Адреса автосервисов
Москва
Ваш город Москва?
Да
Изменить
с 09:00 до 21:00
DDCAR Химки
DDCAR Царицыно
DDCAR Нагатинская
DDCAR Внуково
DDCAR Братеево
с 11:00 до 20:00
DDCAR Алтуфьево
DDCAR Озерная
DDCAR Сокольники
С начала «нулевых» мировые автопроизводители начали массово переходить на ременные движки. И это понятно: такой привод не шумит, не требует смазки, не растягивается как цепь, а самое главное – его менять легче, дешевле. Но приверженцы фразы «раньше было лучше» скажут, что ремень может легко порваться в отличие от цепи, и будут правы. Последствия всегда шокирующие — вплоть до замены двигателя. Но не будем огорчаться раньше времени. С ремнем можно жить, а при правильной эксплуатации такого явления, как обрыв, не будет вообще.
Ремень ГРМ может оборваться по разным причинам. Отметим самые распространенные:
Состояние приводного элемента после небрежной эксплуатации
Ниже мы детально рассмотрим причины обрыва ремня ГРМ.
Чаще обслуживайте автомобиль, а особенно привод ГРМ. Звучит банально, но именно из-за редкой замены ремня владельцы чаще всего «приезжают» на капиталку движка. Возникает вопрос – как часто обслуживать – по регламенту или раньше? Глядя на рекомендации большинства дилеров, хочется плакать. Официальный интервал замены ремня на Ладе Весте – 180 тысяч километров. Не каждая цепь выхаживает такой ресурс. А если взять самый популярный двигатель на Мерседес w204 (бензиновый 1.8), цепь умирает уже на 50 тысячах.
Статистика давно изучена – ремень на иномарке ходит примерно 100 тысяч, на ВАЗах – 60. Соблюдая этот регламент, шанс нарваться на обрыв привода ГРМ минимален. При условии, если с самим движком все в порядке, и он не сопливит маслом (но об этом позже).
Менять ремень проще, чем цепь, но везде есть свои нюансы. Первое правило – ставить целый комплект. Это натяжной ролик, «паразитный» (он же обводной – если такой стоит на вашем моторе), а также помпа. И если на ролики у большинства деньги находятся, то на помпу – нет. Чего ее менять, если она не течет и не шумит? Но вряд ли она останется в таком же состоянии следующие 100 тысяч километров. Если она потечет либо заклинит, последствия обеспечены – разрыв ремня ГРМ и «привет, капиталка!».
Выбирайте опытных механиков, которые знают, как правильно менять привод ГРМ. Он должен совпадать строго по меткам и вращаться в заданном направлении. Крайне важно дать ему нужное натяжение. Плохо натянутый ремень слетит, а перетянутый — оборвется.
Вывод: меняем привод ГРМ комплектом и доверяем работу только проверенным мастерам.
Проблема исходит из предыдущей — экономия на запчастях. Начитавшись на форумах, что надежные Тойотовские запчасти ходят легко по 200 тысяч, владельцы смело забывают об их замене. Да, производитель закладывает определенный запас, но нет никакой гарантии, что ролик или помпа доживет до этого времени. Будет обидно, что в моторе загнуло клапана из‐за копеечного ролика, который не заменили 50 тысяч назад.
Новый натяжной ролик
И да, при хорошем слухе даже этот случай можно предотвратить. Если ролик изношен (неважно, натяжной он или «паразитный»), будет слышен характерный гул, будто изношен подшипник. Помпа при износе начинает выть. Чем выше обороты, тем звонче она шумит. Заметив любой из этих звуков, не медлите с ремонтом — ролики или помпа уже на подходе.
Многие движки, особенно Опелевские, имеют болезнь – они сопливят маслом. Причем происходит это на всех сальниках и прокладках. Но потеть маслом может даже самый надежный движок – банально из-за дубового сальника коленвала. А все почему? Деталь копеечная, но чтобы ее поменять, нужно разбирать полмотора. На это «забивают» и ездят дальше без ремонта. Но ремень ГРМ, на который попало масло, может легко соскользить, из‐за чего происходят те самые последствия, чреватые ремонтом клапанов и поршней.
Масляные потеки в районе шкива коленвала
То же самое касается помпы. С пробегом, ее сальники твердеют, пропуская антифриз. Он скользкий, и подобно маслу, может стать причиной обрыва ремня ГРМ. Последствия могут быть другими — например, привод перескакивает на один зуб. Клапана от этого не гнет, но работа двигателя меняется заметно. Машина перестает нормально разгоняться, ест намного больше бензина.
Как избежать подобных последствий? Совет только один: периодически осматривайте двигатель (по возможности снизу). Если есть течи масла или тосола, лучше их устранить.
Старайтесь выбирать запчасти среди хороших марок. Это Contitech, Dayco, Optibelt, Gates. Выбирая между этими марками, риск нарваться на брак минимален. Если, конечно, это не подделка. Будьте внимательны: если цена хотя бы на 10 процентов ниже рыночной, это повод отказаться от покупки.
Бракованный привод ГРМ спустя 30 тысяч километров
Некоторые недобросовестные продавцы «идут дальше», продавая подделку по цене оригинала. Берем во внимание два правила: покупаем запчасти по рыночной цене и только от проверенных поставщиков. А чтобы быть уверенным на все 100, можно изучить маркировку и вид каждой модели. Например, так отличается оригинальный приводной элемент Gates от подделки:
Сравнение оригинала и подделки
Отличия есть также в маркировке и упаковке. Но это все индивидуально для каждого производителя.
Если привод ГРМ установлен правильно, ему ничего не должно мешать при работе. Но есть ряд моментов, из‐за которых материал может повредиться. Первое — это кожух ГРМ. Да, та самая крышка, которая должна защищать наш привод, может навредить. Все банально — кто‐то не докрутил болты, крышка сместилась и начала тереться о привод. Последний, как правило, оказывается крепче, прорезая некую канавку в нем.
Канавка на защитной крышке
Но стоит туда зайти зубьям, как привод срывает с посадочных мест. Последствия обрыва ремня ГРМ предсказуемы — загиб клапанов. Если заметили, что крышка болтается, не поленитесь — затяните болты. А если привод уже начал тереть, замените его — он не прослужит больше свой ресурс.
Может ли ремень ГРМ страдать от перепада температур? Вполне.
В состав ремня входит каучук, а как известно, резина не любит перепадов. Производители ставят защитный кожух, чтобы тот хоть как‐то отражал тепло. Но материал постепенно будет деградировать.
Особенно на турбированных движках и высоконагруженных атмосферниках, где есть система смещения фаз (а где ее нет на современных марках?).
Этот случай можно отнести в дополнение к разговору о регламенте замены. Свой «правильный» ресурс (100 тысяч) ремень отходит, даже если у вас турбина, а вот дальше будут вопросы. В один момент пересохший, потресканный привод просто не выдержит и оборвется. Вывод — меняем его раньше, не дожидаясь, пока он начнет разрушаться.
Каковы признаки порванного ремня ГРМ?
Если он уже порвался, движок вы больше не запустите — будет потеряна связь между коленчатым и распределительным валом. Распредвал и клапана зависнут в одном положении, а коленвал будет вращаться отдельно.
Косвенные признаки обрыва ремня ГРМ — металлический стук под капотом при вращении двигателя стартером.
Обрыв наступает резко и без симптомов – движок сразу глохнет и никакой эфир его не запустит. Если вы ехали по дороге, было все хорошо и вдруг заглохли, не спешите крутить стартером. Посмотрите под кожух – возможно, случился обрыв ГРМ. Прокрутив стартером, можно запросто «приговорить» клапана. И чем больше будет попыток, тем сильнее их загнет.
Да, на некоторых движках, если порвался ремень, ничего не гнет. В большинстве это касается старых автомобилей (8-клапанных) с простой системой ГРМ, где работает один распредвал или есть выемки на поршнях, защищающие клапана при обрыве привода.
Но каждый случай индивидуален. Есть 8‐клапанные автомобили, где гнет клапана при обрыве ремня ГРМ, и есть 16‐клапанные, где их не гнет. Определить это можно, глянув спецификацию своего двигателя, либо почитав клубный форум — уж там эти темы давно изъезжены.
Конечно, самый безопасный вариант – это эвакуатор. Но не всегда есть такая возможность – либо долго ждать, либо дорого платить (а чаще и то, и другое). Буксировка? Возможно, но с условием. Если в вашем моторе не гнет клапана при обрыве ремня ГРМ и у вас механика, можно доехать на буксире на второй передаче, не запуская двигатель. Но помните, что у вас не будет тормозов – будет тормозить сам двигатель. Отсюда скорость автомобиля не выше 30 км/ч. В случае с автоматом, буксировать долго не желательно — коробку можно перегреть уже через 20–30 минут.
Эвакуация автомобиля
Если в вашем моторе гнет клапана, буксировать на передаче нельзя. И тянуть опасно — тормозов не будет вообще, кроме ручника. Лучше подождать эвакуатор.
Приведем несколько советов, благодаря которым можно избежать обрыва ремня ГРМ:
В сети ходит «дедовский» способ защиты клапанов при встрече с поршнями. Суть в том, чтобы увеличить зазор между поршнем и клапанами. Для этого ставят по 2-3 прокладки ГБЦ. Почему этого не нужно делать? Со временем прокладки усаживаются, и можно запросто прогадать этот момент, не дотянув вовремя болты головки. Прокладки прогорают и масло смешивается с антифризом. Нужно заново вскрывать головку, менять прокладку, а что самое сложное – прочистить масляную и охлаждающую систему. Если в ней будет инородная жидкость (антифриз в масле и наоборот), двигатель долго не проживет.
Как делать можно? Часто на ВАЗовских движках меняют поршневую — с простой на доработанную. Последняя отличается специальными выемками.
Доработанные поршни для ВАЗ Приора
С этой поршневой останется зазор, чтобы тарелка не касалась днища поршня. Некоторые отдают токарям на проточку свои старые поршни. Но так делать можно, если у мастера есть хороший опыт по проточке. А лучше уже найти заводской комплект доработанной поршневой.
К сожалению, можно часто нарваться на некачественные запчасти. И такая ответственная деталь, как ремень ГРМ, тому не исключение. Если вы заметили, что он начал трескаться или рваться (речь идет о корде), срочно делайте внеплановую замену. Только так можно исключить ужасные последствия обрыва ремня ГРМ.
Если на рабочей поверхности было обнаружено масло, нужно менять деталь? Спорный вопрос. Кто-то меняет приводной элемент, а кто-то чистит и ездит на старом. Одно можно сказать: если он целый, а загрязнения небольшие, замена не обязательна. Можно снять, прочистить и ездить дальше. Но если он буквально загажен маслом или антифризом, либо есть другие дефекты (трещины и надрывы) — только замена.
Установка нового ремня ГРМ
Часто автолюбители задаются вопросом о том, а стоит ли менять приводной элемент при покупке б/у авто. Лучше поменять, причем вместе с помпой. Будет уверенность, что ничего не заклинит и не оборвет. Продавцу верить можно только в случае, если замена была подтверждена документально на сервисе и приводной элемент как минимум свежий на вид.
Ременной газораспределительный механизм имеет право на жизнь. Объективно он лучше, чем цепь. Не стоит воспринимать буквально байки о том, что ремень обязательно порвется. Если за ним следить, менять строго комплектом по регламенту и уж тем более ставить оригинал, об обрыве можно забыть в принципе. Обслуживайте автомобиль вовремя и выбирайте проверенных специалистов!