно хуже, чем на новых.
Когда причиной залива становится аккумулятор, его нужно зарядить до 100 %. Это можно сделать с помощью зарядного устройства. Если проблема повторяется и батарея быстро разряжается, надо искать причины в самой АКБ или в генераторе. В первом случае стоит проверить плотность электролита. Нормальный показатель — 1,28 г/см³. При понижении в банки лучше добавить концентрат, при повышении — разбавить раствор дистиллированной водой. Когда пластины покрываются слоем сульфата свинца, пора менять аккумулятор. Неисправный генератор может недозаряжать АКБ. Это связано с замыканием обмотки или разрывом ее цепи. Порой причиной служит нарушение работы диодного моста или регулятора напряжения.
Если причина залива свечей зажигания заключается в проблемах с цилиндро‐поршневой группой, то решением может быть ее ремонт или замена. Это крайне важно, поскольку неправильная работа поршней приведет к серьезным проблемам с двигателем. Силовой агрегат со временем заклинит. Понадобится проводить дефектовку и делать дорогой ремонт. Первым делом надо проверить компрессию. Если она в пределах нормы, значит все в порядке, необходимо искать другую причину залива.
Поршень с задирами
С качеством бензина и так все понятно. В каждом городе и населенном пункте есть хорошие и плохие автозаправочные станции (АЗС). Лучше наполнять бак в проверенных местах, у которых хорошие отзывы от водителей. Дешевизна этилированного топлива может сыграть с владельцем машины злую шутку. Минимальные последствия — забитый топливный фильтр. Максимальные — невозможность запустить силовой агрегат.
Предотвращение залива свечей зажигания в автомобиле заключается в трех основных моментах:
Советуем хотя бы раз в месяц проверять плотность электролита в аккумуляторе. Рекомендация особенно актуальна зимой. Ареометр стоит недорого, но помогает продлить срок эксплуатации батареи. Хорошим решением станет покупка автоматического зарядного устройства с режимом десульфатации. На обычном ЗУ нельзя выставлять силу тока более 10 % от емкости АКБ. Простой пример: для аккумулятора емкостью 60 ампер‐часов достаточно 6 ампер.
Залив свечей зажигания — это серьезная проблема, которую важно своевременно обнаружить и устранить. Для этого необходимо регулярно проводить техническое обслуживание автомобиля, правильно его эксплуатировать, использовать только качественное топливо. Помните, что автомобиль — это сложный механизм, который требует вашего внимания и заботы. Если причиной залива становятся проблемы с системой зажигания или цилиндро‐поршневой группой, лучше обратиться в автосервис. Опытные механики проведут точную диагностику и быстро устранят причину плохой работы силового агрегата.