Адреса автосервисов
Москва
Ваш город Москва?
Да
Изменить
с 09:00 до 21:00
DDCAR Химки
DDCAR Царицыно
DDCAR Нагатинская
DDCAR Внуково
DDCAR Братеево
с 11:00 до 20:00
DDCAR Алтуфьево
DDCAR Озерная
DDCAR Сокольники
Порой при нажатии на педаль тормоза водитель ощущает прерывистые толчки. Причины бывают разные — от проблем в самой тормозной системе до дефектов двигателя и трансмиссии. Чтобы быстро определить «виновный» узел, надо провести простые тесты. Они отличаются для машин с механической и автоматической коробкой.
Подробно рассмотрим типичные неисправности: заклинивание приводов, разбитые подшипники, износ колодок и дисков, воздух в гидроприводе. Узнаете, как устранить эти дефекты — заменить детали, отрегулировать, удалить воздух. Дадим советы по регулярной профилактике тормозов. Это поможет избежать многих проблем и обеспечит безопасность на дороге.
Если машина тормозит рывками, это может сигнализировать о проблемах в работе механизмов торможения. Судя по нашему опыту, не всегда причина кроется именно в тормозной системе. Иногда рывки вызваны дефектами коробки передач или двигателя.
Машина на склоне для теста
Чтобы не тратить лишнее время и деньги на полную диагностику всех систем, рекомендуем сначала провести быстрый тест для определения конкретного узла, отвечающего за возникновение рывков.
Необходимо разогнать машину до умеренной скорости, затем перевести рычаг в положение «N» и двигаться накатом, без нажатия на тормоз. Если и в этом режиме ощущаются рывки и подергивания, значит причина — неисправность именно в автоматической коробке передач.
Типичные проблемы с АКПП, которые вызывают появление рывков: недостаток или избыток трансмиссионной жидкости (ATF), поломка гидротрансформатора, дефект гидроблока, сбои в работе электронного блока управления. В таком случае необходимо провести полную компьютерную диагностику АКПП, тормоза здесь не при чем.
На скорости нужно слегка задействовать педаль тормоза. Если ощущаются рывки, следует полностью отпустить педаль тормоза и двигаться накатом на нейтрали. Если и в этом случае сохраняются рывки, то причина в неисправности мотора.
Самый вероятный дефект — выход из строя датчика положения дроссельной заслонки. Из‐за этого электронный блок управления двигателем работает со сбоями — то подает в цилиндры недостаточно топлива, то впрыскивает его слишком много, нарушая оптимальный расход, вызывая рывки машины.
Проведя простые тесты накатом на разных передачах, можно без специального оборудования определить приблизительно, тормозная система стала причиной проблемы или стоит искать неисправность в двигателе, коробке передач. Это поможет сэкономить время и средства на диагностику, ремонт автомобиля.
Резкие рывки и подергивания при нажатии на педаль тормоза — крайне неприятное, опасное явление для водителя. Оно однозначно свидетельствует о серьезных неполадках в работе тормозной системы автомобиля.
Потенциальных причин возникновения рывков при торможении много. Это неисправности в узлах и агрегатах привода, проблемы в других системах автомобиля: подвеске, двигателе, трансмиссии. Рассмотрим самые распространенные и типичные факторы, которые в конечном итоге приводят к проявлению неприятных рывков, толчков и мягкой педали тормоза.
Одна из вероятных причин резких рывков при торможении, особенно на автомобилях со старыми барабанными механизмами — заклинивание цилиндра или привода ручника. Назначение этих элементов заключается в том, чтобы по мере износа фрикционных накладок колодок обеспечивать рабочий зазор между ними и поверхностью барабана. Но со временем привод может деформироваться, заклинить.
Барабанный тормоз
В этом случае зазор нарушается. С одной стороны он становится больше нормы, а с другой — меньше. Колодки прижимаются к барабану крайне неравномерно. В результате и возникает неприятная «рваная» работа тормозов. Для решения проблемы надо полностью разобрать тормозной механизм колеса, демонтировать приводы, тщательно очистить их, проверить легкость хода. Если механизм сильно раздвигает или прижимает колодки, лучше заменить его на новый.
Еще одна распространенная причина возникновения неприятных толчков и рывков именно при торможении — разрушение подшипника ступицы переднего или заднего колеса автомобиля.
Разбитый ступичный подшипник
Со временем под воздействием нагрузок подшипник просто изнашивается, в нем неизбежно возникает осевой и радиальный люфт. Этот люфт проявляется при торможении — ступица с диском начинают «болтаться», вибрировать относительно оси, передавая это биение на всю подвеску.
Для полного устранения неисправности и восстановления плавности работы тормозов необходима полная замена разрушенного ступичного подшипника на новый. Лучше менять сразу весь комплект — наружную и внутреннюю обоймы, сепаратор, шарики или ролики. Финальный этап — смазка. Без нее абразивные частицы быстро разрушат шарнир.
Одна из очевидных причин возникновения рывков при торможении — сильный неравномерный износ фрикционных накладок колодок, которые прижимаются к диску или барабану. Со временем накладки неизбежно стираются, правда этот процесс идет неравномерно — на одной колодке материал остается толщиной 5–6 мм, а на другой — уже 1–2 мм.
Изношенная и новая тормозная колодка
Такая разница в высоте накладок нарушает равномерность прилегания, давления на диск или барабан. В итоге одна колодка затормаживает сильнее, другая слабее — отсюда и толчки на педали. Для решения проблемы достаточно полностью заменить весь комплект изношенных колодок на новые, чтобы восстановить одинаковую высоту накладок, равномерное давление на диск или барабан.
Похожая ситуация неравномерной работы тормозов может возникнуть из‐за сильного износа или выработки дисков, барабанов. Порой достаточно заехать в глубокую лужу, чтобы нагретые диски повело от сильного перепада температур.
Выработанный диск
Длительная эксплуатация приводит к неизбежному стачиванию материала тормозных поверхностей. Также, как и с колодками, этот процесс может идти очень неравномерно. На одной стороне диска или барабана остается достаточная толщина, а на другой — критически маленькая. Результат — нарушается контакт с колодками, давление распределяется неравномерно, возникают рывки при торможении. Можно попробовать проточить диски. Если не получится, потребуется замена изношенных деталей.
Еще одна распространенная причина появления рывков и вибраций при нажатии на тормоз — скопление воздуха в гидравлическом приводе рабочей системы. Причины попадания воздуха: течь в трубопроводах или манжетах из‐за износа, негерметичные соединения шлангов, низкий уровень тормозной жидкости.
Крышка бачка с ниппелем для легкой прокачки
Скопившийся воздух образует «пробки» в гидролиниях, которые и создают характерные перебои в подаче давления к механизмам при нажатии на педаль. Машину дергает. Для решения проблемы надо полностью «стравить» воздух из системы, найти места утечек и устранить их, довести уровень тормозной жидкости до нормы.
Рывки и «провалы» при нажатии на тормоз могут возникать из-за поломки или неисправности регулятора давления («колдуна») — важной детали гидропривода тормозов.
Регулятор давления
Функция регулятора заключается в обеспечении плавного и равномерного нарастания давления в системе при нажатии на педаль тормоза. Н при выходе регулятора из строя, рост давления происходит неравномерными рывками, толчками. Для восстановления работы тормозов потребуется либо ремонт регулятора давления, либо его полная замена на новый.
Со временем в подвижных соединениях передних суппортов неизбежно появляются люфты из-за износа деталей крепления. Эти люфты могут стать причиной рывков. Из-за избыточных зазоров суппорт перестает плотно и равномерно прижимать колодки к диску, возникают «провалы». А порой колодка прижимается к диску слишком плотно. Поэтому машину дергает.
Закисший цилиндр суппорта
Для решения проблемы советуем провести регулировку зазоров в креплениях суппорта к гидравлическим цилиндрам, устранить лишний люфт. В сложных случаях может потребоваться разборка, замена изношенных деталей крепления.
Одной из причин проблем с торможением может стать износ, разрушение или появление трещин в эластичных сайлентблоках элементов задней подвески автомобиля.
Треснувший сайлентблок
Эти дефекты приводят к появлению люфтов в конструкции подвески. Люфты проявляются при торможении в виде неприятных рывков и вибраций, ощутимых на педали, кузове. Для решения проблемы потребуется полная замена всех поврежденных сайлентблоков задней подвески на новые, чтобы восстановить ее жесткость.
Еще одна причина, которая может не очевидно проявляться в виде рывков именно при торможении автомобиля — это неравномерный износ рисунка протектора на передних или задних шинах. Вот почему машину дергает на маленькой и большой скорости.
Неравномерный износ шины
Из‐за значительной разницы в высоте протектора, тормозной путь у разных колес получается неодинаковым. Эта разница и передается на педаль тормоза в виде рывков. В этой ситуации необходимо либо заменить сильно изношенные шины, либо переставить колеса по осям местами, чтобы выровнять износ рисунка протектора. А потом надо сделать регулировку развала и схождения для исключения рецидива.
После рассмотрения самых вероятных причин появления неприятных рывков и вибраций при нажатии на тормоз, предлагаем способы устранения неисправностей:
Применение этих методов позволит устранить конкретную причину возникновения рывков, восстановить плавную работу тормозов.
Чтобы максимально долго избегать возникновения неисправностей, приводящих к появлению рывков при торможении, советуем регулярно проводить осмотр и профилактику основных узлов автомобиля:
Надо использовать для замены только качественные запчасти, а все работы по техническому обслуживанию и ремонту лучше доверить механикам автосервиса. Регулярное проведение осмотров, обслуживания и замены изношенных деталей поможет максимально продлить срок службы всех узлов автомобиля, избежать многих неполадок, в том числе и проблем с рывками при нажатии на педаль тормоза.
Ответим на вопросы, которые задают водители.
Машина может дергаться при торможении по нескольким причинам. Самые распространенные из них: износ колодок, биение дисков, поломка ступичного подшипника и подклинивание тормозного механизма.
Рывки при торможении могут проявиться из‐за осевого биения колеса, люфта направляющих суппорта, подклинивания поршня в тормозном цилиндре или трения на поверхности направляющих.
Да, рывки при торможении могут проявиться сразу после рваного замедления. Это может быть следствием неоднородного износа колодок или биения дисков.
Основные причины биения тормозных дисков: неправильный монтаж, износ или повреждение, несоответствие плоскостей дисков и осей привода, неравномерное натяжение колесных болтов.
Подклинивание тормозного механизма часто вызвано износом направляющих пальцев, заеданием поршня в цилиндре суппорта, загрязнением поверхности или неравномерным трением.
Еще раз отметим, что причины резких рывков и вибраций при торможении бывают разные — от неисправностей самой тормозной системы до износа деталей подвески и неравномерности износа шин.
Главное — правильно диагностировать неисправность и устранить ее подходящим способом. А регулярное проведение осмотров, профилактики и своевременной замены деталей позволит максимально продлить срок службы тормозной системы, обеспечить безопасное управление автомобилем. Если переставить колеса можно самостоятельно, то стравить воздух из тормозной системы, а потом прокачать ее трудно. С этой задачей легко справятся мастера в автосервисе.