Ваш город Москва?

Да

Изменить

Москва
График работы
DDCAR Алтуфьево
Алтуфьевское шоссе, 31с1
+7 (495) 120–90–15
DDCAR Химки
Химки, Ленинский пр‐к, 27А
+7 (495) 159–61–26
DDCAR Владыкино
Алтуфьевское шоссе, 27Ас2
+7 (499) 110–41–35
DDCAR Царицыно
6‐я Радиальная улица, 20с7
+7 (495) 129–08–90
DDCAR Нагатинская
Хлебозаводский проезд, 7А
+7 (495) 846–73–34
DDCAR Озерная
Никулинская улица, 23к4с1
+7 (495) 492–48–18
DDCAR Беломорская
Беломорская улица, 40с18
+7 (499) 288–10–45
DDCAR Беляево
улица Академика Опарина, 5
+7 (495) 845–22–48
DDCAR Измайлово
Ткацкая улица, 12
+7 (495) 859–47–80
DDCAR Одинцово
Кленовая улица, 1Ас1
+7 (495) 859–20–41
DDCAR Сходненская
улица Свободы, 35с31
+7 (495) 281–26–46
DDCAR Планерная
улица Героев Панфиловцев, 26
+7 (495) 846–75–94
DDCAR Отрадное
улица Декабристов, 45Бс2
+7 (495) 846–81–72
DDCAR Сокольники
Краснобогатырская улица, 2с30
+7 (499) 520–00–31
DDCAR Внуково
Внуковское шоссе, вл11Ас2
+7 (495) 492–88–75
DDCAR Братеево
Братеевская улица, 20к1
+7 (495) 492–88–02

Вы знаете, как важно следить за двигателем, вовремя его обслуживать. Особенно когда дело касается ЦПГ — цилиндропоршневой группы. Мало сделать капитальный ремонт двигателя. Надо обработать внутреннюю поверхность цилиндра (стакана), чтобы поршневые кольца не перегревались во время работы мотора. Сегодня хотим рассказать вам про хонингование. Что это такое и зачем оно нужно? Сейчас объясним, чтобы было понятно каждому.

Что такое хон в цилиндрах

Хонингование — это когда специальным инструментом, который называется хон, обрабатывают внутреннюю поверхность стаканов. Хон — это такой длинный металлический стержень, на котором закреплены абразивные бруски. Когда хон крутят, двигают вверх‐вниз, эти бруски прижимаются к стенкам цилиндра, как бы счищают тонкий слой металла. Водители часто путают название инструмента и процесса. Но мы уделим внимание двум терминам, сделаем упор на ремонтные работы в автосервисе.

Цели и задачи хонингования

Хон делают для того, чтобы убрать всякие неровности, которые остаются после обычной расточки блока при ремонте. Это может быть овальность, конусность. А еще хон делает на поверхности специальный узор — сеточку из пересекающихся рисок одинаковой глубины. В этих рисках потом задерживается моторное масло, и получается лучше смазка деталей, которые трутся друг о друга.

Хон в цилиндреПоверхность стакана

Кажется, что подобная обработка только снижает компрессию. Но нет. Микроскопические царапины снижают текучесть смазки. На внутренней поверхности цилиндра образуется устойчивая пленка. Она лишь улучшает компрессию. Есть нюанс — наносить сетку надо правильно. Иначе ситуация только ухудшится.

Преимущества хонингования

Когда поверхность стаканов ровная после хонингования, новые детали быстрее притираются. Получается меньше трения, меньше износа. Поэтому когда делают капремонт двигателя и хонингуют цилиндры, он потом дольше служит, меньше ломается, чем если бы хонинговку не делали.

С помощью хонингования получается идеально ровная поверхность с точностью до сотых долей миллиметра. Поршневые кольца плотнее прилегают к стенкам, получается выше компрессия. А чем выше компрессия, тем лучше сгорает топливо, тем больше мощность мотора.

Когда зазоры между кольцами и цилиндрами меньше, газы почти не прорываются в картер. Меньше нагара и отложений на стенках, значит, минимум масла сгорает. Смазка дольше остается чистой и лучше "обволакивает" детали.

Когда требуется проводить хонинговку

Когда двигатель капиталят и растачивают блок под ремонтный размер, обязательно потом делают хонингование. Только хон даст нужную точность обработки, шероховатость после грубой расточки. Без этого никак.

После появления задиров расточка, потом хонЗадиры — типичный признак, что пора растачивать цилиндр

Капиталка - не основной повод для нанесения рисок. Типичный случай - у водителя прогорел поршень, остатки дюралюминия прикипели к стенке цилиндра. В этом случае механики не перебирают весь движок, а лишь меняют поршень, восстанавливают внутреннюю поверхность "стаканов". Как понять, что стаканы износились и пора хонинговать? Вот такие симптомы:

  • компрессия, мощность двигателя падает;
  • расход масла растет (дым из выхлопной трубы с синим оттенком);
  • поршни стучат, особенно на холодную;
  • мотор трясется и вибрирует при работе.

Самый верный признак - "упадок" компрессии. Советуем проверять ее в первую очередь, если есть подозрение на отказ силового агрегата. Вторичный признак — высокий расход масла. Если вы постоянно заливаете смазку в горловину, значит она выгорает сильнее нормы.

Процесс хонингования в автосервисе

Хорошо отхонинговать цилиндры можно только на станке — хонинговальном или расточном с хонинговальной головкой. Еще нужны точные измерительные приборы — микрометры, нутромеры, прибор для проверки компрессии, ну и разные хоны — для черновой, чистовой обработки.

Перед стартом работ двигатель полностью разбирают, блок чистят от нагара, грязи и остатков масла, моют, сушат. Если гильзы сильно изношены — их растачивают или меняют на новые. Потом блок закрепляют на станке, выставляют измерительные приборы. Сам процесс делится на 3 этапа:

  1. Черновой. Снимают основной слой металла абразивными брусками с крупным зерном.
  2. Чистовой. Формируют нужный микрорельеф поверхности мелкозернистыми брусками, доводят размер и форму цилиндра до заданных значений.
  3. Финишный. Брусками с минимальным размером зерна снимают тонкий поверхностный слой металла до зеркального блеска.

Стремиться к сильной шлифовке не стоит. Безупречное зеркало — признак слабого хона. В норме микроскопические бороздки видны невооруженным глазом.

Качество хонингования проверяют на каждом этапе. После черновой, чистовой обработки микрометрами и нутромерами замеряют геометрию цилиндров. Глубину и угол хонинговальной сетки контролируют профилографом или профилометром. Постоянный контроль обеспечивает соблюдение всех заданных параметров. Нужна куча инструментов, чтобы соблюсти технологию. В гаражных условиях вряд ли есть смысл тратить деньги на оборудование, если надо сделать хон лишь один раз.

Может ли водитель сделать хонинговку самостоятельно

Хотя в продаже есть хонинговальные насадки для дрелей, мы не советуем пытаться хонинговать цилиндры самому в домашних условиях. Это очень сложный, трудоемкий процесс, который требует опыта, высокой квалификации, точности. Малейшее отклонение приведет к непоправимым последствиям. Не совсем уж непоправимым, но проблемным. Вплоть до повторной расточки. А количество ремонтов - параметр ограниченный. Убитый "стакан" придется менять, что не всегда возможно.

Хон для полуавтоматической обработкиИнструмент для ручного хонингования

Правильно выполнить хонингование может только моторист, который прошел специальное обучение, знает все тонкости процесса. Еще нужно дорогое прецизионное оборудование, которого нет в обычном гараже. Хонинговка на глазок подручными средствами скорее навредит, чем принесет пользу. Только владельцы СТО могут потратить сотни тысяч рублей на оборудование, инструменты. Для простого водителя это лишние расходы, которые вряд ли окупятся, даже если делать хон всему гаражному кооперативу.

Риски некачественной обработки

Непрофессиональное хонингование может привести к таким проблемам:

  1. Неравномерное снятие металла, искажение геометрии цилиндров.
  2. Вырванные кристаллы первичного кремния поверхности блоков из алюминиевых сплавов типа Alusil.
  3. Недостаточная или избыточная глубина насечек хонинговальной сетки.
  4. Завалы и заусенцы на кромках стаканов.
  5. Риски, задиры и царапины от попадания стружки, абразивных частиц.

Хонинговать цилиндры в гаражных условиях — затея не из лучших. Слишком велика цена ошибки. Так что лучше не рисковать, а доверить эту ответственную работу профессионалам в автосервисе. Альтернатива — найти опытного мастера, который собаку съел на этих работах. Но реальность сурова — частным ремонтом порой занимаются дилетанты. Обращение к ним может закончиться тем, что придется покупать контрактный движок или капиталить то, что осталось.

Что лучше: хон или гладкое зеркало

Вы слышали, что некоторые автовладельцы спорят, что лучше: хонингованная поверхность цилиндров с сеточкой рисок или идеально гладкая, отполированная до зеркального блеска? Давайте разберемся в этом вопросе.

Сторонники "зеркала" утверждают, что гладкая поверхность обеспечивает меньшее трение, а значит, меньший износ деталей, больший ресурс двигателя. И в этом есть логика. Но на самом деле это не совсем так. Вот наши аргументы:

  1. Идеально гладкой поверхности добиться практически невозможно. Все равно на микроуровне остаются неровности, которые при трении соприкасаются друг с другом.
  2. На зеркальной поверхности хуже удерживается масляная пленка. Масло просто стекает вниз, при больших нагрузках возникает масляное голодание, повышенный износ, задиры.

А вот при хонинговании на стенках цилиндров создается особый микрорельеф в виде пересекающихся под углом рисок. В этих канавках масло как раз задерживается, равномерно распределяется по всей поверхности. Получается идеальная смазка, минимальное трение, износ.

Причем чем современнее двигатель, чем выше в нем удельная мощность и обороты, тем актуальнее становится хонингование. Ведь при высоких скоростях вращения коленвала времени на образование масляной пленки остается меньше, а нагрузки на детали - выше. И тут "аккумуляторы масла" в виде хонинговальной сетки — просто незаменимы.

Механизированный хонХонинговка в условиях СТО

Хонингование — более трудоемкий и дорогой процесс, чем простая шлифовка и полировка. Но зато результат того стоит. Обработанные цилиндры служат дольше, лучше держат компрессию, меньше расходуют масло.

Так что однозначно, хонингование — лучший выбор для тех, кто хочет, чтобы двигатель его автомобиля работал как часы, с максимальной отдачей, минимальными проблемами. А зеркальная гладь пусть остается для парадных фото и рекламы. В реальной жизни хонинговальная сетка гораздо практичнее, функциональнее. Но повторимся — плохой хон хуже хорошего зеркала. Есть сильная зависимость от квалификации моториста.

Выводы

Подведем итоги. Хон — важная операция, особенно при капремонте двигателя. Она позволяет:

  • восстановить геометрию цилиндров, устранить дефекты после расточки;
  • создать микрорельеф поверхности для лучшего удержания масляной пленки;
  • повысить мощность, экономичность и ресурс мотора;
  • ускорить обкатку и приработку новых деталей;
  • снизить расход масла, топлива.

Но чтобы добиться всех этих преимуществ, хонингование должны выполнять механики с опытом на профессиональном оборудовании с соблюдением всех технических требований, постоянным контролем качества. Иначе вместо пользы можно только навредить двигателю.

Так что наш вам совет — не экономьте на хонинговке, не пытайтесь сделать ее своими руками. Отдайте свою машину в руки опытных мотористов — и будьте уверены, что ваш двигатель в надежных руках, а вы получите обратно автомобиль с обновленным мотором, который будет радовать вас своей мощью, тягой и долговечностью.

Записаться на сервис
Записаться
remont@ddcar.ru
нам можно написать