Ваш город Москва?

Да

Изменить

Москва
График работы
DDCAR Алтуфьево
Россия, Москва, Дубнинская улица, 79
+7 (495) 120–90–15
DDCAR Нагатинская
Россия, Москва, Хлебозаводский проезд, 7А
+7 (495) 846–73–34
DDCAR Царицыно
Россия, Москва, 6‐я Радиальная улица, 20с7
+7 (495) 129–08–90
DDCAR Владыкино
Россия, Москва, Алтуфьевское шоссе, 27Ас2
+7 (499) 110–41–35
DDCAR Химки
Россия, Московская область, Химки, Ленинский проспект, 27Ак1
+7 (495) 159–61–26
DDCAR Беломорская
Россия, Москва, Беломорская улица, 40с18
+7 (499) 288–10–45
DDCAR Строгино
Россия, Москва, МКАД, 65‐й километр, 1с62
+7 (495) 846–75–94
DDCAR Полежаевская
Россия, Москва, Хорошёвское шоссе, 39Бс1
+7 (495) 846–81–72
DDCAR Измайлово
Россия, Москва, Ткацкая улица, 12
+7 (495) 859–47–80
DDCAR Беляево
Россия, Москва, улица Академика Опарина, 5
+7 (495) 845–22–48
DDCAR Одинцово
Россия, Московская область, Одинцовский городской округ, посёлок ВНИИССОК, Кленовая улица, 1Ас1
+7 (495) 859–20–41
  • DDCAR Алтуфьево
    Россия, Москва, Дубнинская улица, 79

    с 09:00 до 21:00

  • DDCAR Нагатинская
    Россия, Москва, Хлебозаводский проезд, 7А

    с 09:00 до 21:00

  • DDCAR Царицыно
    Россия, Москва, 6‐я Радиальная улица, 20с7

    с 09:00 до 21:00

  • DDCAR Владыкино
    Россия, Москва, Алтуфьевское шоссе, 27Ас2

    с 09:00 до 21:00

  • DDCAR Химки
    Россия, Московская область, Химки, Ленинский проспект, 27Ак1

    с 09:00 до 21:00

  • DDCAR Беломорская
    Россия, Москва, Беломорская улица, 40с18

    с 09:00 до 21:00

  • DDCAR Строгино
    Россия, Москва, МКАД, 65‐й километр, 1с62

    с 09:00 до 21:00

  • DDCAR Полежаевская
    Россия, Москва, Хорошёвское шоссе, 39Бс1

    с 09:00 до 21:00

  • DDCAR Измайлово
    Россия, Москва, Ткацкая улица, 12

    с 09:00 до 21:00

  • DDCAR Беляево
    Россия, Москва, улица Академика Опарина, 5

    с 09:00 до 21:00

  • DDCAR Одинцово
    Россия, Московская область, Одинцовский городской округ, посёлок ВНИИССОК, Кленовая улица, 1Ас1

    с 09:00 до 21:00

Водяной насос обеспечивает циркуляцию охлаждающей жидкости (ОЖ) в двигателе для предотвращения перегрева. Если помпа неисправная, начинается утечка антифриза из прокладок или уплотнений. Это уменьшает количество антифриза, доступного для охлаждения мотора. В радиаторе, патрубках образуются воздушные пробки. Они замедляют темп движения тосола. В результате силовой агрегат перегревается, получает серьезные повреждения. Последствия — деформация головки блока цилиндров (ГБЦ), прогар прокладки, задиры на цилиндрах и поршнях.Поэтому важно проверить наличие признаков неисправности помпы, заменить ее.

Устройство водяного насоса

Основная задача насоса — обеспечить постоянную циркуляцию охлаждающей жидкости от радиатора к блоку двигателя, ГБЦ и шлангам. Результат — поддержание оптимальной рабочей температуры. Помпа обычно приводится в действие ремнем от шкива коленчатого вала. Она состоит из корпуса, приводного вала, шкива, крыльчатки. Сальник не дает тосолу вытечь наружу, а подшипник отвечает за гладкое вращение вала внутри корпуса.

Устройство помпыУстройство водяного насоса

Принцип работы помпы основан на появлении центробежной силы при вращении лопастей крыльчатки. Насос создает «водоворот», принудительно проталкивает тосол по системе охлаждения. Жидкость под большим давлением проходит по «рубашкам» вокруг двигателя, потом направляется в радиатор для охлаждения. Затем цикл повторяется. Лишнее тепло уходит в антифриз, а ребра радиатора отдают энергию в окружающую среду.

Место установки помпы зависит от марки, модели автомобиля. Но есть общий подход. Водяной насос монтируют на передней стороне силового агрегата, рядом со шкивом коленчатого вала. Именно он приводит в движение крыльчатку. Порой агрегат находится под крышкой, скрывающей приводные ремни. В большинстве случаев помпа открыта. Поэтому снять ее легко. Только после ремонта придется настраивать синхронизацию газораспределительного механизма (ГРМ).

Типичные неисправности помпы

Судя по нашему опыту, у автомобильного водяного насоса есть характерные проблемы. Это ослабление привода, деградация уплотнительных прокладок, неисправность подшипника и поломка крыльчатки. Каждый дефект не добавляет мотору «здоровья». Нужна своевременная диагностика, чтобы определить проблему.

Ослабление или отказ привода

Существуют три типа приводов помпы, которые соединяют ее с двигателем и позволяют обеспечить стабильную циркуляцию охлаждающей жидкости. Есть зубчатый, ременной и электромагнитный приводы.

В зубчатой передаче используют ремень с выступами, которые входят в зацепление со шкивом водяного насоса. Это обеспечивает точное, синхронизированное движение крыльчатки. В ременном приводе применяют плоский или клиновидный ремень, который «обматывается» вокруг шкива помпы. Простой, гибкий способ передачи. Главная деталь электромагнитного привода — электродвигатель, который запускает крыльчатку независимо от мотора. Это позволяет помпе работать только при необходимости, снижает нагрузку на коленчатый вал.

Приводной ремень помпыПриводной ремень водяного насоса

Привод может ослабнуть из-за износа, неправильного натяжения, перекоса или механического повреждения. Признаки ослабления: визжащие или ноющие звуки, перегрев, утечка антифриза или снижение производительности помпы. Порой видны отслоившиеся нитки, трещины. Если привод проскальзывает, это сильно снижает коэффициент полезного действия (КПД) циркуляционного насоса.

Чтобы восстановить функционал нерабочей системы охлаждения, необходимо определить тип привода и причину ослабления. В зависимости от ситуации можно отрегулировать натяжение, выровнять шкивы, заменить ремень или всю помпу. Особенно много проблем возникает с электромагнитным приводом. Для его диагностики надо проверять электромотор, датчики, электронный блок управления (ЭБУ). Непростая задача для владельца машины без опыта работы с электрикой и электроникой.

Деградация прокладки

Прокладка помпы — это уплотнительный материал, способный предотвратить утечку тосола из корпуса. Обычно его изготавливают из резины или металла. Со временем прокладка изнашиваться под воздействием трения, тепла или давления. Когда уплотнитель дает течь, это приводит к перегреву двигателя, потере охлаждающей жидкости. Некоторые признаки разрушения материала прокладки:


  • видимые трещины, отверстия или разрывы;
  • подтекание антифриза из‐под автомобиля;
  • низкий уровень ОЖ в расширительном бачке или радиаторе;
  • пар или дым из моторного отсека;
  • перегрев силового агрегата.

Если прокладка помпы деградировала, ее необходимо заменить, чтобы восстановить нерабочую систему охлаждения. Это поможет предотвратить дальнейшие повреждения. Первым делом надо дождаться, пока мотор остынет. Через полчаса нужно слить весь тосол из системы, если он там еще остался. Затем советуем отсоединить привод, выкрутить крепежные болты. На корпусе водяного насоса и месте «стыковки» останутся прикипевшие следы старой прокладки. Их лучше очистить с помощью плоской отвертки, а потом затереть проблемные места мелкой наждачной бумагой. Если прокладка из жесткого материала, то ее стоит смазать герметиком, эластичные материалы не нуждаются в дополнительной обработке. Останется закрутить болты. Главное — делать это равномерно, без пережима.

Прокладка помпыПрокладка водяного насоса

На некоторых машинах (Renault Duster) болты необходимо смазывать герметиком, поскольку они напрямую встроены в систему охлаждения и могут протекать после фиксации.

После установки новой прокладки надо залить в контур охлаждающую жидкость до нормы, запустить мотор. Если уровень антифриза не падает, а на поверхности водяного насоса нет подтеков и следов протечки, значит замена уплотнителя прошла успешно.

Поломка подшипника

Подшипник помпы — это устройство, которое поддерживает вал в корпусе, позволяет ему плавно вращаться. Подшипник ломается и стучит из‐за естественного износа, коррозии, перегрева или загрязнения абразивными частицами. Типичные признаки неисправности:


  • громкий скрежещущий или визжащий звук, исходящий из области водяного насоса;
  • утечка охлаждающей жидкости из сальника или прокладки;
  • перегрев двигателя или колебания указателя температуры.

Если подшипник деградирует, помпа не сможет должным образом «проталкивать» тосол по контурам. Вал теряет правильную центровку, повреждается сальник, антифриз вытекает наружу.

Подшипник помпыПодшипник водяного насоса

В некоторых водяных насосах подшипник можно заменить самостоятельно. Но понадобится оправка для выпрессовки, минимальные навыки работы с инструментами.

Разрушение крыльчатки

Рабочее колесо — это вращающийся компонент в конструкции центробежного насоса, который передает энергию от маховика к антифризу. Оно состоит из основы и лопастей, которые делают «водоворот», вращаясь, чтобы переместить жидкость из корпуса в точку нагнетания. В помпе крыльчатка распределяет тосол по всей системе охлаждения машины. Существует два основных типа лопастей:


  1. Пластиковые. Состоят из композитных материалов, легкие но недостаточно прочные.
  2. Металлические. Изготовлены из стали, чугуна или алюминиевого сплава.

Пластиковые лопасти создают меньший риск повреждения блока двигателя или головки цилиндров в случае поломки. Они менее склонны к образованию острых кромок или осколков, способных поцарапать или пробить поверхности. Полимерные крыльчатки почти не вызывают кавитации — явления, при котором в жидкости под воздействием низкого давления образуются и схлопываются пузырьки, создавая ударные волны. «Микровзрывы» могут разрушить саму крыльчатку, выдавить сальник насоса. Зато пластмассовые лопасти более склонны к поломке из‐за теплового напряжения, износа или удара о посторонние предметы в охлаждающей жидкости. Они порой деформируются под воздействием высоких температур или давления, что снижает их эффективность, производительность.

Типы крыльчаток помпыВиды крыльчаток водяного насоса

Металлические крыльчатки при разрушении часто повреждают блок или головку мотора. У них острые края или осколки, которые царапают, пробивают поверхности. Лопасти создают высокий риск возникновения кавитации, особенно если они плохо сбалансированы или не выровнены относительно вала. Зато металлические рабочие колеса менее склонны к поломке из‐за теплового напряжения, износа или ударного воздействия. Они легко выдерживают высокую температуру и давление, не деформируются, сохраняют эффективность, производительность. Лопасти ломаются по таким причинам:


  • неправильная установка или выравнивание относительно вала;
  • чрезмерная вибрация от насоса или двигателя;
  • загрязнение или коррозия охлаждающей жидкости;
  • засорение или закупорка магистралей, патрубков;
  • изношенные, поврежденные ремни или шкивы.

Признаком поломки крыльчатки может стать звук трения или грохота внутри помпы. Еще один типичный симптом — высокая вибрация насоса при работе силового агрегата. Это говорит о том, что лопасти деформировались, потеряли центровку. Биение вызывает вибрацию, разрушает подшипник и сальник на валу. Со временем появляются отверстия, сквозь которые уходит антифриз. Мотор перегревается.

Только после демонтажа водяного насоса можно понять, что дело в крыльчатке. На поверхности будут видны сколы и трещины. Характерным симптомом станут сломанные лопасти. Для восстановления нерабочей помпы надо заменить крыльчатку, если конструкция разборная. Одновременно понадобится установить новый подшипник и сальник. Потому что из‐за биения элементы быстро приходят в негодность. Подшипник стоит покрыть густой смазкой.

Последствия отказа водяного насоса

Система охлаждения перестает работать без принудительной циркуляции. Тосол застаивается в магистралях. Тепловая энергия не находит выхода. Неисправность помпы приводит к плохим последствиям:


  1. Перегрев двигателя. Без водяного насоса охлаждающая жидкость не может циркулировать должным образом. Температура мотора быстро повышается. Это приводит к повреждению патрубков, шлангов, ремней, уплотнений и датчиков. Перегрев вызывает потерю мощности, большой расход топлива, увеличение вредных выбросов в атмосферу.
  2. Деформация прокладки головки блока цилиндров. Прокладка ГБЦ — уплотнение, которое не позволяет охлаждающей жидкости и маслу смешиваться, просачиваться в камеру сгорания. Когда двигатель перегревается, прокладка деформируется или прогорает из‐за высокого давления, температуры. Это приводит к утечке охлаждающей жидкости или масла в цилиндры. Результат — белый дым из выхлопа, эмульсия на пробке маслозаливной горловины.
  3. Задиры на цилиндрах. Гильзы — каналы, где поршни двигаются вверх и вниз для создания компрессии. Цилиндры покрыты тонким слоем металла, который уменьшает трение, износ. При перегреве защитное покрытие плавится или расслаивается, образуя борозды, царапины. Это снижает эффективность, производительность мотора, а также увеличивает расход масла.
  4. Разрушение цилиндропоршневой группы. ЦПГ — это сердцевина силового агрегата, которая преобразует энергию сгорания топлива в движение. Поршни крепятся к шатунам, соединяются с коленчатым валом. При перегреве поршни расширяются, застревают в цилиндрах или отламываются от шатунов. Это приводит к громкому стуку, потере мощности, полному отказу двигателя.

Советуем не затягивать с диагностикой. Иначе силовой агрегат потребует дефектовки, дорогого ремонта. Кроме цилиндропоршневой группы разрушится газораспределительный механизм: погнутся клапаны, коромысла и гидрокомпенсаторы, а распредвал получит повреждения.

Периодичность замены помпы

Рано или поздно водяной насос выходит из строя по естественным причинам. Смазка вымывается из подшипников, они приходят в негодность. Сальники истираются, дают течь. Крыльчатка ломается. Есть негативные факторы, влияющие на ресурс помпы:


  • состояние, обслуживание системы охлаждения;
  • манера вождения, дорожное покрытие;
  • качество и производитель детали;
  • пробег, возраст автомобиля.

Средний срок службы составляет около 160 000 километров пробега или 10 лет эксплуатации, в зависимости от того, что наступит раньше. Оригинальная деталь будет работать гораздо дольше, чем заменитель сомнительного качества. Для предотвращения проблем с помпой советуем соблюдать рекомендации по профилактическому обслуживанию. Надо регулярно проверять уровень антифриза в системе, доливать, если ниже нормы. Лучше промывать радиаторы и контуры каждые 50 000 км пробега или раз в 2 года. Это поможет избавиться от коррозии, выровнять давление внутри системы.

Когда менять помпуПериодичность замены водяного насоса

Следуя этим советам, вы сможете продлить срок службы водяного насоса, обеспечить бесперебойную, эффективную работу авто.

Выводы

Если в машине неисправная помпа, не стоит пытаться заниматься диагностикой и ремонтом самостоятельно, если нет соответствующих навыков. Водяной насос — жизненно важная часть системы охлаждения, и если он выходит из строя, двигатель перегревается, получает серьезные повреждения. Замена детали требует специальных инструментов. Это долго и сложно. В зависимости от состояния вашего автомобиля, потребуется замена и других деталей, таких как ремень ГРМ, прокладки или шланги.

Профессионалы сделают работу быстрее и эффективнее. Они убедятся, что система охлаждения машины функционирует должным образом. Мастера проверят, нет ли утечек или признаков износа, будут использовать качественные запчасти, совместимые с вашей моделью автомобиля. Обратившись в сервисный центр, вы избавите себя от хлопот и риска, связанных с самостоятельной работой, продлите срок службы силового агрегата.

Не ждите, пока станет слишком поздно. Если в автомобиле сломалась помпа, приезжайте в автосервис. У сотрудников СТО есть опыт, оборудование и знания, чтобы справиться с любой проблемой.

Записаться на сервис
Записаться
remont@ddcar.ru
нам можно написать