Адреса автосервисов
Москва
Ваш город Москва?
Да
Изменить
с 09:00 до 21:00
DDCAR Химки
DDCAR Царицыно
DDCAR Нагатинская
DDCAR Внуково
DDCAR Братеево
с 11:00 до 20:00
DDCAR Алтуфьево
DDCAR Озерная
DDCAR Сокольники
Пропуски воспламенения — частая проблема, с которой сталкиваются водители. Она проявляется в нестабильной работе мотора, потере тяги, увеличении расхода топлива. Причины — от износа свечей до износа поршневой. Надо вовремя диагностировать и устранить пропуски. Мы рассмотрим признаки пропусков зажигания, методы их диагностики, ремонта. Информация будет полезна начинающим водителям и тем, кто уже имеет опыт самостоятельного ремонта автомобиля. Следуя нашим рекомендациям, вы сможете быстро вернуть своему двигателю плавность хода, мощность.
Пропуски воспламенения в цилиндрах — это нарушение нормального процесса детонации топливовоздушной смеси в камере сгорания двигателя. В норме искра от свечи зажигания поджигает смесь точно в момент достижения поршнем верхней мертвой точки. Бензин сгорает, давление в цилиндре резко возрастает, толкая поршень вниз и заставляя коленчатый вал вращаться. Но при пропусках зажигания искра либо отсутствует совсем, либо возникает с опозданием.
Результат — топливо не воспламеняется вовремя, а цилиндр не вносит свой вклад в работу двигателя. Мощность мотора падает, появляются вибрации и рывки. Несгоревшее топливо выбрасывается в выхлопную систему. Повышается токсичность выхлопа, возникает риск возгорания в глушителе. Регулярные перебои ведут к перегреву катализатора, его разрушению и поломкам двигателя. Вот что такое пропуски системы зажигания в легковом автомобиле.
Пропуски воспламенения сопровождаются признаками, которые сложно упустить из вида даже неопытному водителю:
Если заметили симптомы, советуем скорее заняться поиском "виновника". Иначе силовой агрегат откажет.
Судя по нашему опыту, пропуски часто происходят из-за отказа свечей. На втором месте нашего топа - пробой проводов высокого напряжения (они же бронепровода). На третью позицию можно поместить отказ катушки - индивидуальной или общей. Проблемы с "перепадами" воспламенения у машин с трамблером на борту случается из-за обгорания контактов прерывателя или распределителя искры между цилиндрами. Следующее по популярности - все, что связано с образованием и доставкой топливовоздушной смеси (ТВС) в камеру сгорания. На последней позиции — неполадки с мотором: потеря компрессии, нарушение регулировки газораспределительного механизма. Рассмотрим причины пропусков зажигания. Пойдем от простого к сложному.
Свечи — ключевой элемент системы зажигания. Они отвечают за воспламенение топливовоздушной смеси в цилиндрах. Неисправные свечи — самая распространенная причина пропусков зажигания. При работе на свечи действуют высокие нагрузки, температуры и давление. Постепенно электроды обгорают, между ними образуется нагар, увеличивается зазор. Искра становится слабой, а то и вовсе пропадает.
Свеча с разрушенной изоляцией
Неисправные свечи не могут обеспечить стабильное искрообразование, что приводит к пропускам воспламенения топлива. Свечи могут давать сбои из‐за неправильно выставленного зазора между электродами, трещин в изоляторе, нагара на юбке. Выход из строя даже одной свечи нарушает работу цилиндра, вызывает вибрации двигателя. Поэтому советуем вовремя проверять состояние свечей, заменять их новыми. Рекомендуемый интервал замены — каждые 30 000 км пробега или раз в 2 года.
Провода высокого напряжения, или бронепровода, служат для передачи электрического импульса от катушки зажигания к свечам. Они работают в жестких условиях под капотом, подвергаясь воздействию высоких температур, вибраций и агрессивных веществ. Изоляция проводов изнашивается, на ней появляются трещины и потертости. В местах повреждений изоляции происходит утечка тока, часть энергии рассеивается, не доходя до свечей.
Искра становится слабой и нестабильной, что приводит к пропускам зажигания. Особенно часто пробой бронепроводов случается во влажную погоду, когда вода замыкает поврежденные участки. Провода могут окисляться, терять контакт в местах соединения с высоковольтными наконечниками. Для диагностики пробоя достаточно осмотра бронепроводов на предмет трещин, оплавлений и потертостей. Поврежденные провода нужно заменить новыми.
Катушка преобразует низкое напряжение бортовой сети автомобиля (12 В) в высокое напряжение (до 50 000 В), необходимое для возникновения искры на свечах. В зависимости от типа системы зажигания, на двигателе может стоять единая катушка на все цилиндры или отдельные катушки на каждую свечу. Выход из строя этого элемента приводит к сбоям в работе мотора. При повреждении общей катушки пропуски возникают во всех цилиндрах, двигатель теряет тягу, глохнет и может вообще не запуститься.
Сгоревшие катушки
Отказ индивидуальной катушки затрагивает только один цилиндр, но тоже сказывается на ходовых качествах автомобиля. Причиной часто становится перегрев обмоток катушки из‐за длительной работы под высокой нагрузкой, особенно у мощных двигателей. К поломке могут привести механические повреждения, окисление контактов, попадание влаги. Проверить катушку можно мультиметром. Если прибор показывает обрыв обмотки или низкое сопротивление, катушку необходимо заменить.
Трамблер, или прерыватель-распределитель зажигания, отвечает за распределение высоковольтного импульса по свечам в четкой последовательности. Эта деталь есть в контактных и бесконтактных системах зажигания старого образца. Внутри трамблера установлены вращающийся кулачок (ротор) и неподвижная пластина с контактами (прерыватель). При вращении кулачка контакты замыкаются и размыкаются, прерывая ток низкого напряжения в первичной обмотке катушки зажигания. Во вторичной обмотке возникает ток высокого напряжения, который по бронепроводам подается на свечи.
От состояния трамблера зависит стабильность искрообразования. Загрязнение или подгорание контактов, износ кулачка, повреждение пружины приводят к пропускам искры, сбоям в работе двигателя. Распространенная неисправность — износ подшипника вала трамблера, из‐за чего нарушается синхронизация искрообразования с вращением коленвала. Выявить поломку трамблера можно по характерному металлическому стуку под крышкой при работе мотора. Ремонту трамблер не подлежит, его приходится целиком менять на новый.
В автомобилях с бесконтактной системой зажигания роль трамблера выполняет электронный коммутатор. Он управляет подачей тока низкого напряжения в первичную обмотку катушки зажигания по сигналам от датчика положения коленвала. Коммутатор состоит из транзисторов, конденсаторов, резисторов и микросхем, которые отвечают за точность и своевременность искрообразования. Поскольку эти компоненты постоянно работают под высокой нагрузкой, со временем они изнашиваются и выходят из строя.
Неисправный коммутатор
Перегрев, окисление контактов, механические повреждения, попадание влаги - все это может стать причиной отказа коммутатора. При неисправности этого узла искра на свечах становится слабой и нестабильной, возникают пропуски воспламенения, двигатель начинает "троить", плохо тянуть. В тяжелых случаях мотор может вообще не запуститься. Проверить работу коммутатора можно с помощью тестера или на диагностическом стенде. Если прибор показывает сбои в работе транзисторов или других компонентов, коммутатор необходимо заменить. Ремонту он не подлежит.
Электронная система зажигания автомобиля получает сигналы от датчиков, которые отслеживают текущее состояние двигателя, передают эту информацию в ЭБУ. На основе полученных данных блок управления рассчитывает параметры искрообразования. Ключевую роль играют датчики положения коленвала (ДПКВ) и распредвала (ДПРВ), которые сообщают ЭБУ о положении поршней в цилиндрах и фазе газораспределения. Важны показания датчиков температуры двигателя, массового расхода воздуха, детонации.
Если любой из этих сенсоров выходит из строя или начинает "врать", ЭБУ получает некорректные данные. Блок управления не может правильно управлять зажиганием. Нарушается синхронизация искры со вспышкой топлива в цилиндрах, возникают пропуски зажигания. Двигатель теряет мощность, троит, плохо заводится. Часто при отказе датчиков горит чек двигателя. Диагностировать неисправные сенсоры можно с помощью сканера. Если датчик не подлежит ремонту, его необходимо заменить на новый оригинальный.
В современных автомобилях управление системой зажигания осуществляется электронным блоком управления (ЭБУ). Этот компьютер собирает информацию с датчиков (положения коленвала, распредвала, температуры двигателя, массового расхода воздуха) и на основе этих данных рассчитывает оптимальный момент искрообразования для каждого режима работы двигателя. ЭБУ подает управляющие импульсы на индивидуальные катушки зажигания, обеспечивая высокую точность и стабильность искры.
Прошивка электронного блока управления
Но как и любой компьютер, блок управления может давать сбои. Наиболее частые причины - перегрев микросхем, окисление контактов, повреждение дорожек на печатной плате, попадание влаги. Некорректное программное обеспечение или ошибки в прошивке тоже могут приводить к нарушениям в работе ЭБУ. В результате нарушается алгоритм управления катушками, возникают пропуски, двигатель начинает работать неустойчиво. Часто при отказе ЭБУ загорается индикатор "Check Engine". Точно диагностировать неисправность блока можно только на дилерском оборудовании. Обычно проблемный ЭБУ приходится заменять на новый или отправлять в ремонт.
В инжекторных двигателях подача топлива в цилиндры идет через форсунки. Эти электромагнитные клапаны открываются под управлением ЭБУ и впрыскивают точно отмеренную порцию бензина в камеру сгорания. В результате износа или из‐за низкого качества горючего форсунки могут засоряться или пропускать топливо. Загрязнение отверстий распылителя приводит к неравномерному распылению бензина, из‐за чего топливовоздушная смесь получается слишком бедной или слишком богатой. В первом случае смесь плохо воспламеняется, возникают пропуски зажигания. Во втором случае избыток несгоревшего бензина попадает в выпускной коллектор, вызывая хлопки в глушителе и преждевременный износ свечей.
При сильном подтекании форсунок топливо постоянно сочится в цилиндры, смывая масляную пленку со стенок и разжижая моторное масло. Все это ухудшает условия воспламенения, приводит к пропускам. Диагностировать форсунки можно по неравномерности оборотов холостого хода, провалам при разгоне, повышенному расходу бензина. Для устранения проблемы иногда достаточно промыть форсунки. Если это не помогает, придется менять их на новые.
В отличие от инжекторных систем, где топливо впрыскивается форсунками, в карбюраторных двигателях приготовлением топливно‐воздушной смеси занимается карбюратор. Он дозирует количество бензина в зависимости от расхода воздуха и режима работы мотора. В каналах и жиклерах карбюратора скапливаются грязь и смолы, игольчатый клапан изнашивается, мембраны теряют эластичность. Из‐за этого нарушается состав горючей смеси, она становится либо слишком бедной, либо излишне обогащенной. Бедная смесь плохо воспламеняется, провоцируя пропуски зажигания, детонационные стуки в цилиндрах и перегрев двигателя. Переобогащенная смесь приводит к появлению копоти на свечах, их замасливанию и снижению качества искрообразования.
Очистка жиклеров карбюратора
Из‐за износа деталей карбюратор может переливать топливо, особенно на холостом ходу. Лишний бензин попадает через цилиндры в масло, разжижает его, ухудшая смазку деталей. Карбюратор необходимо регулярно чистить и настраивать каждые 40–50 тыс. км пробега. Если износ запчастей слишком велик, потребуется ремонт или замена карбюратора.
Недостаточная компрессия в цилиндрах - одна из самых серьезных причин пропусков зажигания. Если давление в камере сгорания ниже нормы, топливовоздушная смесь сжимается недостаточно сильно, ее воспламенение затрудняется. Возникают пропуски искры, двигатель начинает "троить", теряет мощность и экономичность. Основные причины падения компрессии:
Для восстановления компрессии обычно требуется капитальный ремонт двигателя с расточкой блока цилиндров, заменой поршней и колец, притиркой или заменой клапанов. Иногда достаточно будет заменить прокладку ГБЦ или отрегулировать зазоры в приводе клапанов.
Если вы заметили признаки низкой компрессии (затрудненный пуск, высокий расход масла, дымность выхлопа) — не затягивайте с диагностикой. Проблему еще можно решить малой кровью.
Владельцам современных автомобилей с диагностической шиной OBD-2 повезло. Они могут подключить к системе сканер, считать ошибки. Но все равно им придется заняться углубленной диагностикой с помощью нехитрых подручных средств, мультиметра. Тем, у кого машина с классической системой управления, надо сразу приступать к "ручному" поиску проблем.
Самый простой и точный способ диагностировать пропуски воспламенения — использовать сканер ошибок OBD–2. Это компактное устройство, которое подключается к диагностическому разъему автомобиля и считывает коды неисправностей из памяти ЭБУ. Разъем OBD–2 обычно расположен под рулевой колонкой или в районе центральной консоли. Для подключения сканера необходимо вставить его разъем в гнездо OBD–2 до упора и включить зажигание. Затем нужно запустить сканирование, следуя инструкциям на дисплее прибора. После завершения проверки сканер выдаст список ошибок с буквенно‐цифровыми кодами. Вот что указывает на пропуски зажигания:
Код
Значение
P0300
множественные пропуски
P0301
пропуски в 1 цилиндре
P0302
пропуски во 2 цилиндре
P0303
пропуски в 3 цилиндре
P0304
пропуски в 4 цилиндре
P0305
пропуски в 5 цилиндре
P0306
пропуски в 6 цилиндре
Расшифровав коды ошибок, можно понять, какой именно цилиндр "троит" или отказывает. Это упрощает дальнейший поиск неисправности. Плохо, что сканер показывает только сам факт пропусков, но не называет их причину. Чтобы выяснить первопричину проблемы, потребуются дополнительные проверки узлов и деталей системы зажигания.
Приведем алгоритм действий:
На одном из этапов вы точно найдете неполадку. Главное — не торопиться, идти от простого к сложному.
Пропуски зажигания — серьезная проблема, которая требует комплексного подхода к диагностике и ремонту. Игнорирование первых симптомов может привести к выходу из строя катализатора, прогоранию поршней и другим поломкам. Чтобы максимально быстро выявить причину пропусков, рекомендуем придерживаться следующего алгоритма:
Начинать поиск следует с простых и очевидных причин, постепенно переходя к более сложным узлам. Не нужно гнаться за тотальной заменой всех компонентов — достаточно устранить первопричину, и двигатель снова будет работать как часы. Если нет навыков диагностики и ремонта, советуем приехать в автосервис. Опытные электрики быстро найдут причину пропусков воспламенения, устранят ее.