Адреса автосервисов
Москва
Ваш город Москва?
Да
Изменить
с 09:00 до 21:00
DDCAR Химки
DDCAR Царицыно
DDCAR Нагатинская
DDCAR Внуково
DDCAR Братеево
с 11:00 до 20:00
DDCAR Алтуфьево
DDCAR Озерная
DDCAR Сокольники
Опорники нужны для улучшения работы механизма рулевого управления. Если они разбиты, страдают все детали передней подвески — шаровые опоры, поворотные рычаги, стабилизаторы. Стойки быстро приходят в негодность из‐за высоких нагрузок. Особенно при движении по бездорожью. Если слышен скрип во время преодоления препятствий, значит нужно проводить диагностику.
Опорный подшипник — деталь подвески автомобиля. Он располагается в верхней части передней стойки, обеспечивает ее вращение при повороте управляемых колес. Назначение детали заключается в том, чтобы давать возможность амортизатору и всему мосту поворачиваться при вращении руля. Без шарикоподшипника автомобиль потерял бы управляемость.
Конструктивно деталь состоит из двух частей — наружного и внутреннего колец, между которыми располагаются шарики или ролики. Установлен опорник между корпусом амортизатора и верхней опорой. Он передает нагрузку от веса автомобиля, работы подвески, позволяя стойке и поворотному кулаку вращаться для изменения направления движения машины.
Передняя стойка Макферсона стала одной из распространенных конструкций независимой подвески автомобилей. Она названа в честь инженера Эрла Макферсона, который изобрел, запатентовал ее в 1950‐х годах. Стойка выполняет такие функции:
Конструктивно стойка Макферсона — единый узел, в котором сосредоточены пружина, амортизатор. В верхней части располагается опорный подшипник, позволяющий ей вращаться. Амортизаторы обеспечивают плавность хода, управляемость машины.
Опорник в передней стойке Макферсона располагается в ее верхней части, между корпусом и верхней опорой. Верхняя опора — резинометаллическая втулка, через которую проходит шток амортизатора. Эта втулка крепится гайкой к выступающему из амортизатора штоку. Сам подшипник устанавливается в посадочных местах либо на корпусе стойки, либо на опоре. Иногда шарикоподшипник выполнен отдельным элементом. Он закрепляется между деталями при сборке.
Опорник передней стойки
Установка опорного подшипника в верхней части амортизатора обусловлена необходимостью передачи веса автомобиля и нагрузок от работы подвески при сохранении способности поворачивать стойку через рулевое управление. Такое конструктивное решение позволяет опорнику выполнять сразу две функции — воспринимать нагрузку, обеспечивать вращение амортизатора относительно продольной оси.
В процессе движения автомобиля на опорник передней стойки действует комплекс нагрузок:
Все это приводит к повышенному износу опорного подшипника, ограничивает срок его службы при эксплуатации автомобиля.
К причинам преждевременного разрушения опорного подшипника передней стойки относится естественный износ при эксплуатации. Интенсивность деградации зависит от условий, стиля вождения. Проникновение в обойму абразивных частиц грязи и песка тоже не добавляет "здоровья". Это резко ускоряет изнашивание поверхностей качения, шариков.
Не менее вредна работа при пониженном уровне смазки или вообще без нее. Происходит усиление трения, появляются задиры внутри обоймы. Воздействие ударных, вибрационных нагрузок на плохих дорогах - дополнительный фактор "стресса". Он приводит к усталости, расслоению материала.
Силы, действующие на опорник
Порой водители ставят на авто некачественные запасные части с низкой износостойкостью. Это сильно сокращает ресурс до первой замены. Судя по нашему опыту, на срок эксплуатации подшипников плохо влияет нарушение регулировок углов установки колес. "Кривые" развал и схождение увеличивают скорость износа "благодаря" перекосам, перегрузкам.
Неисправность опорного подшипника порой становится проблемой. Список типичных поломок:
Любой из этих дефектов говорит о том, что пора менять опорный узел. Лучше делать это сразу с двух сторон.
Характерные признаки неисправности опорного подшипника — появление стуков при проезде неровностей и повороте руля, люфт амортизаторного штока. Это одни из симптомов износа узла. Возникновение вибраций, дребезжания в передней подвеске на низких скоростях движения свидетельствует о повреждениях, люфте шарикоподшипника.
Дополнительный маркер — появление характерного скрежещущего звука при вращении руля. Он возникает из‐за зацепления, истирания поверхностей с дефектами. Ощутимый люфт при покачивании автомобиля или нажатии на капот указывает на износ, ослабление опорного узла.
Старый и новый опорник
Характерный признак — изменение реакции автомобиля на поворот рулевого колеса. Может возникнуть на поздних стадиях износа из‐за люфта, перекосов. При появлении подобных симптомов советуем провести диагностику, заменить неисправную деталь.
Эксплуатация автомобиля при наличии дефекта или повреждения опорного подшипника приносит много проблем:
Использование автомобиля без устранения неисправностей опорника недопустимо по соображениям безопасности. Оно может обернуться крупными расходами на ремонт.
Чтобы провести диагностику технического состояния шарикоподшипника, потребуется минимальный набор инструментов:
С таким набором инструментов вы сможете грамотно провести диагностику опорного подшипника, определить степень его износа.
Работы по диагностике и проверке опорника требуют строгого соблюдения мер безопасности. Сначала советуем обездвижить автомобиль стояночным тормозом, подколесными башмаками. Это исключит возможность самопроизвольного перемещения. Если для доступа к узлу поднимается автомобиль, надо использовать надежные, устойчивые подставки или подъемник, гарантирующие минимальный риск падения.
Противооткатные упоры
Сборку и разборку подвески лучше производить только при полностью заторможенных колесах на выключенном двигателе во избежание травм от вращающихся частей. Нужно соблюдать порядок разборки, помечая и фиксируя детали от потери, перепутывания при установке. Железное правило — работать в плотно облегающей одежде, убрав элементы, которые способны попасть во вращающиеся части.
Строгое соблюдение всех правил безопасности позволит провести результативную проверку шарикоподшипника без риска для здоровья.
Перед началом работ по диагностике опорника советуем выполнить подготовительные мероприятия:
После выполнения этих мероприятий можно приступать к диагностике технического состояния детали.
Первым этапом диагностики становится его осмотр, простукивание. Для этого стоит осмотреть наружную поверхность опорника на наличие следов утечек смазки, задиров. Советуем оценить состояние защитных колпачков. Надо проверить люфт опоры амортизатора, покачав ее руками в осевом и радиальном направлениях. Люфт говорит об износе дорожек внутри обоймы.
Раскачка для проверки опорников
Нужно простучать молоточком или отверткой с пластиковым наконечником по наружному кольцу подшипника. Появление зазоров может указывать на дефект внутренних деталей, износ. Останется осмотреть внутреннюю поверхность опоры, чтобы убедиться, что нет задиров, забоин, смещения колец.
При выявлении повреждений и дефектов на этом этапе можно констатировать плохое состояние опорника, необходимость его замены.
Чтобы оценить техническое состояние шарикоподшипника, надо проверить люфт в опоре, возможное смещения относительно штока амортизатора. Для этого:
Выявленный в ходе проверки заметный люфт и смещение деталей однозначно указывает на разрушение, необходимость замены опорника.
Эффективным способом выявления дефектов остается прослушивание работы подшипника с помощью медицинского или автомобильного стетоскопа. Для этого достаточно подсоединить наконечники стетоскопа, приложить мембрану к корпусу стойки или штоку амортизатора. Надо попросить ассистента 5–6 раз прокрутить руль до отказа в обе стороны при включенном зажигании.
Автомобильный стетоскоп
Тревожными сигналами станут посторонние шумы — стуки, скрежет, шуршание. Это признаки повреждения сепаратора, шариков качения или дорожек. В конце нужно сравнить показатели с характеристиками аналогичного узла на другом переднем колесе. Посторонние звуки говорят о дефектах опорника.
Проверку технического состояния опорного подшипника задней стойки автомобиля надо делать с учетом особенностей:
Учет этих нюансов позволит правильно диагностировать техническое состояние опорника задней подвески автомобиля.
Кроме стандартных способов, для определения технического состояния опорников можно использовать дополнительные варианты проверки. Если под рукой нет инструментов, подойдет сравнительный анализ температуры опор на обоих передних колесах. При наличии дефектов температура изношенного узла после поездки будет выше из‐за сильного трения.
Альтернативный метод — прогоны автомобиля в радиусе 10–15 км по разбитой дороге с последующей оценкой люфтов на подъемнике. Это даст возможность выявить зарождающиеся повреждения. Можно подключить диагностический сканер, провести анализ отклонений в работе датчиков положения колеса. Отклонения от нормы могут косвенно указать на начинающиеся проблемы с подшипником.
Еще один способ — снятие колес и визуальная оценка износа шин по протектору как фактор риска неисправности стоек из‐за перекосов. Применение этих методов позволит с большой точностью оценить появление дефектов опорников автомобиля.
Чтобы корректно определить по результатам диагностики необходимость или нецелесообразность замены опорного подшипника, рекомендуем придерживаться правил:
Соблюдение правил поможет принять взвешенное решение о необходимости замены опорников. Лучше перестраховаться, чем потом попасть в ДТП.
Иногда окончательное заключение о пригодности подшипника к дальнейшей эксплуатации может дать только полная разборка, осмотр всех элементов опоры стойки. Она нужна при спорных результатах диагностики, когда есть подозрения на наличие дефектов, но они не проявились в ходе стандартных испытаний. Трудно обойтись без полного демонтажа, если нет возможности сравнить параметры узлов между собой по причине повреждения обеих стоек подвески.
Все детали после разборки
При разборке нужно оценивать степень износа дорожек, целостность сепаратора, шариков. Визуально определяют появление механических повреждений, задиров, сколов, очагов коррозии. Полная ревизия гарантированно подтвердит или опровергнет предположение о пригодности опорников к дальнейшей безопасной эксплуатации без замены.
Чтобы максимально увеличить срок службы опорников, нужно придерживаться рекомендаций:
Соблюдение этих несложных правил сильно увеличит срок безопасной эксплуатации опорников автомобиля.
Подводя итог, отметим основные моменты о диагностике и проверке опорных подшипников подвески:
Регулярное обслуживание, своевременная замена деталей подвески — залог долгой эксплуатации автомобиля, безопасности водителя, пассажиров. С диагностикой и ремонтом лучше справятся мастера в автосервисе. У них есть полный набор инструментов, надежные подъемники. Водителю не придется тратить все выходные на устранение дефектов.