Контакты
30.01.2018

Нагар на свечах: определяем проблему по цвету

Электродные искрообразователи или просто свечи зажигания — важный компонент, отвечающий за воспламенение горючего и стабилизацию температурного режима после детонации. Автовладельцу важно знать типичные причины нагара на свечах зажигания – тогда он сможет своевременно выявить неполадки в работе силовой установки и предотвратить серьезную поломку.

Почему образуется нагар на свечах?

Основная причина заключается в том, что юбка свечи находится всё время в камере сгорания. Поэтому на нижнюю часть детали оказываются значительные нагрузки, вызываемые:

  • детонацией горючего;
  • чрезмерным давлением;
  • влиянием различных термо- и химпроцессов.

По мере эксплуатации автомобиля состояние свечей меняется - на них скапливаются остатки веществ, на изоляторе детали появляется нагар.

На что указывает цвет нагара на свечах зажигания?

Опытные автомобилисты рекомендуют анализировать тип и цвет нагара на свечах зажигания, ведь это позволяет понять истинную причину неисправности двигателя или систем автомобиля. Серый нагар считается нормой, указывает на стабильность работы машины, а красный, белый или чёрный дают повод задуматься.

Вот, например, почему образуется молочный (белый) налет на электродах свечей зажигания:

  • употребление бензина низкого качества - если нагар небольшой и имеет матовый оттенок;
  • перегрев элементов двигателя - если нагар блестящий или глянцевый и отложения на свечах велики.

А вот причины образования масляного нагара:

  • неправильный температурный режим в цилиндро поршневой группе двигателя;
  • загрязнённый воздушный фильтр;
  • свеча с большим калильным числом;
  • износ поршневых колец, маслосъёмных колпачков или втулок клапанов;
  • масло в камере.

Черный нагар

Появление черного нагара на свечах зажигания считается наиболее распространённым явлением. Как и белый, такой нагар может иметь несколько вариантов: кофейный, маслянистый, сухая сажевая окалина.

По типу отложений можно точно выявить причину неисправности:

  • кофейный или светло-чёрный налёт указывает на отсутствие проблем, если он равномерно распределён по изолятору;
  • образуется черный нагар с элементами масла наряду с сильным выхлопным дымом из-за избытка смазки в системе;
  • сажа и бархатистый налёт указывают на следующие проблемы: малое количество воздуха, переобогащение топливной смеси бензином, низкая компрессия внутри силовой установки.

Красный нагар

Красный нагар на свечах образуется из-за высокого содержания в горючей жидкости металлических присадок. Они либо изначально присутствуют в топливе, либо владелец сам заливает в бак добавки, якобы улучшающие свойства и качество бензина.

Такой нагар может быть рыжим, жёлтым, оранжевым. Все оттенки указывают на сгорание химических добавок в камере вместе с бензином. Решение простое — прекратить использование сторонних присадок или сменить АЗС.

Белый нагар

Отдельного внимания заслуживает белый нагар на свечах. Это наличие указывает на то, что мотор функционирует на излишне обеднённой смеси. Возникают перегрев и оплавление элементов искрообразования. Не исключён также прогар выпускных клапанов.

Белесый налёт, выявленный в процессе диагностики автомобиля, свидетельствует и об использовании топлива низкого качества. Владельцу автомобиля надо быть крайне щепетильным в вопросах выбора заправочной станции.

Как проверить свечи зажигания и почистить их

Безотказная работа моторной установки зависит от качества функционирования элементов искрообразования. Свечи нуждаются в постоянной проверке и своевременной замене. Нагар на них не только свидетельствует о проблемах, но и значительно ухудшает качество искры.

Свечи рекомендуется проверять только «свежими». Они должны быть обкатаны не меньше и не больше 150-200 километров. Тогда удастся получить наиболее точные показания.

Проверка сводится к:

  • установке нового комплекта элементов;
  • обкатке машины на 150-200 км;
  • демонтажу компонентов и их визуальной проверке.

Прежде чем приступать к такому тестированию рекомендуется тщательно проверить датчик Холла.

Всем автомобилистам нужно знать, как почистить свечи зажигания от нагара. Существуют несколько способов очистки свечей зажигания:
  • удаление щёткой и шкуркой окалины;
  • очистка пескоструйным методом;
  • ультразвуковая обработка;
  • химическая очистка.

Механический тип очистки, подразумевающий использование металлической щётки и наждачной бумаги, самый простой. Автолюбитель может быстро и эффективно удалить нагар. Однако есть риск повредить изолятор детали искрообразования, оставив на нём царапины, либо нарушить межэлектродный зазор.

Пескоструйная очистка тоже считается механической. Этот метод активно используется на многих СТО, взявших на вооружение установку со сжатым воздухом. Это недорогой и эффективный способ устранить налёт.


Ультразвуковая обработка предполагает использование средств химии и волнового воздействия. Однако чрезмерные отложения убрать таким методом не получится.

Химия — лучший способ очистки. Можно использовать различные средства, в том числе уксус, ортофосфорную кислоту и даже напиток Кока-Кола.

Желательно не доводить состояние свечей до критического. Забота об элементах зажигания, своевременная проверка и замена свечей — залог хорошего пуска и безотказной работы автомобиля.

Запись в автосервис

8 (495) 646-00-38
с нами можно обсудить
mail@ddcar.ru
нам можно написать