Адреса автосервисов
Москва
Ваш город Москва?
Да
Изменить
с 09:00 до 21:00
DDCAR Химки
DDCAR Царицыно
DDCAR Нагатинская
DDCAR Внуково
DDCAR Братеево
с 11:00 до 20:00
DDCAR Алтуфьево
DDCAR Озерная
DDCAR Сокольники
Нет ничего хорошего в том, что силовой агрегат работает с перебоями. Вибрация и периодические «отвалы» цилиндров со временем наносят ущерб мотору. Это приводит к снижению общей производительности. Двигатель не будет работать с должной эффективностью, что вызовет замедление разгона автомобиля, потерю мощности при ускорении. Такая ситуация становится опасной при обгоне или когда надо быстро реагировать на изменения дорожных условий.
Если двигатель троит на холостых оборотах, налицо проблемы со сгоранием топливо-воздушной смеси (ТВС). Пропорции воздуха и горючего далеки от нормы, поэтому машина начинает «жрать» бензин, солярку или газ быстрее, чем указано в технических документах. Вместо среднего показателя в 9 литров на 100 километров из бака «испаряется» по 11–12 литров. Приходится оставлять больше денег на заправках и чаще заезжать на них для восполнения уровня топлива.
При неисправности страдают системы питания, охлаждения. Максимальный удар принимает на себя клапанный механизм и цилиндропоршневая группа (ЦПГ). Из-за дисбаланса смеси она сгорает лишь частично, «остаток» оседает на свечах зажигания густым черным налетом. Из-за повышенной температуры силового агрегата «дубеют» маслосъемные колпачки, поршневые кольца теряют былую упругость. В результате стучат клапана, на цилиндрах и поршнях появляются задиры. Снижается уровень компрессии, мотор перестает запускаться по утрам.
Чтобы не попасть на «капиталку» двигателя, советуем вовремя проводить диагностику при появлении признаков троения двигателя на холостых оборотах. Устранение причины поможет избежать дорогого ремонта.
Сразу после запуска силовой агрегат разбалансирован. Тепловые зазоры максимальные. Масло холодное, плохо движется по магистралям внутри блока и головки блока цилиндров (ГБЦ). В этот момент вылезают многие симптомы проблем, которые не видны «на горячую». Их нужно диагностировать, а потом устранить.
Многим водителям знакома эта картина: утром мотор плохо заводится, а если выкрутить свечи, на них будут следы горючего. Свечи заливает. От них исходит стойкий запах бензина. На карбюраторных машинах такое может случиться из‐за вытянутого на полную рычага подсоса. В автомобилях с инжектором мокрый изолятор сигнализирует о проблемах.
Нормальные и залитые свечи зажигания
Типичный признак залива — сложный запуск силового агрегата. Стартер крутит, иногда ТВС воспламеняется в одном из цилиндров, происходит схватывание. Но услышать рев двигателя получается с пятого‐десятого раза. К нему прибавляется вибрация, перебои, другие типичные симптомы троения. На панели приборов инжекторных авто загорается лампочка Check Engine. После прогрева обычно все приходит в норму. Опустим проблемы с вытянутым подсосом. Список причин заливания свечей таков:
Если выкрутили свечу, а она мокрая, первым делом советуем проверить искру. Наденьте на свечу провод, приложите резьбой к массе и прокрутите стартер. Разряд хорошо виден даже днем. Если его нет — меняйте свечу. В карбюраторном авто надо настроить холостой ход, в инжекторном — проверить форсунки на протечки. Если все в порядке, нужно провести диагностику лямбда‐зонда. Возможно дело в его неисправности.
Вся электрика и электроника машины соединена между собой проводкой. Самые надежные — высоковольтные провода. Они устойчивы к большому напряжению, перепадам температуры. Остальные провода не могут похвастаться высокой надежностью. На них плавится изоляция, они перекручиваются и ломаются. Особенно уязвимы места соединений, скрутки.
Поврежденная изоляция проводки
Типичный признак проблемы — попеременные перебои в работе разных цилиндров. Сначала троит на холостом ходу второй, потом четвертый, а затем первый. Обычно такая «чехарда» происходит на холодную. На клеммах аккумулятора появляются следы окисления. Аналогичный налет заметен на большинстве контактных площадок. Остальные симптомы видны невооруженным глазом. Это трещины и следы оплавления изоляции, плохое обжатие штекеров. Много проблем с проводкой возникает из‐за неправильной установки дополнительных потребителей, не предусмотренных конструкцией. Это сигнализация, парктроник, камеры заднего вида, магнитолы.
Теперь рассмотрим причины, почему возникает пробой, плохой контакт в проводке автомобиля:
Сначала советуем осмотреть бронепровода. Если на них есть трещины, лучше снять и прозвонить. При выявлении разрывов лучше заменить провода на новые. Не стоит подключать к бортовой сети дополнительные потребители. При плохом знании электрики это приводит к появлению коротких замыканий. Результат — испорченная проводка, локальные возгорания.
Если двигатель начинает троить на низких оборотах, это может быть связано с излишним проникновением воздуха в систему питания. Кислород попадает в камеру сгорания, обедняет смесь. Из‐за перебоев с воспламенением ТВС возникает вибрация в цилиндрах. Признак подсоса — свистящие звуки со стороны впускного коллектора. Еще один симптом — белый налет на изоляторах свечей зажигания. Нормальный цвет — кирпичный.
Проверка подсоса дымогенератором
В норме на бензиновых моторах на 1 часть топлива должно приходиться 14,7 частей воздуха. При нарушении баланса температура в камере сгорания увеличивается. Это может привести к перегреву силового агрегата. На дизельных двигателях соотношение воздуха к солярке другое. Оно доходит до 145:1 на холостом ходу. Поэтому машины на дизтопливе не столь чувствительны к появлению подсоса.
Еще один характерный симптом проникновения воздуха — шипящий шум при нажатии на педаль тормоза. Это связано с разгерметизацией вакуумного усилителя тормозов (ВУТ). Воздух из вакуумника может попасть во впускной коллектор. Это приведет к появлению подсоса. Общие причины проблемы таковы:
Подсос — коварная неисправность. Воздух проходит мимо фильтра, поэтому «доставляет» внутрь цилиндра пыль. Абразивные частицы накапливаются в масле, приводят к ускоренному износу цилиндропоршневой группы. Сначала советуем проверить все патрубки и места соединения системы питания. Нарушение герметичности можно выявить с помощью дымогенератора. Если слышно шипение при нажатии на тормоз — надо проверять вакуумный усилитель тормозов, восстанавливать его герметичность.
Газораспределительный механизм должен работать как часы. При любом нарушении возникают перебои в работе силового агрегата. Двигатель начинает троить даже на холостых оборотах. Все дело в простых физических принципах. При нагревании металлы расширяются, а при остывании сужаются. Поэтому нужен тепловой зазор, который компенсирует температурное расширение.
Регулировка зазора в клапанном механизме
В старых автомобилях для регулировки зазора используют обычный механизм, состоящий из гайки и контргайки. В новых машинах устанавливают гидрокомпенсаторы — автоматические системы для компенсации теплового расширения. Когда зазор слишком большой, со стороны ГБЦ при работе мотора слышны громкие щелкающие звуки. Они возникают из‐за того, что клапаны плохо прилегают к седлам. Обычно после прогрева звуки стихают. Типичные причины нарушения работы:
При выявлении проблемы с клапанами советуем установить нормальный зазор. Для этого можно выкрутить или закрутить регулировочный винт, использовать набор щупов. Гидрокомпенсаторы надо почистить от накопившихся отложений. Если промывка не помогает, лучше поменять гидрики на новые.
К троению может привести нарушение герметичности внутри цилиндра. В норме система напоминает шприц. На такте впуска поршневые кольца должны создать хорошее разрежение в камере сгорания, чтобы внутрь закачалась топливовоздушная смесь. На такте сжатия поршень обязан обеспечить давление, достаточное для нормального воспламенения ТВС.
Замер компрессии пневмотестером
Когда компрессионные кольца теряют упругость, между ними и зеркалом цилиндра образуются щели. Внутри камеры сгорания перестает образовываться разрежение, давление становится слабым. Силовой агрегат работает с перебоями. Типичный признак снижения компрессии — сложный запуск двигателя. После прогревания симптомы троения уходят, потому что масляная пленка на поверхности цилиндра компенсирует недостаточную упругость поршневых колец. Теперь поговорим о причинах, они такие:
Первым делом советуем измерить компрессию. Для этого используют прибор — компрессометр. Нормальный показатель для старых карбюраторных движков — 9,9 атмосфер, для новых — 10,8. Значение для дизелей — до 29,7 атмосфер. Расхождение между цилиндрами не должно превышать 1 атмосферы. Если компрессия ниже нормы, надо проводить дефектовку мотора, менять поршневую.
Проникновение антифриза может стать причиной троения холодного двигателя на холостых оборотах. Один из признаков проблемы — белый дым, который появляется из выхлопной трубы. Это происходит из‐за смешивания тосола с топливом в камере сгорания. Когда двигатель работает, детонация смеси создает белый дым, что может быть заметным даже при работе на холостых оборотах.
Из выхлопа идет белый дым
Еще один симптом — снижение уровня антифриза. Попадание тосола в камеру сгорания означает, что он вытекает из системы охлаждения мотора. Охлаждающая жидкость проникает в картер. Поэтому на крышке маслозаливной горловины образуется эмульсия. Причины проблемы таковы:
Первым делом советуем проверить уровень антифриза в расширительном бачке. Если он ниже нормы, стоит осмотреть маслозаливную горловину. При попадании внутрь тосола на крышке появляется белый толстый налет. Надо поменять прокладку ГБЦ, заварить трещину, если она есть. Останется промыть системы охлаждения и смазки, залить новое масло, антифриз.
Регулятор холостого хода (РХХ) отвечает за количество воздуха, поступающего в камеру сгорания. Аналогичную задачу решает дроссельная заслонка. При засорении штока РХХ или дроссельной заслонки количество воздуха становится слишком низким или слишком высоким. Все зависит от того, в каком положении заклинили подвижные элементы.
Регулятор холостого хода с загрязненным штоком
Типичный признак проблемы — плавающие обороты. Они то повышаются, то понижаются. При осмотре на штоке регулятора или на дроссельной заслонке заметен темный плотный налет. Он не дает занять подвижным частям правильное положение. Причины неисправности таковы:
Советуем как минимум раз в год чистить регулятор холостого хода и дроссельный узел. Нужно менять воздушный фильтр по мере засорения. Нельзя допускать появления подсоса. Для этого стоит закрутить все хомуты, заменить прокладки в системе питания силового агрегата.
На холодном моторе порой возникают ложные симптомы. Простой пример: стук клапанов после прогрева пропадает. Если симптомы троения движка не исчезают после достижения рабочей температуры, значит проблемы точно есть. Они опаснее тех, что характерны при работе на холодную.
При нормальной работе силового агрегата допускается проникновение минимальной «дозы» масла в сектор сгорания. Часть смазки идет на угар, остальной объем испаряется, оседает на металлических деталях в виде отложений. Хорошо, когда за 1000 км пробега из картера уходит не более 0,4 л масла. Но иногда расход существенно возрастает.
Синий дым из выхлопа
Главный признак проблемы — из выхлопа идет сизый или синий дым. На свечах зажигания появляется черный, рыхлый налет. Он легко чистится. Двигатель начинает троить даже на малых, холостых оборотах. Потому что нарушаются пропорции ТВС. К бензину и воздуху добавляется масло. Вот почему это происходит:
При появлении сизого дыма советуем проверить состояние маслосъемных колец и колпачков. Изношенные уплотнители лучше заменить.
Для современных автомобилей характерна электронная регулировка работы мотора, а не механическая. Датчики отправляют сигналы в электронный блок управления (ЭБУ). Потом «мозг» машины дает команды на регулировку топливовоздушной смеси, увеличение оборотов коленчатого вала. Когда датчики выходят из строя, обратная связь пропадает, ЭБУ перестает справляться со своими задачами.
Типичный признак отказа датчиков — нарушение работы силового агрегата. Он троит, глохнет при нажатии на педаль газа. Бортовой компьютер или диагностическая шина OBD–2 выдает ошибки. Загорается индикатор Check Engine. Вот причины выхода из строя датчиков:
Чтобы выявить проблему, первым делом нужно использовать сканер OBD–2. Достаточно подключить его к диагностической шине, соединить со смартфоном или ноутбуком по каналу Bluetooth или Wi‐Fi. На экране появятся коды ошибок. Если диагностическая система не срабатывает, надо прозвонить каждый датчик с помощью мультиметра. Неисправные необходимо заменить на новые.
Если прогретый двигатель начинает троить на холостых оборотах, стоит обратить внимание на признаки, которые указывают на проблемы в системе зажигания. Один из таких симптомов — искры, заметные при осмотре высоковольтных проводов в темноте. Если провода искрят или светятся, это может говорить о нарушении работы. Такое явление водители называют «северным сиянием».
Проверка катушки зажигания
На старых машинах часто выходит из строя трамблер. Нарушения в работе прерывателя приводят к тому, что силовой агрегат функционирует с перебоями. В новых авто причиной становится поломка индивидуальной или общей катушки зажигания. Это происходит из‐за короткого замыкания. Вот почему сильно троит двигатель на малых, холостых оборотах.
Проверить катушку зажигания можно с помощью мультиметра. Сначала прозванивают первичную обмотку. Сопротивление должно составлять примерно 0,5–4 Ом. На втором этапе анализирует сопротивление вторичной обмотки. Нормальный показатель — от 3 до 15 кОм. Если показания сильно превышают нормативные, деталь вышла из строя. Неисправную катушку нужно заменить.
При серьезных неисправностях в автомобиле, таких как проблемы с клапанным механизмом, датчиками, системой зажигания и другими важными компонентами, самостоятельное устранение неисправности может быть сложным и требовать специальных знаний, инструментов. Вряд ли водитель без опыта сможет самостоятельно заменить элементы цилиндропоршневой группы (ЦПГ).
В таких случаях рекомендуем обратиться в автосервис к профессиональному автомеханику, который сможет точно диагностировать проблему, выполнить необходимые ремонтные работы. Это обеспечит безопасность, надежность автомобиля. Двигатель перестанет троить.