Адреса автосервисов
Москва
Ваш город Москва?
Да
Изменить
с 09:00 до 21:00
DDCAR Химки
DDCAR Царицыно
DDCAR Нагатинская
DDCAR Внуково
DDCAR Братеево
с 11:00 до 20:00
DDCAR Алтуфьево
DDCAR Озерная
DDCAR Сокольники
Гидравлический усилитель после 100–200 тысяч километров пробега начинает издавать посторонние звуки. Писк связан с плохим натяжением и проскальзыванием ремня. Шипение появляется из‐за срабатывания перепускного клапана. Эти шумы — норма. Но порой начинает выть ГУР. Это тревожный признак, который намекает на износ подшипника насоса или его крыльчатки. Расскажем о том, почему гудит гидроусилитель руля. Дадим советы по диагностике, ремонту, продлению срока службы гидравлической системы.
Акустический диапазон посторонних звуков в районе гидроусилителя автомобильного руля состоит из трех видов: писк, шипение и гудение. Каждый из этих звуков указывает на отказ определенного узла ГУР.
Устройство ГУР
Писк связан с проблемами ременной передачи. Шипение обычно возникает при срабатывании перепускного клапана. Гудение — результат неисправности насоса или его подшипника.
Причиной постоянного писка ремня ГУР может стать износ или плохое натяжение. При запуске двигателя приводной ремень начинает вращение. Если он не натянут достаточно или изношен, возникает трение об ролики или натяжители ремня. Появляется посторонний звук. Если шумит, можно попробовать сбрызнуть ремень кондиционером в виде аэрозоля. Кондиционер смазывает, снижает трение между ремнем и роликами, что может устранить писк. Если это не помогает, следует проверить натяжение.
Натяжение ремня ГУР важно для правильной работы системы. Если ремень слишком сильно натянут, он может спровоцировать износ других элементов, таких как подшипники роликов или шкивы. Когда ремень недостаточно натянут, возможно проскальзывание, быстрый износ.
Ременной привод
Для проверки натяжения советуем выключить двигатель, нажать на среднее "плечо" ремня деревянным бруском или гаечным ключом. Ремень не должен провиснуть более, чем на 2 см. Если натяжение недостаточно, ремень можно натянуть вручную или с помощью специального инструмента. Если натяжение не помогает, значит ремень износился, его нужно заменить на новый.
Причиной писка ремня ГУР может быть его износ. Если ремень старый с видимыми признаками износа, такими как трещины, лучшим решением будет его замена. Новый ремень будет обеспечивать хорошее натяжение, предотвратит появление неприятных звуков в системе гидравлического усилителя руля.
Когда водитель заводит двигатель, выворачивает колеса влево или вправо и слышит сильное шипение, это срабатывает перепускной клапан насоса гидроусилителя руля.
Устранить шипение, вызванное срабатыванием перепускного клапана, вряд ли удастся полностью. Но можно принять меры для снижения интенсивности этого звука. Надо постараться меньше крутить руль в стороны, особенно стоя на месте. Частые и крайние повороты руля создают большую нагрузку на гидравлику, что приводит к частому срабатыванию перепускного клапана, появлению шипения.
Перепускной клапан
Советуем следить за качеством гидравлической жидкости в системе ГУР. Использование дешевой или загрязненной жидкости становится причиной повышенного шипения. Регулярная замена жидкости поможет предотвратить образование шума. При замене надо проверить уровень в расширительном бачке ГУР и долить до нормы.
Шипение, вызванное перепускным клапаном насоса ГУР, может быть признаком более серьезных проблем в системе управления рулем. Если звук становится более громким или сопровождается другими посторонними акустическими эффектами, такими как стук или гул, надо проверять насос.
Одной из причин гудения ГУР может стать завоздушивание системы. При ослаблении хомутов шлангов, которые идут от бачка ГУРа, в систему попадает воздух. Дело может быть в износе подшипника насоса или в отказе самой "помпы". Подшипник выходит из строя из‐за перегрева и ухудшения качества жидкости. А в насосе отваливаются лопасти пластинчатой крыльчатки.
При ослаблении хомутов шлангов, которые идут от бачка ГУР к насосу, в систему попадает воздух, это видно по пузырькам, накапливающимся под крышкой бачка с жидкостью. Для устранения воя надо убрать протечки, затянуть хомуты и прокачать гидроусилитель. Чтобы из системы через бачок вышли все пузырьки, прокачку надо выполнять с заглушенным силовым агрегатом.
Пузырьки воздуха в бачке
В нашей практике были случаи, когда клиенты пытались выгнать воздух из системы при запущенном моторе. Ни к чему хорошему это не привело. При вращении насоса в неплотные соединения залетело еще больше воздуха. Пришлось сливать жидкость, заливать новую и повторять прокачку заново, на остывшем движке.
Если гул слышен на холостых оборотах, значит износился подшипник, для устранения неприятных звуков достаточно заменить подшипник на новый. Вот почему воет ГУР. Износ подшипника насоса может возникнуть из‐за низкого качества жидкости, проблем со смазкой. Еще одна причина — повышенная эксплуатационная нагрузка на систему гидроусилителя руля. Подшипник может износиться из‐за попадания посторонних материалов в жидкость ГУР. Это абразивные частицы и гарь. Циркуляция материалов приводит к стачиванию лопастей крыльчатки, вызывая гул при работе на холодную.
Подшипник гидроусилителя
Гул на холостых оборотах рулевого гидроусилителя может быть признаком не только износа подшипника, но и других неисправностей системы. Типичные примеры — поломки рулевой рейки, клапана или других узлов системы гидравлического управления. Поэтому при возникновении гула на холостых оборотах рекомендуем выполнить расширенную диагностику. Изношенный подшипник надо заменить. Это единственное решение.
Когда гидроусилитель руля не работает на холостых оборотах, но срабатывает при нажатии на педаль газа, это значит, что износился насос. Обычно из строя выходит крыльчатка, которая перекачивает жидкость по всей системе.
Чтобы устранить эту неисправность, нужно полностью заменить насос. Причина в том, что крыльчатка не подлежит ремонту при поломке. Ее замена требует полной разборки насоса. Поэтому проще и дешевле поставить новую "помпу" целиком. Некоторые водители предлагают перевернуть крыльчатку другой стороной, но это временная мера, которая в 90 % случаев не срабатывает.
Насос гидравлического усилителя
Первый признак износа насоса — он шумит при работе гидроусилителя руля. Звук становится все громче, начинает напоминать взвизгивание или вой. Это говорит о том, что крыльчатка задевает о стенки корпуса из‐за большого люфта. Со временем насос перестает создавать необходимое давление в системе. Жидкость поступает со слишком низким напором. Она не может обеспечить усиление управления. Рулевое колесо начинает работать туго, особенно на холостых оборотах и малой скорости.
При эксплуатации происходит полный отказ насоса — перестает подаваться давление даже при высоких оборотах двигателя. Это говорит об окончательном разрушении крыльчатки. Для восстановления работы ГУР необходима замена насоса.
Качество рабочей жидкости играет важную роль в надежной работе гидроусилителя руля. Жидкость в бачке со временем загрязняется — в нее попадают мелкие абразивные частицы, которые интенсивно стачивают лопасти крыльчатки.
По мере эксплуатации автомобиля количество загрязнителей в гидравлической жидкости неуклонно растет. Это приводит к повышенному износу деталей гидроусилителя, снижению его производительности.
Для предотвращения преждевременных отказов гидроусилителя руля необходимо регулярно менять рабочую жидкость на новую. Это позволит удалить накопившиеся загрязнения, продлить срок службы насоса, других компонентов системы.
Согласно регламенту, уровень жидкости в гидроусилителе руля надо проверять каждые 10 000 км пробега. А полная замена нужна значительно реже — раз в 60 000 км или раз в 2 года, в зависимости от того, что наступит раньше. Такая периодичность обусловлена скоростью изменения свойств рабочей жидкости. Уже после 50 000 км пробега вязкость масла в гидросистеме в среднем снижается на 30 %.
Жидкость для гидроусилителя
Падение вязкости происходит из‐за накопления в жидкости микрочастиц износа деталей и загрязнителей, попавших извне. Это приводит к ухудшению смазывающих, амортизирующих свойств масла, снижая ресурс гидроусилителя.
Поэтому несмотря на внешнюю сохранность, рекомендуем менять рабочую жидкость не реже указанной периодичности. Это позволит поддерживать оптимальные характеристики масла, продлит срок службы всех компонентов гидроусилителя руля.
Чтобы предотвратить возникновение поломок и неисправностей в системе ГУР, нужно следовать правилам эксплуатации. Надо помнить, что неправильное обращение с гидроусилителем руля может привести к поломкам. Результат — большие расходы на ремонт. Вот несколько рекомендаций по продлению срока службы гидроусилителя руля:
Соблюдение этих простых правил позволит продлить срок службы гидроусилителя руля, избежать возникновения серьезных неисправностей.
Причиной проблем в работе гидроусилителя руля чаще всего становится износ или отказ насоса. При возникновении первых признаков неполадок стоит внимательно отнестись к этому вопросу. Теоретически устранить неисправность гидроусилителя можно самостоятельно. Но на практике это оказывается непростой задачей, требующей специальных навыков, инструментов.
Демонтаж и замена "помпы" гидроусилителя — достаточно трудоемкий процесс. Он подразумевает слив и заливку рабочей жидкости, отсоединение магистралей, установку нового насоса и его точную регулировку.
Если что-то сделать неправильно, это чревато утечками масла, некорректной работой гидроусилителя и даже аварийной ситуацией на дороге. Простой пример — при отказе гидроусилителя на высокой скорости руль может неожиданно "закусить" в момент обгона или перестроения.
Поэтому в случае отказа насоса гидроусилителя советуем обратиться в автосервис для квалифицированного ремонта. Это гарантирует надежное, безопасное устранение неисправности ГУРа.