Адреса автосервисов
Москва
Ваш город Москва?
Да
Изменить
с 09:00 до 21:00
DDCAR Химки
DDCAR Царицыно
DDCAR Нагатинская
DDCAR Внуково
DDCAR Братеево
с 11:00 до 20:00
DDCAR Алтуфьево
DDCAR Озерная
DDCAR Сокольники
Автоматическую коробку передач можно смело назвать революционным изобретением в мире авто. И хоть механика не так удобна в городе, сдерживающим фактором для перехода на АКПП является цена обслуживания и ремонта. Автомат сложнее механики — коробка включает в себя гидравлику, механические узлы, блок управления. Но если электроника выходит из строя из‐за сбоев в электропитании, то работа гидравлической части зависит от качества масла. И хоть производители и утверждают, что масло в коробке залито на весь срок службы авто, владельцы не брезгуют заменой. Чтобы коробка прослужила дольше, перед сменой масла делают промывку. Давайте посмотрим, как промыть АКПП самостоятельно, какие есть способы и в чем нюансы процедуры.
Промывка АКПП перед заменой масла сегодня — редкая процедура для СТО.
Причина не в том, что это дорого. Все заключается в безграмотности и автовладельцев, и сервисных специалистов. Сервисмены в большинстве не способны понять тонкости и особенности работы современных коробок автомат.
За последние годы главным трендом при строительстве автомобиля стала топливная экономия, причем без ущерба мощности и динамике. Современные коробки передач имеют уже 6, 8 и более ступеней, и переключаются намного быстрее. Чтобы эксплуатация авто была еще более экономной, в гидротрансформаторе имеется дополнительный фрикцион с частичной высокочастотной блокировкой — он улучшает разгонную динамику, при этом машина не расходует много топлива. Но есть и недостатки, о которых обычно забывают.
АТФ-жидкость спустя 100 тысяч пробега – страшно представить, какой «майонез» остался внутри
Главный минус – скопление в трансмиссионной жидкости продуктов износа. Это мелкая металлическая стружка, резиновая пыль, продукт распада фрикционов гидротрансформатора и прочих фрикционов в коробке. Штатный фильтр очищает масло от выработки, но не полностью. Значительная часть стружки и других частиц циркулирует в масляных каналах. Также изнашиваются клапаны в соленоидах, так как последние вынуждены работать чаще, чем на традиционных 5-ступенчатых АКПП. Ситуация усугубляется тем, что производители переводят коробки на масло с низкой вязкостью – оно хуже бережет детали от износа. И что мы видим в сервисной книге? Жидкость залита на весь срок эксплуатации авто…
Эта коробка уже «приехала» на капиталку
Все это ведет к тому, что большинство коробок попадают в ремонт уже на 60 тысячах километров пробега. И не важно, кто производитель автоматической коробки передач – японский «Айсин» или французская AL4. Но наши автовладельцы давно доказали, что даже неудачные модели АКПП могут «бегать» по 250 тысяч километров. Секрет простой: своевременное обслуживание и грамотная диагностика.
Большинство СТО сейчас делают частичную замену: сливают половину объема отработки и доливают свежую ATF в равном количестве. Но есть одно «но»: при таком обслуживании большая часть стружки и пыли остается внутри, уменьшая ресурс коробки.
Когда частичная замена не помогла, автовладельцы приходят к промывке АКПП при замене масла, которая позволяет:
Официальных исследований относительно промывки автоматической коробки передач не проводилось, поэтому сказать, как часто необходимо промывать АКПП, сложно. Механики, исходя из личного опыта, рекомендуют выполнять процедуру перед каждой заменой АТФ-жидкости (тобишь каждые 35-70 тысяч километров).
Снятый поддон для промывки
Иногда стоит выполнять и не плановую промывку, если имеются:
Полная промывка позволит максимально удалить из каналов и системы продукт износа шестеренок и фрикционов. Кроме этого, заливается полностью свежее масло, а не смешивается со старым как при частичной замене. И наконец, промывка АКПП, кроме удаления грязи, позволяет сберечь сальники и уплотнения гидроблока. Это продлит ресурс гидравлической части и сделает работу коробки адекватнее, без рывков и пинаний.
Минусов нет, если делать все своими руками. На СТО операция будет стоить определенную сумму — это единственный минус.
Для промывки АКПП нужно подготовить:
Важно: в ходе работ нам нужен доступ к днищу авто (для слива масла), поэтому наличие смотровой ямы обязательно.
В данном случае будет производиться промывка АКПП с заменой масла. Что необходимо сделать:
Заливка новой АТФ‐жидкости
Важно! В коробку нужно лить ровно столько масла, сколько было слито раньше. Помните, что для АКПП вреден как недолив, так и перелив.
Можно работать по другой схеме. Вместо масла в АКПП наливают обычную солярку. Затем двигатель запускают, дают ему поработать 10–15 минут и сливают жидкость. Если выходит чистая солярка, то промывку прекращают. Если грязная — то очистка соляркой продолжается снова с заливкой новой порции. А вот димексид специалисты применять не рекомендуют — уж очень он агрессивен к фрикционам.
Иногда не удается вымыть всю грязь из АКПП. Так, можно применить усложненный способ полной промывки коробки автомат своими руками. Но минус этой методики в необходимости демонтажа агрегата. Нужно разобрать коробку и промыть каждый элемент. Как выполняется работа:
Важно! При сборке коробки обязательно устанавливаются новые сальники и прокладки.
После такой операции нужно обкатать машину в щадящем режиме неделю. Несмотря на сложности, связанные с необходимостью полной разборки АКПП, этот метод более эффективен — применяя его, можно полностью очистить внутренности КПП от продуктов износа.
Бывает, что в картере АКПП накапливается слой грязи, который не вымыть без снятия. На разных автомобилях он закреплен по-разному, но принцип один – открутить болты по контуру. Чистить можно всем, что имеется под рукой – бензином, жидкостью для чистки карбюратора и даже димексидом (вот тут-то его применять безопасно). Жидкость просто наливают в картер, дают время, чтобы грязь растворилась и сливают ее. Протирают насухо тряпкой и ставят поддон на место.
Чистка картера своими руками
Часто автовладельцы, вымывая коробку самостоятельно, используют бензин. Но если загрязнение сильное (а бывает, что из картера сливается практически черное масло), бензин не помогает. Можно попробовать средство из бытовых магазинов — Шуманит. Продукт разъедает любые загрязнения. Также можно использовать в качестве жидкости дизельное топливо, керосин, пятиминутную промывку и другие похожие жидкости.
Чистка гидроблока АКПП не так страшна, как о ней пишут или рассказывают. Необходимо открутить крепежные болты гидроблока и аккуратно снять деталь вниз. Соленоиды можно очистить с помощью жидкости для очистки карбюраторов.
Чистка гидроблока
Небольшие детали также моют карбклинером. А вот плиту лучше отмывать бензином, керосином или дизельным топливом — замочить на ночь, смыть и высушить.
Есть два вида фильтров для АКПП:
Фильтр чистят обычно при промывке картера автоматической коробки передач. Это можно сделать самостоятельно — первым делом нужно слить старое масло, снять картер и демонтировать фильтр.
Чистка фильтра
Корпус последнего может быть в налете или в грязи. С этой грязью легко справится жидкость для очистки карбюратора. Когда корпус очищен, можно разобрать фильтр. В зависимости от того, как он загрязнен, сетку моют тем же карбклинером, либо бензином. Мыть следует до тех пор, пока не будет видна сетка. Когда ее ячейки хорошо видны можно собирать конструкцию.
Самостоятельно сделать эту процедуру практически невозможно. Промывка гидротрансформатора возможна только, если распилить “бублик”. Без вскрытия промывка малоэффективна и не будет иметь хоть какого‐то заметного эффекта.
Вскрытие гидротрансформатора
Если корпус распилен, то сразу же становятся доступны все элементы гидротрансформатора — визуально можно оценить масштаб проблемы. После дефектовки начинают очистку. Тщательно промывают лопасти турбины и элементы в механизме сцепления.
Процедура очистки несложная — деталь погружают в емкость с чистящим раствором высокой концентрации и смывают нагар вручную. После очистки все демонтированные элементы устанавливаются обратно, а корпус гидротрансформатора заваривается. Далее система проверяется на герметичность.
АКПП в процессе работы сильно греется, а потому в ней предусмотрена система охлаждения с отдельным теплообменником. Если последний не загрязнен, он без проблем справится с отводом тепла. Но как только в каналах скапливается слой грязи, коробка перегревается.
Чистка теплообменника внутри
Радиатор моют в комплексе с коробкой, перед заменой масла. Самый эффективный метод — смесь спирта и водных растворителей. На СТО для этого имеется промывочный стенд. Но самостоятельно в условиях гаража можно применить циркуляционный насос. Как все происходит:
Далее сольвент сливают. Если он оказался сильно грязным, процедуру выполняют повторно. Если вместо сольвента вы используете средство для очистки в аэрозольных баллончиках, чистку выполняют по такой же схеме — от подачи к обратке. Нужно лить столько химии, пока из возвратной части не пойдет чистый раствор.
Когда промывка закончена, обязательно просушите теплообменник — это удобно сделать воздушным компрессором. Далее в радиатор АКПП заливают примерно литр рабочей жидкости, проверяя его на пропускную способность. Если жидкость плохо выходит, такой радиатор нужно менять — никакая чистка ему уже не поможет.
Внешний налет
Важно! Радиатор должен быть чистым не только внутри, но и снаружи. Всю пыль аккуратно вымываем под слабым напором воды, дабы не повредить соты.
Несмотря на возгласы некоторых автовладельцев, изрядно «похудевших» от капиталки АКПП, с автоматом дружить можно. Рецепт простой: регулярное ТО (замена масла, очистка от грязи) и своевременная диагностика. Не слушаем тех, кто говорит, что масло залито на весь ресурс — если только планируемый вами срок эксплуатации не превышает 100 тысяч. Тщательно прислушиваемся к коробке и не брезгуем делать диагностику — выявив мелкую неисправность сегодня, можно избежать дорогой капиталки через полгода. Любите свой автомобиль и обслуживайте АКПП правильно!