Адреса автосервисов
Москва
Ваш город Москва?
Да
Изменить
с 09:00 до 21:00
DDCAR Химки
DDCAR Царицыно
DDCAR Нагатинская
DDCAR Внуково
DDCAR Братеево
с 11:00 до 20:00
DDCAR Алтуфьево
DDCAR Озерная
DDCAR Сокольники
Замена рабочих компонентов тормоза обязана проводиться не в срок, установленный производителем автомобиля, а по мере их износа. Наиболее нагруженными и активно эксплуатируемыми узлами системы являются тормозные колодки, поэтому за ними нужно регулярно следить. Эти расходники желательно осматривать и менять каждые 30–35 тыс. км пробега машины, ведь именно от них зависит безопасность передвижения.
Хотя нынешний автомобиль представляет собой сложную инженерную конструкцию, основной ее частью по‐прежнему являются тормозные накладки. По ходу эксплуатации они истираются и теряют свои полезные свойства — фрикционный материал приходит в негодность. При сильном износе возникают более опасные проблемы:
Если вы заметили один из приведенных симптомов, то срочно везите машину на диагностику.
Для каждой машины предусмотрена собственная периодичность замены тормозных колодок — она бывает указана в техническом справочнике. Обычно срок не превышает года‐двух активной эксплуатации. Однако это паспортные данные замены не предусматривают все факторы:
Сложные дорожные условия сильно изнашивают фрикционный материал колодок
Поэтому куда правильнее регулярно проверять состояние деталей, особенно во время приближения регламентных сроков. В первую очередь надо осмотреть толщину расходников — если фрикционный материал тоньше 1,5–2 мм, надо детали менять. Следует знать, что быстрее изнашиваются передние колодки — на них нагрузка в два раза выше.
Внимание! На некоторых моделях авто (премиальных) предусмотрено специальное ревизионное окошко, дающее возможность осмотра тормозных накладок.
Ниже приведены самые распространенные симптомы разрушения (истирания) колодок. Каждый случай индивидуален, требует диагностики и подтверждения, что проблема связана именно с этими расходниками.
Способность транспорта останавливаться как можно быстрее, может спасти жизни людей. Поэтому любое изменение остановочного пути (в сравнении с паспортными значениями) должно насторожить водителя.
Остановочный и тормозной путь — это разные величины
Безусловно, этот признак обязательно показывает полную истертость наполнителя. С диском начинает соприкасаться уже металлическая часть расходника, поэтому показатель торможения снижается, а длина пути увеличивается. Что делать — в срочном порядке нужно менять тормозные колодки!
Такое случается при неодинаковом износе фрикционки, что отрицательно влияет на конструкцию суппорта.
В ряде случаев изнашивается быстрее внутренняя накладка, чем наружная. В частности туда (в зазор) активнее попадает песок и пыль.
Загрязнения создают условия для абразивного изнашивания, которое может резко сократить ресурс одной детали — при этом вторая (внешняя) будет в норме.
Также могут засориться направляющие, по которым перемещаются накладки. Их чистка с заменой уплотнительных пыльников и обновлением смазки поможет эту проблему решить. Однако если на направляющих есть следы ржавчины, их надо срочно менять заодно с колодками (при условии, что они уже отработали полностью).
Еще одна причина нарушения прямолинейности движения машины авто — это загрязнение или разбухание уплотнительных манжет тормозных цилиндров.
Характерный признак неисправности тормоза, который связан с износом тормозных колодок. Если педаль не возвращается на место после нажатия, это укажет на окончательное разрушение фрикционного материала.
Не стоит исключать еще один момент, если недавно проводилась замена тормозных колодок или суппорта.
Если установлены новые расходники, то им нужно время для приработки. А пока этого не произошло, эффективность торможения будет ниже стандартной — примерно несколько десятков километров. Педаль тормоза также может быть жестче обычного.
При износе колодок их наполнитель становится тоньше — суппортные поршни начинают выдвигаться больше нормы. Из‐за этого теряется герметичность системы, и снижается количество DOT.
Данную неисправность легко обнаружить, если осмотреть тормозные цилиндры. Надо обратить внимание на резиновые уплотнители — если они в масле, то догадка подтвердится.
Риски на расширительном бачке
Если биение вызвано накладками, то они, вероятно, разрушились до основания. На них могут появиться трещины, сколы. Возможно такое еще из‐за загрязнения деталей, попадания на материал частичек грязи.
Особенно часто такое происходит с некачественными запчастями. Как правило, часто обращаются в сервис водители, купившие машину с вторички — предыдущий собственник автомобиля установил дешевые комплектующие. Вот что, получается, из‐за этого: материал некачественных изделий сдирается и остается на поверхности диска. Это в свою очередь утолщает диск, распределение усилия проходит неравномерно и возникает вибрация при торможении. В этом случае для начала можно попробовать пройтись по загрязнению щеткой, а если не поможет — заменить диск вместе с накладками.
Изношенные тормозная колодка и диск
При полном истирании керамического наполнителя также возможен характерный шум. Причина в том, что металл трется об диск. В 99% пищать начинают передние колодки, так как вес машины при остановке переносится вперед. Из‐за этого фронтальные расходники подвергаются высоким нагрузкам и разрушаются раньше срока.
Также перечислим другие причины, которые становятся виновниками скрипа:
Наконец, причиной скрипа может стать любая мелкая грязь, попавшая на элементы тормозной системы.
Угольная пыль (ее еще так называют) на наполнителе колодки говорит об истирании фрикционки. На некоторых современных автомобилях есть встроенные электродатчики, контролирующие состояние расходников и степень повреждения керамического наполнителя.
Датчик контроля износа тормозных колодок или в простонародье — «Пискун»
Фрикционный наполнитель состоит из различных составляющих — каучука, графита, минеральных волокон, смол. Чтобы они прослужили долго, надо соблюдать технический регламент. На спортивных авто срок эксплуатации тормозных колодок не превышает 5–7 тыс. километров пробега.
С другой стороны, российским водителям не стоит фанатично следовать правилам регламента, так как на износ расходников влияет множество сторонних факторов:
Отсюда вытекает реальный срок службы тормозных колодок, колеблющийся в пределах 5–40 тыс. километров. Свою лепту вносит конструкция автомобиля, модификация. На премиальных машинах расходники ходят дольше, так как сделаны из более качественного материала, снабжены пискунами и системами контроля изношенности. Кроме того, здесь предусмотрены датчики износа колодок — когда система считывает неисправность, то на приборной панели загорается лампочка.
Предупреждающая надпись на приборной панели
Напоследок, пара рекомендаций по выбору. Желательно покупать изделия с высокой прогрессией торможения, гладкой металлической подложкой и толстым наполнителем без царапин/трещин/мусора. Обратите внимание также на крепление фрикционного материала к подложке — никакого шатания быть не должно!
Выбирая новые расходники, обращайте внимание на наполнитель — то, что наносится на металлическую часть колодки. Сейчас на рынке продается много китайского, низкосортного товара по низким ценам. Покупать такие модели не стоит, так как налицо ложная экономия денег — через некоторое время запчасти придут в негодность, придется менять их снова.
Некоторые производители для продления срока службы колодок внедряют в детали специальные наполнители. Добросовестные фирмы используют для этого мягкие металлы — например, медь. Однако «левые» бренды, которым не столь важна репутация, в целях экономии добавляют различные металлические опилки, в том числе очень твердые. По этой причине портятся диски — ремонт которых, дорогое удовольствие. Поэтому старайтесь не покупать расходники с твердым наполнителем!
Таким образом, водительская манера ездить, качество покупаемых элементов и климат региона прямо влияют на состояние и «жизнь» тормозных колодок. Установка новых деталей в этом случае может понадобиться гораздо раньше намеченного срока. Важно не забывать, что накладки нуждаются в регулярном осмотре на предмет трещин, сколов и других разрушений. Поэтому не ленитесь проверять детали, а если нет времени — отвозите машину на диагностику в СТО.