Ваш город Москва?

Да

Изменить

Москва
График работы
DDCAR Алтуфьево
Алтуфьевское шоссе, 31с1
+7 (495) 120–90–15
DDCAR Химки
Химки, Ленинский пр‐к, 27А
+7 (495) 159–61–26
DDCAR Царицыно
6‐я Радиальная улица, 20с7
+7 (495) 129–08–90
DDCAR Нагатинская
Хлебозаводский проезд, 7А
+7 (495) 846–73–34
DDCAR Озерная
Никулинская улица, 23к4с1
+7 (495) 492–48–18
DDCAR Сокольники
Краснобогатырская улица, 2с30
+7 (499) 520–00–31
DDCAR Внуково
Внуковское шоссе, вл11Ас2
+7 (495) 492–88–75
DDCAR Братеево
Братеевская улица, 20к1с4
+7 (495) 492–88–02

Новички автолюбители часто интересуются, можно ли проверить термостат не снимая с машины. Конечно, это удастся сделать быстро и самостоятельно, но нужно знать некоторые тонкости проведения процедуры.

Где расположен термостат в машине

Этот важный узел в системе охлаждения обычно расположен между радиатором и двигателем. Представляет собой небольшое корпусное устройство с двумя патрубками и клапаном, регулирующее температуру антифриза. Преимущественно делается из латуни, реже — из меди или пластика.

В термостате обязательно должен быть технический воск, способствующий расширению механизма от высокой температуры и быстрому остыванию.

На современных иномарках регулятор температуры ОЖ расположен в глубине моторного отсека. Чтобы до него добраться, приходится снимать некоторые детали. К примеру, на многих моделях Мерседесов, включая класс C — демонтируют или смещают воздуховод фильтра.

Расположение термостатаМесто расположение термостата

Как проверить работоспособность термостата

Ниже представлено 7 рабочих способов проверки термостата не снимая с машины. Вы можете воспользоваться любым из них по отдельности. С другой стороны, чтобы точнее диагностировать неисправность, желательно эти методы комбинировать.

Способ №1

Основан на контроле времени прогрева двигателя до своей рабочей температуры. Наиболее эффективна такая проверка зимой, когда на улице минусовая температура. Подойдет для владельцев, хорошо знающих «повадки» своей машины.

Если устройство полностью исправно, то его клапан должен открываться через некоторое время (примерно 20-30 км или раньше, если передвигаться на низких скоростях), когда ДВС прогреется до 80-90 градусов (точно зависит от модели двигателя). До этого момента клапан бывает закрыт, и вентилятор охлаждения не включается.

Однако когда термостат заклинивает в открытом положении, ДВС не достигает своей рабочей температуры или это происходит очень долго. Причина — антифриз постоянно идет через радиатор, поэтому успевает охлаждаться быстрее, чем мотор подогреет жидкость в рубашке.

Итак, что надо сделать:

  • повысить обороты двигателя;
  • определить время нагрева до 80–90 градусов;
  • сравнить значение с минутами, за которые мотор нагревался при исправном регуляторе.

Если разницы нет — устройство, скорее всего, работает. Напротив, о повреждениях термостата (заклин клапана) можно судить, когда движок выходит на свою рабочую температуру раньше или позже обычного.

Принцип работы термостатаСхема работы термостата

Способ №2

Несколько более точный способ проверить исправность термостата — следить за поведением указателя температуры ОЖ во время работы двигателя. В этом случае достаточно знать, как она себя ведет, когда блокиратор потоков антифриза исправен — не меняет своего положения резко или скачками.

Также метод проверки со стрелкой эффективен при езде в горку на первой или второй передаче, когда на мотор оказывается повышенная нагрузка. Тут индикатор шкалы пойдет вниз, так как из‐за нагревания антифриза, откроется клапан и в малый контур поступит охлажденная жидкость.

А вот совсем по‐другому стрелка ведет себя, если термостат заклинит:

  • не падает во время сильных нагрузок на мотор;
  • не поднимается до требуемой зоны, когда ездишь длительное время.

Данный метод также подходит для водителей, хорошо знающих свой автомобиль.

Способ №3

В этом случае проверка термостата на автомобиле должна определить реальную температуру антифриза.

Проверка должна проводиться на целиком остывшем силовом агрегате.

Измерения делают рукой — просто ощупываете патрубки и выносите решение на основании тактильных ощущений. Только будьте крайне осторожны и не прикасайтесь к металлическим деталям!

В первую очередь ощупывается зона малого контура — входной патрубок термостата. Правда, на некоторых автомобилях его сложно найти. Куда проще проверить второй шланг, который входит в радиатор.

Подробные действия:

  • заведите мотор — повторимся, что он должен быть остывшим;
  • прощупайте руками шланги — если конструкция автомобиля позволяет, то одновременно возьмитесь за оба патрубка.

Если во время работы ДВС патрубок малого контура становится горячим, а второй шланг остается холодным — термостат считается исправным на 50%. Его не стопорит в открытом положении, но невозможно определить, не заклинил ли он в закрытую.

Патрубки термостатаПатрубки термостата

Способ №4

Куда точнее понять состояние термостата позволит измерение фактической температуры антифриза специальными приборами. Ниже подробно об этом.

  1. Универсальный мультиметр с термопарой. Такой прибор имеет два провода и датчик, замеряющий температуру. Стоит он недорого, но имеет свои недостатки — невысокая точность замера и сложность установки на объект измерения. Его датчик приматываем изолентой к входному патрубку, заводим мотор и смотрим на шкалу. Исправный термостат покажет на шкале 80–90 градусов и выше. Если же подсоединить прибор к другому шлангу, то градус будет низким.
  2. Специальный пирометр. Тоже можно недорого взять, благо в магазинах полно китайского товара. Конечно, чем профессиональнее будет модель, тем точнее мы сможем замерить градус. Но такие пирометры обычно встречаются только в сертифицированных автомастерских, так как стоят больше $1000. Плюсы такого прибора неоценимы — можно легко установить в любом месте подкапотного пространства и снять точные показания. Метод проверки не отличается от мультиметра — все делается также, только в разы удобнее и быстрее.
«Я диагностирую термостат на своей машине с помощью обычного мультиметра с термопарой. Купил его за 1000 р, и провел некоторые доработки. В частности, добавил специальный переходник и защитил от высокой температуры чересчур тонкие провода прибора. Дисплей цифровой, всегда показывает точно — пока ошибок не заметил». Михаил Зорин, автолюбитель

Способ №5

Это более точный способ, но термостат придется снимать с автомобиля. Таким же методом удастся проверить новое, только купленное устройство.

Что делаем:

  • демонтируем термостат с автомобиля;
  • вносим домой или в гараж;
  • подготавливаем металлическую посуду с водой — например, кастрюлю;
  • ставим регулятор так, чтобы он полностью погрузился в воду, но не касался дна или стенок кастрюли;
  • опускаем в емкость специальный термометр, который способен измерять жидкость до 120 градусов Цельсия.

Проверка термостата в кипяткеПроверка термостата в кипящей воде

Включаем газовую плиту и наблюдаем, когда термостат откроет клапан. Исправное устройство должно сработать ровно на том градусе, который выгравирован на его корпусе. Например, у антифризного регулятора Mercedes‐Benz этот показатель составляет +102 градуса.

«Купил один раз байду от фирмы СтАТО. Решил сразу не ставить на машину, а проверить температуру срабатывания клапана и герметичность устройства. Погрузил в воду, поставил емкость на плиту, включил. Вода закипела, а байда не открывается. Отнес и вернул в магазин — пронесло. В связи с этим рекомендую всем автолюбителям сначала проверить, а потом устанавливать термостат. Сегодня продают не всегда хорошие запчасти, не забывает это». Саня Мост, работник ЧОП и автолюбитель, Саратов

Способ №6

Этот метод часто применяют опытные водители или специалисты, которые разбираются в принципе работы системы охлаждения автомобиля. Проще говоря — знают схему кругового движения жидкости по двум контурам.

Вот, что нужно сделать:

  • прогреть холодный двигатель 2–3 минуты на холостом ходу;
  • потрогать шланг, идущий к верху основного радиатора машины.

Если он холодный, то делаем следующий вывод — антифриз проходит по малому кругу (печку и движок), что означает закрытое положение клапана термостата. Как только антифриза нагреется до 90 градусов (определить температуру можно по индикатору датчика), нужно ощупать нижний отходящий от радиатора шланг.

Нижний патрубок радиатораНижний отходящий патрубок радиатора

Он должен быть горячим, что укажет на прохождение жидкости уже по большому кругу с охватом радиатора и открытии клапана. Понятно, что любое несоответствие приведенным выше условиям укажет на неисправности регулятора потоков ОЖ или его неправильное срабатывание.

Способ №7

Также можно определить неисправность блокиратора потоков антифриза непосредственно по симптомам клапана:

  • мотор не выходит на рабочую температуру и не нагревается, антифриз сразу идет по большому кругу — указывает на то, что клапан заклинивает в открытом положении;
  • силовой агрегат перегревается — клапан заклинило, он не открывается;
  • двигатель прогревается, но очень долго — скорее всего, клапан зависает посередине (до конца не закрывается/открывается).

Определить точно последнюю неисправность на машине практически невозможно, поэтому термостат приходится демонтировать.

Последствия использования неисправного термостата

Продолжать ездить с неисправным термостатом нельзя. Двигатель не будет качественно прогреваться, а потоки антифриза нормально ходить по большому и малому кругу. Это может вызвать ряд серьезных неисправностей:

  • перегрев ДВС со всеми вытекающими;
  • недогрев мотора, что приведет к ухудшению сгорания топлива и увеличению расхода, а масло будет отращивать бороду на клапанах;
  • закипание антифриза в расширительном бачке;
  • выход из строя всей системы охлаждения и т.д.
«Как-то зимой случилось со мной такое. Еду на машине домой из командировки, где-то километров 50 за спиной оставил. Трасса ровная, снега нет, двигаюсь на скорости 100-120 км/ч. Ну думаю, чего ему нагреваться, пятая передача, вентилятор охлаждает, все дела. Неожиданно посмотрел на стрелку показаний антифриза — ниже 40. Такого быть не должно. Хорошо, что вовремя заехал в автосервис. Ребята быстро определили неисправность термостата и заменили его на оригинальный. Поговорил еще с мастерами — сказали, что для двигателя открытое положение клапана не так губительно, но расход горючего увеличивается и клапаны загрязняются. Повезло тебе, говорят, что он заклинил не в закрытом положении, тогда мотор бы перегрелся и стуканул». Миша Ким, водитель, Андреевск.

Распространенные причины поломки термостата

Зная их, водитель сможет своевременно предупредить более серьезные неисправности.

  1. Силовой агрегат нагревается чересчур долго, причем даже летом. Одновременно наблюдается троение и общая неустойчивая работа движка. Из‐за такого клапан регулятора температуры антифриза начнет вибрировать — через некоторое время может повредиться седло, и воск вытечет наружу. Это нарушает работу устройства, клапан либо не закрывается нормально, либо не открывается.
  2. Внутрь термостата попал антифриз. Общий объем внутреннего устройства регулятора повысится, поэтому клапан начнет открываться преждевременно.
  3. Протек специальный наполнитель, который реагирует на изменение температуры. В итоге регулятор будет срабатывать с задержкой по времени.

Ну и конечно, различные механические повреждения, которые возникают со времен. В этом случае клапан тоже не будет открываться до конца, в радиатор будет поступать мало антифриза, что приведет к перегреву ДВС.

Таким образом, диагностировать состояние термостата удастся с помощью приведенных выше способов. Проводить их несложно, но если возникнет какая‐то трудность, обратитесь в СТО к профессиональным механикам.

Записаться на сервис
Записаться
remont@ddcar.ru
нам можно написать