Ваш город Москва?

Да

Изменить

Москва
График работы
DDCAR Алтуфьево
Россия, Москва, Дубнинская улица, 79
+7 (495) 120–90–15
DDCAR Нагатинская
Россия, Москва, Хлебозаводский проезд, 7А
+7 (495) 846–73–34
DDCAR Царицыно
Россия, Москва, 6‐я Радиальная улица, 20с7
+7 (495) 129–08–90
DDCAR Владыкино
Россия, Москва, Алтуфьевское шоссе, 27Ас2
+7 (499) 110–41–35
DDCAR Химки
Россия, Московская область, Химки, Ленинский проспект, 27Ак1
+7 (495) 159–61–26
DDCAR Беломорская
Россия, Москва, Беломорская улица, 40с18
+7 (499) 288–10–45
DDCAR Строгино
Россия, Москва, МКАД, 65‐й километр, 1с62
+7 (495) 846–75–94
DDCAR Полежаевская
Россия, Москва, Хорошёвское шоссе, 39Бс1
+7 (495) 846–81–72
DDCAR Измайлово
Россия, Москва, Ткацкая улица, 12
+7 (495) 859–47–80
DDCAR Беляево
Россия, Москва, улица Академика Опарина, 5
+7 (495) 845–22–48
DDCAR Одинцово
Россия, Московская область, Одинцовский городской округ, посёлок ВНИИССОК, Кленовая улица, 1Ас1
+7 (495) 859–20–41
  • DDCAR Алтуфьево
    Россия, Москва, Дубнинская улица, 79

    с 09:00 до 21:00

  • DDCAR Нагатинская
    Россия, Москва, Хлебозаводский проезд, 7А

    с 09:00 до 21:00

  • DDCAR Царицыно
    Россия, Москва, 6‐я Радиальная улица, 20с7

    с 09:00 до 21:00

  • DDCAR Владыкино
    Россия, Москва, Алтуфьевское шоссе, 27Ас2

    с 09:00 до 21:00

  • DDCAR Химки
    Россия, Московская область, Химки, Ленинский проспект, 27Ак1

    с 09:00 до 21:00

  • DDCAR Беломорская
    Россия, Москва, Беломорская улица, 40с18

    с 09:00 до 21:00

  • DDCAR Строгино
    Россия, Москва, МКАД, 65‐й километр, 1с62

    с 09:00 до 21:00

  • DDCAR Полежаевская
    Россия, Москва, Хорошёвское шоссе, 39Бс1

    с 09:00 до 21:00

  • DDCAR Измайлово
    Россия, Москва, Ткацкая улица, 12

    с 09:00 до 21:00

  • DDCAR Беляево
    Россия, Москва, улица Академика Опарина, 5

    с 09:00 до 21:00

  • DDCAR Одинцово
    Россия, Московская область, Одинцовский городской округ, посёлок ВНИИССОК, Кленовая улица, 1Ас1

    с 09:00 до 21:00

  • Главная
  • Полезное
  • Как точно проверить опорный подшипник передней и задней стойки

Опорники нужны для улучшения работы механизма рулевого управления. Если они разбиты, страдают все детали передней подвески — шаровые опоры, поворотные рычаги, стабилизаторы. Стойки быстро приходят в негодность из‐за высоких нагрузок. Особенно при движении по бездорожью. Если слышен скрип во время преодоления препятствий, значит нужно проводить диагностику.

Назначение опорного подшипника

Опорный подшипник — деталь подвески автомобиля. Он располагается в верхней части передней стойки, обеспечивает ее вращение при повороте управляемых колес. Назначение детали заключается в том, чтобы давать возможность амортизатору и всему мосту поворачиваться при вращении руля. Без шарикоподшипника автомобиль потерял бы управляемость.

Конструктивно деталь состоит из двух частей — наружного и внутреннего колец, между которыми располагаются шарики или ролики. Установлен опорник между корпусом амортизатора и верхней опорой. Он передает нагрузку от веса автомобиля, работы подвески, позволяя стойке и поворотному кулаку вращаться для изменения направления движения машины.

Конструкция подвески Макферсона

Передняя стойка Макферсона стала одной из распространенных конструкций независимой подвески автомобилей. Она названа в честь инженера Эрла Макферсона, который изобрел, запатентовал ее в 1950‐х годах. Стойка выполняет такие функции:

  1. Становится упругим элементом, сжимаясь и разжимаясь для поглощения колебаний от неровностей дороги.
  2. Служит опорой, на которой держится переднее колесо автомобиля.
  3. Выполняет роль поворотного кулака, обеспечивая изменение направления передних колес при вращении руля.

Конструктивно стойка Макферсона — единый узел, в котором сосредоточены пружина, амортизатор. В верхней части располагается опорный подшипник, позволяющий ей вращаться. Амортизаторы обеспечивают плавность хода, управляемость машины.

Расположение в передней стойке

Опорник в передней стойке Макферсона располагается в ее верхней части, между корпусом и верхней опорой. Верхняя опора — резинометаллическая втулка, через которую проходит шток амортизатора. Эта втулка крепится гайкой к выступающему из амортизатора штоку. Сам подшипник устанавливается в посадочных местах либо на корпусе стойки, либо на опоре. Иногда шарикоподшипник выполнен отдельным элементом. Он закрепляется между деталями при сборке.

Расположение опорного подшипникаОпорник передней стойки

Установка опорного подшипника в верхней части амортизатора обусловлена необходимостью передачи веса автомобиля и нагрузок от работы подвески при сохранении способности поворачивать стойку через рулевое управление. Такое конструктивное решение позволяет опорнику выполнять сразу две функции — воспринимать нагрузку, обеспечивать вращение амортизатора относительно продольной оси.

Нагрузки на подшипник при эксплуатации

В процессе движения автомобиля на опорник передней стойки действует комплекс нагрузок:

  1. Статическая нагрузка от веса автомобиля, приходящаяся на колесо. Шарикоподшипник воспринимает часть веса машины, удерживает амортизатор с колесом.
  2. Динамические нагрузки при работе подвески. Подшипник передает со стойки на кузов силы и ударные импульсы от проезда неровностей, ям, ухабов.
  3. Радиальные, осевые нагрузки при повороте, торможении. При маневрировании амортизатор с колесом поворачивается, создавая радиальное усилие на подшипник.
  4. Знакопеременные нагрузки от вибраций и тряски при езде по плохим дорогам. Это самый разрушительный, вредный режим для опорника.

Все это приводит к повышенному износу опорного подшипника, ограничивает срок его службы при эксплуатации автомобиля.

Причины износа и выхода из строя

К причинам преждевременного разрушения опорного подшипника передней стойки относится естественный износ при эксплуатации. Интенсивность деградации зависит от условий, стиля вождения. Проникновение в обойму абразивных частиц грязи и песка тоже не добавляет "здоровья". Это резко ускоряет изнашивание поверхностей качения, шариков.

Не менее вредна работа при пониженном уровне смазки или вообще без нее. Происходит усиление трения, появляются задиры внутри обоймы. Воздействие ударных, вибрационных нагрузок на плохих дорогах - дополнительный фактор "стресса". Он приводит к усталости, расслоению материала.

Нагрузки, которые действуют на опорный подшипникСилы, действующие на опорник

Порой водители ставят на авто некачественные запасные части с низкой износостойкостью. Это сильно сокращает ресурс до первой замены. Судя по нашему опыту, на срок эксплуатации подшипников плохо влияет нарушение регулировок углов установки колес. "Кривые" развал и схождение увеличивают скорость износа "благодаря" перекосам, перегрузкам.

Основные неисправности

Неисправность опорного подшипника порой становится проблемой. Список типичных поломок:

  1. Повышенный люфт. Проявляется во вращении амортизатора без поворота руля при проверке авто на подъемнике. Возникает из‐за износа внутренних колец и шариков.
  2. Задиры, ослабление посадки колец. Подшипник стучит, имеет осевой или радиальный люфт. Это вызвано попаданием абразива, грязи.
  3. Трещины, сколы колец или сепаратора. Появляются в результате усталости материала из‐за вибраций, ударов при езде по разбитой дороге.
  4. Поломка сепаратора с выпадением шариков. Наиболее тяжелая степень разрушения опорника.

Любой из этих дефектов говорит о том, что пора менять опорный узел. Лучше делать это сразу с двух сторон.

Признаки неисправного подшипника

Характерные признаки неисправности опорного подшипника — появление стуков при проезде неровностей и повороте руля, люфт амортизаторного штока. Это одни из симптомов износа узла. Возникновение вибраций, дребезжания в передней подвеске на низких скоростях движения свидетельствует о повреждениях, люфте шарикоподшипника.

Дополнительный маркер — появление характерного скрежещущего звука при вращении руля. Он возникает из‐за зацепления, истирания поверхностей с дефектами. Ощутимый люфт при покачивании автомобиля или нажатии на капот указывает на износ, ослабление опорного узла.

Изношенный и новый опорные подшипникиСтарый и новый опорник

Характерный признак — изменение реакции автомобиля на поворот рулевого колеса. Может возникнуть на поздних стадиях износа из‐за люфта, перекосов. При появлении подобных симптомов советуем провести диагностику, заменить неисправную деталь.

Последствия движения с неисправными опорниками

Эксплуатация автомобиля при наличии дефекта или повреждения опорного подшипника приносит много проблем:

  1. Сильное ухудшение и потеря устойчивости, управляемости авто. Проявляется в виде задержек реакции на поворот, рассеивания прямолинейного движения.
  2. Ускоренный износ, разбалтывание других деталей ходовой части — шаровых опор, рулевых тяг, шин. Связано с возникающими перекосами колес.
  3. Потеря контроля над автомобилем, что приводит к заносам и авариям. Особенно опасно при высоких скоростях движения.
  4. Дорогой ремонт с заменой комплектующих подвески, рулевой системы. Придется перетрясти всего Макферсона.

Использование автомобиля без устранения неисправностей опорника недопустимо по соображениям безопасности. Оно может обернуться крупными расходами на ремонт.


Необходимый инструмент для диагностики

Чтобы провести диагностику технического состояния шарикоподшипника, потребуется минимальный набор инструментов:

  • набор отверток крестовых и прямых — чтобы снять элементы облицовки подкапотного пространства, демонтировать крепеж;
  • набор ключей рожковых и торцевых — для откручивания креплений амортизатора, деталей подвески;
  • шарнирный съемник ступицы колеса — для снятия ступицы, стойки с поворотного кулака;
  • молоток с пластиковым бойком — чтобы аккуратно снять отдельные узлы, детали;
  • домкрат или подъемник — для поднятия, фиксации автомобиля;
  • стопорные башмаки или клинья для колес;
  • стяжки для пружин.

С таким набором инструментов вы сможете грамотно провести диагностику опорного подшипника, определить степень его износа.

Правила техники безопасности при проверке

Работы по диагностике и проверке опорника требуют строгого соблюдения мер безопасности. Сначала советуем обездвижить автомобиль стояночным тормозом, подколесными башмаками. Это исключит возможность самопроизвольного перемещения. Если для доступа к узлу поднимается автомобиль, надо использовать надежные, устойчивые подставки или подъемник, гарантирующие минимальный риск падения.

Упоры для фиксации машины при проверке опорных подшипниковПротивооткатные упоры

Сборку и разборку подвески лучше производить только при полностью заторможенных колесах на выключенном двигателе во избежание травм от вращающихся частей. Нужно соблюдать порядок разборки, помечая и фиксируя детали от потери, перепутывания при установке. Железное правило — работать в плотно облегающей одежде, убрав элементы, которые способны попасть во вращающиеся части.

Строгое соблюдение всех правил безопасности позволит провести результативную проверку шарикоподшипника без риска для здоровья.

Подготовка автомобиля к проверке

Перед началом работ по диагностике опорника советуем выполнить подготовительные мероприятия:

  1. Установить автомобиль на ровной горизонтальной площадке, исключающей его самопроизвольное перемещение.
  2. Поднять переднюю или заднюю часть авто при помощи подъемника или домкрата для обеспечения доступа к опоре стойки.
  3. Демонтировать декоративный обвес, брызговики, закрывающие доступ к элементам подвески, а также снять колесо.
  4. Очистить опорный узел от пыли, грязи и дорожных загрязнений с помощью кисти, обезжиривателя.

После выполнения этих мероприятий можно приступать к диагностике технического состояния детали.

Визуальный контроль и простукивание

Первым этапом диагностики становится его осмотр, простукивание. Для этого стоит осмотреть наружную поверхность опорника на наличие следов утечек смазки, задиров. Советуем оценить состояние защитных колпачков. Надо проверить люфт опоры амортизатора, покачав ее руками в осевом и радиальном направлениях. Люфт говорит об износе дорожек внутри обоймы.

Как раскачать машину для проверки опорных подшипниковРаскачка для проверки опорников

Нужно простучать молоточком или отверткой с пластиковым наконечником по наружному кольцу подшипника. Появление зазоров может указывать на дефект внутренних деталей, износ. Останется осмотреть внутреннюю поверхность опоры, чтобы убедиться, что нет задиров, забоин, смещения колец.

При выявлении повреждений и дефектов на этом этапе можно констатировать плохое состояние опорника, необходимость его замены.

Проверка люфта и смещения

Чтобы оценить техническое состояние шарикоподшипника, надо проверить люфт в опоре, возможное смещения относительно штока амортизатора. Для этого:

  1. Взяться руками за амортизатор, с усилием покачать его в осевых и радиальных направлениях. Заметный люфт указывает на повреждение подшипника.
  2. Приложить усилие к верхней опоре стойки в осевом и радиальном направлениях, наблюдая, не сместится ли она относительно амортизатора.
  3. Зафиксировать положение опоры рукой, попросить помощника 5–6 раз повернуть руль до упора в крайние положения.

Выявленный в ходе проверки заметный люфт и смещение деталей однозначно указывает на разрушение, необходимость замены опорника.

Использование стетоскопа для диагностики

Эффективным способом выявления дефектов остается прослушивание работы подшипника с помощью медицинского или автомобильного стетоскопа. Для этого достаточно подсоединить наконечники стетоскопа, приложить мембрану к корпусу стойки или штоку амортизатора. Надо попросить ассистента 5–6 раз прокрутить руль до отказа в обе стороны при включенном зажигании.

Стетоскоп для диагностикиАвтомобильный стетоскоп

Тревожными сигналами станут посторонние шумы — стуки, скрежет, шуршание. Это признаки повреждения сепаратора, шариков качения или дорожек. В конце нужно сравнить показатели с характеристиками аналогичного узла на другом переднем колесе. Посторонние звуки говорят о дефектах опорника.

Диагностика подшипников задних стоек

Проверку технического состояния опорного подшипника задней стойки автомобиля надо делать с учетом особенностей:

  1. Доступ к шарикоподшипнику затруднен из‐за элементов подвески, поэтому работать придется на ощупь, часто в полулежачем положении.
  2. Большую часть операций приходится выполнять вслепую, полагаясь на слух и осязание при выявлении люфтов, когда что‐то стучит.
  3. Потребуются удлинители для торцевых головок и ключей из-за "сложного" расположения крепежа.
  4. Невозможно визуально оценить внутреннее состояние опоры задней стойки без полной разборки подвески.
  5. При проверке раскачкой нужно соблюдать осторожность, не повреждать шланги тормозной системы.

Учет этих нюансов позволит правильно диагностировать техническое состояние опорника задней подвески автомобиля.

Дополнительные способы проверки

Кроме стандартных способов, для определения технического состояния опорников можно использовать дополнительные варианты проверки. Если под рукой нет инструментов, подойдет сравнительный анализ температуры опор на обоих передних колесах. При наличии дефектов температура изношенного узла после поездки будет выше из‐за сильного трения.

Альтернативный метод — прогоны автомобиля в радиусе 10–15 км по разбитой дороге с последующей оценкой люфтов на подъемнике. Это даст возможность выявить зарождающиеся повреждения. Можно подключить диагностический сканер, провести анализ отклонений в работе датчиков положения колеса. Отклонения от нормы могут косвенно указать на начинающиеся проблемы с подшипником.

Еще один способ — снятие колес и визуальная оценка износа шин по протектору как фактор риска неисправности стоек из‐за перекосов. Применение этих методов позволит с большой точностью оценить появление дефектов опорников автомобиля.

Правила интерпретации результатов проверки

Чтобы корректно определить по результатам диагностики необходимость или нецелесообразность замены опорного подшипника, рекомендуем придерживаться правил:

  1. Сравнивать показатели (величину люфтов, интенсивность шумов) с аналогичным симметричным узлом на второй стойке.
  2. Учитывать общее техническое состояние ходовой части автомобиля и особенности его эксплуатации.
  3. Допускать незначительные отклонения параметров, не влияющие на безопасность, устойчивость управления машиной.
  4. При выраженных люфтах и явных повреждениях не эксплуатировать машину без замены опорного узла.
Соблюдение правил поможет принять взвешенное решение о необходимости замены опорников. Лучше перестраховаться, чем потом попасть в ДТП.

Полная разборка узла для уточнения "диагноза"

Иногда окончательное заключение о пригодности подшипника к дальнейшей эксплуатации может дать только полная разборка, осмотр всех элементов опоры стойки. Она нужна при спорных результатах диагностики, когда есть подозрения на наличие дефектов, но они не проявились в ходе стандартных испытаний. Трудно обойтись без полного демонтажа, если нет возможности сравнить параметры узлов между собой по причине повреждения обеих стоек подвески.

Детали передней стойки после полной разборкиВсе детали после разборки

При разборке нужно оценивать степень износа дорожек, целостность сепаратора, шариков. Визуально определяют появление механических повреждений, задиров, сколов, очагов коррозии. Полная ревизия гарантированно подтвердит или опровергнет предположение о пригодности опорников к дальнейшей безопасной эксплуатации без замены.

Как продлить срок службы опорных подшипников

Чтобы максимально увеличить срок службы опорников, нужно придерживаться рекомендаций:

  • избегать движения по разбитым и грунтовым дорогам, максимально снижая динамические нагрузки на подшипник;
  • выбирать мягкий плавный стиль вождения без резких маневров, ударных притормаживаний;
  • проверять, регулировать углы установки колес в штатных интервалах, исключая возникновение перекосов;
  • своевременно устранять любые посторонние шумы в подвеске, не давая дефектам прогрессировать;
  • использовать только качественные смазки, фирменные запчасти при обслуживании, ремонте опор.

Соблюдение этих несложных правил сильно увеличит срок безопасной эксплуатации опорников автомобиля.

Выводы

Подводя итог, отметим основные моменты о диагностике и проверке опорных подшипников подвески:

  1. Опорники играют важную роль в работе ходовой части, обеспечивая поворот управляемых колес, "гашение" нагрузки.
  2. Их техническое состояние влияет на управляемость, устойчивость, износ шин, общую безопасность автомобиля.
  3. Даже если нет внешних признаков износа, рекомендуем периодически диагностировать опорные узлы.
  4. При выявлении дефектов надо менять опорники во избежание вторичных поломок, аварийных ситуаций.

Регулярное обслуживание, своевременная замена деталей подвески — залог долгой эксплуатации автомобиля, безопасности водителя, пассажиров. С диагностикой и ремонтом лучше справятся мастера в автосервисе. У них есть полный набор инструментов, надежные подъемники. Водителю не придется тратить все выходные на устранение дефектов.

Записаться на сервис
Записаться
remont@ddcar.ru
нам можно написать