Адреса автосервисов
Москва
Ваш город Москва?
Да
Изменить
с 09:00 до 21:00
DDCAR Химки
DDCAR Царицыно
DDCAR Нагатинская
DDCAR Внуково
DDCAR Братеево
с 11:00 до 20:00
DDCAR Алтуфьево
DDCAR Озерная
DDCAR Сокольники
Каждый раз, когда мотор достигает нормальной рабочей температуры, а затем остывает, он совершает термодинамический цикл. Это естественным образом приводит к потемнению моторного масла. На смазку пагубно влияет кислород, она окисляется при контакте с воздухом. Не страшно, когда на щупе вместо янтарной жидкости оказывается мутное вещество со следами сажи, если машина уже проехала 5000 километров. Надо бить тревогу в случае быстрого потемнения сразу после замены смазывающего материала. Расскажем о том, почему чернеет масло и что с этим делать.
Можем сказать, что изменение цвета моторного масла — нормальное явлением и часто связано с его функцией. Смазка играет ключевую роль в работе двигателя. Она предотвращает износ, уменьшает трение между движущимися частями. Смазочный материал нагревается и взаимодействует с продуктами сгорания, что может привести к его потемнению.
Изменение цвета связано со способностью абсорбировать, удерживать загрязнения, такие как металлическая стружка, грязь и другие частицы, которые могут попасть в мотор. Это помогает предотвратить накопление отложений, обеспечивает стабильную работу силового агрегата. Если содержимое картера становится темным, это может быть признаком того, что оно хорошо работает.
Почерневшее масло на щупе
Хотя потемнение часто находится в пределах нормы, важно регулярно проверять уровень, состояние масла в двигателе. Если смазка становится очень темной или черной вскоре после замены, это указывает на проблемы с процессом сгорания топлива. В таких случаях водитель должен найти причину, а потом устранить ее.
Судя по нашему опыту, существует несколько причин, по которым моторное масло может быстро потемнеть. Одна из наиболее распространенных — это неполное сгорание топлива. Если двигатель вашего автомобиля не сжигает бензин или солярку полностью, это может привести к образованию сажи, которая затем попадает в смазочный материал, заставляя его потемнеть. Это связано с неисправностями в системе зажигания, неправильно настроенным карбюратором или перебоями в работе инжектора.
Еще одной причиной быстрого потемнения становится износ мотора. С течением времени детали силового агрегата изнашиваются, и металлическая стружка может попасть в масло. Это типичный симптом для старых автомобилей или машин с большим пробегом.
Некоторые типы смазки способны потемнеть быстрее, чем другие. Приведем простой пример. «Синтетика» обычно становится черной позднее, чем «минералка», поскольку она медленнее окисляется, стойко проходит сотни термодинамических циклов нагрева и остывания без особого ущерба для молекулярной структуры.
Быстрое изменение цвета порой связано с частыми короткими поездками. Если вы постоянно «совершаете рывки» на малые дистанции, двигатель автомобиля может не достигать оптимальной рабочей температуры, что приводит к неполному сгоранию топлива. Плюс растет количество термодинамических циклов. Лучше один раз проехать 100 километров, чем 20 раз по 5 километров. Перейдем к детализации основных причин.
Деградация цилиндро-поршневой группы (ЦПГ) приводит к потемнению моторного масла по нескольким причинам. Поршни в двигателе автомобиля играют ключевую роль в процессе сгорания топлива. При нарушении целостности компрессионных и маслосъемных колец начинаются проблемы.
Одна из основных причин изменения цвета смазки — это увеличение количества сажи и других продуктов сгорания, которые попадают в картер. Поршни обеспечивают герметичность в цилиндрах двигателя, предотвращая попадание продуктов сгорания в масло. Но при износе поршней эта герметичность нарушается, что приводит к увеличению количества «пепла».
Изношенный поршень
Деградация поршней приводит к увеличению количества металлической стружки в смазке. Когда поршни изнашиваются, металл, из которого они изготовлены, стирается. «Опилки» падают в картер. Эта металлическая стружка способствует потемнению смазочного материала.
Порой износ поршней приводит к увеличению температуры внутри мотора. Поршни помогают рассеивать тепло в процессе сгорания топливовоздушной смеси (ТВС). Но когда они изнашиваются, способность «остужания» может ухудшиться. Это приводит к повышению температуры в двигателе. Смазка подвергается высоким температурным нагрузкам. Вот почему чернеет моторное масло.
Перегрев силового агрегата может привести к потемнению моторного масла. Это происходит по нескольким причинам, связанным с тем, как тепло влияет на работу мотора.
Когда двигатель перегревается, это приводит к неполному сгоранию ТВС. В идеальных условиях топливо полностью сгорает в цилиндрах, но при высоких температурах процесс «детонации» нарушается. Это приводит к образованию сажи и других продуктов сгорания, которые затем попадают в картер.
Еще перегрев приводит к ускоренному окислению смазки. При высоких температурах смазка окисляется быстрее, что приводит к образованию темных окислов, которые могут изменить цвет. Это характерно для «минералки», которая окисляется быстрее, чем «полусинтетика» и «синтетика». Вот почему свежее масло в автомобильном двигателе быстро чернеет.
Едкая химия для промывки двигателя приводит к потемнению моторного масла. Это связано с тем, как эти очистители взаимодействуют с двигателем и смазкой.
Агрессивные очистители обычно содержат сильные растворители, которые разрушают отложения и загрязнения внутри силового агрегата. Эти отложения включают в себя сажу, окислы и другие продукты сгорания, которые могут накапливаться со временем. Когда эти шлаки разрушаются, они смешиваются с маслом, что приводит к его потемнению.
Темная отработка после применения очистителя
Некоторые очистители содержат химические вещества, которые реагируют с маслом. Реакции приводят к образованию соединений, которые изменяют цвет смазки. Это особенно верно для очистителей, которые содержат сильные окислители, так как они могут ускорить окисление.
Советуем осторожно относиться к химическим промывающим растворам. Особо едкие способны разрушать металл, резиновые сальники. В результате по системе начнут циркулировать абразивные частицы, которые вызовут ускоренный износ ЦПГ.
Сульфатная зольность — это показатель, который используют для определения количества «металлических» добавок в моторном масле. Эти присадки, которые обычно включают в себя дисульфид молибдена и фосфора, применяют для улучшения свойств, таких как способность защищать двигатель от износа.
Но при высоких температурах «металлические» добавки могут реагировать с кислородом и другими веществами в моторе, образуя сульфаты. Это твердые вещества, которые накапливаются в масле, приводят к его потемнению. Симптом часто проявляется при высоких значениях сульфатной зольности, поскольку большее количество присадок означает больше возможностей для образования сульфатов.
Еще сульфаты ускоряют окисление смазки. Это процесс, при котором масло реагирует с кислородом, образуя окислы. Реакция ускоряется при высоких температурах и при добавлении катализаторов, таких как сульфаты. Поэтому высокое значение сульфатной зольности может привести к более быстрому окислению смазочного материала. Он чернеет.
Продукты сгорания, которые попадают в картер, могут вызвать помутнение по нескольким причинам. У сажи и углерода темный цвет, и когда они смешиваются с маслом, полупрозрачный янтарь превращается в графит. Это характерно для дизельных моторов, где процесс сгорания приводит к образованию большого количества сажи.
Сажа на поверхности камеры сгорания
Продукты сгорания могут ускорять окисление. Мы уже знаем, что смазка вступает в реакцию с кислородом, образуя темные окислы. Продукты сгорания, такие как углерод и другие органические соединения, могут действовать как катализаторы, ускоряя процесс. Это приводит к более быстрому потемнению.
Еще одна причина связана с тем, что продукты сгорания порой содержат кислоты, такие как серная и азотистая. Эти кислоты смешиваются с маслом, образуя черные соединения. Едкие вещества вызывают коррозию металлических деталей силового агрегата, что приводит к образованию металлической стружки, которая затем попадает в смазку. Вот почему часто чернеет масло в бензиновом автомобильном двигателе.
Скопление газов в картере приводит к потемнению моторного масла по нескольким причинам. Газы, которые скапливаются в картере, часто содержат продукты сгорания, такие как сажа и углерод. Когда сажа смешивается со смазкой, меняется ее цвет. Особенно страдают от этого дизельные двигатели, где процесс сгорания может привести к образованию большого количества сажи.
Картерные газы образуются в результате сгорания топлива в цилиндрах двигателя. Эти газы содержат углеводороды, оксиды азота, серы, которые могут реагировать с маслом и окислять его. Окисление смазки приводит к изменению ее цвета, вязкости и химического состава. Еще газы вызывают пенообразование, которое ухудшает смазывающие свойства. Это причины того, что масло быстро чернеет в двигателе.
Чтобы предотвратить почернение из‐за скопления газов в картере, необходимо регулярно менять смазку и фильтр согласно рекомендациям производителя автомобиля. Советуем избегать чрезмерного нагрева мотора и длительной работы на холостом ходу.
Использование «паленого» бензина или солярки может привести к потемнению моторного масла. Некачественное топливо содержит больше примесей и загрязнителей, которые при сгорании образуют много сажи, других продуктов сгорания. Они могут попасть в картер через систему вентиляции, изменить цвет.
Осадок в некачественном дизельном топливе
Применение некачественного топлива может привести к неполному сгоранию ТВС. Это значит, что часть топлива не сгорает полностью, вместо этого образует углерод и другие продукты. Они проникают в картер через компрессионные кольца.
У дизельных двигателей есть свои особенности, которые приводят к более быстрому потемнению моторного масла по сравнению с бензиновыми моторами. Одна из основных причин — это то, что дизели производят больше сажи, продуктов сгорания. Так происходит из‐за высокой плотности солярки, в ней содержится больше углерода. При сгорании он становится сажей. Эти наслоения попадают в картер через систему вентиляции.
Еще дизельные силовые агрегаты работают при более высоких температурах и давлении, что может ускорить окисление масла. Плюс машины, работающие на солярке, используют в основном для коммерческих перевозок с высокой нагрузкой. Моторы работают на износ, что приводит к быстрой деградации смазки.
Диагностика проблемы почерневшего масла начинается с визуальной оценки. Слегка потемневшая жидкость — обычное явление, особенно после некоторого времени эксплуатации автомобиля. Смазка становится немного темнее из‐за нормального износа и окисления. Но если цвет содержимого картера меняется на черный или очень темный, это может указывать на проблему.
Капельный тест — это простой способ проверить состояние масла. Для проведения этого теста нужно взять немного смазки на конце щупа, нанести ее на чистую белую бумагу. Затем надо оценить цвет, консистенцию капли. Если пятно черное или очень темное, это может указывать на проблему. Еще один плохой признак — проба слишком густая или содержит видимые частицы, это указывает на загрязнение или критический износ.
«Расшифровка» капельного теста
Оценка результатов капельного теста зависит от состояния видимого круга. Если масло слегка темное, но все еще прозрачное и без видимых частиц, это нормально. Но когда смазка черная, мутная или содержит видимые частицы сажи, это указывает на проблему, такую как износ, загрязнение или неправильное сгорание топлива.
Надо помнить, что масло играет важную роль в обеспечении надлежащей работы двигателя, смазывая его части и предотвращая износ. Поэтому регулярная замена — необходимая часть обслуживания автомобиля.
Многие производители рекомендуют менять масло каждые 8000-10000 километров или каждые 6 месяцев, в зависимости от того, что наступит раньше. Но для «синтетики» интервал увеличивается, так как искусственные молекулы обычно дольше сохраняет свои свойства.
Условия эксплуатации тоже влияют на срок замены. Если водитель постоянно ездит по городу в условиях пробок, или если машина регулярно подвергается тяжелым нагрузкам, надо менять смазочный материал чаще. Это связано с тем, что «вредные» условия ускоряют износ, окисление смазки.
Лучший способ определить, когда нужно менять масло, — это следовать рекомендациям производителя автомобиля. Эти рекомендации обычно указаны в руководстве по эксплуатации. Они учитывают специфические характеристики, требования и допуски для конкретной марки, модели машины.
Применение отработки приводит к неприятным последствиям. Смазка в двигателе выполняет несколько важных функций, включая снижение силы трения, охлаждение, очистку и защиту от коррозии. Когда масло становится черным, это обычно означает, что оно загрязнено или окислено. Жидкость уже не может работать.
Смазка — одна из основных функций масла, и когда оно становится черным, смазывающие свойства ухудшаются. Это приводит к увеличению трения между движущимися частями двигателя. Результат — износ ЦПГ, появление задиров на цилиндрах. В конечном итоге снижается производительность силового агрегата, падает компрессия, топливо вылетает в трубу.
Задиры на цилиндре
Отработка менее эффективна в деле охлаждения мотора. Смазка помогает отводить тепло от двигателя, но когда оно становится черным, способность рассеивать «температуру» ухудшается. Это приводит к перегреву двигателя, что может вызвать серьезные повреждения.
Еще отработка теряет моющие функции. В норме смазка помогает удалять загрязнения, отложения из двигателя, но когда оно становится черным, способность к очистке падает. Это приводит к накоплению шлаков, что снижает производительность мотора.
Существует несколько мер профилактики, которые стоит использовать, чтобы предотвратить быстрое почернение моторного масла. Регулярное обслуживание автомобиля играет важную роль. Оно включает в себя соблюдение рекомендованного производителем интервала замены. Если менять содержимое картера вовремя, это поможет предотвратить его окисление и загрязнение.
Правильная эксплуатация автомобиля поможет предотвратить быструю деградацию смазки. Частые короткие поездки, особенно в холодную погоду, приводят к тому, что масло проходит много термодинамических циклов. Оно постоянно нагревается и остывает. С каждым разом свойства жидкости ухудшаются.
Советуем использовать «синтетику» или «полусинтетику». Традиционная «минералка» быстро теряет свои свойства. Это связано с неоднородной молекулярной структурой. Еще одна рекомендация — регулярно менять воздушный фильтр. Если ячейки забиты, пыль из атмосферы проникает в камеру сгорания, а оттуда в картер. Результат — быстрая деградация смазочного материала.
Соблюдение мер профилактики поможет сохранить масло в рабочем состоянии до наступления очередного срока замены. Это убережет мотор от быстрого износа. Не придется менять поршневые кольца.
Не стоит опасаться ситуации, когда жидкость на щупе слегка потемнела через 4–5 месяцев после замены масла и фильтра. Признаки неисправности — быстрое почернение смазывающего материала. Когда замечаете этот неприятный симптом, советуем провести диагностику. Если перед этим вы использовали агрессивный очиститель двигателя, повторная замена содержимого картера может исправить ситуацию. Все шлаки выйдут наружу. Но когда проблема появляется без очевидных причин, дело в нарушении смесеобразования. А может виной тому износ поршневых колец или системы вентиляции картерных газов. С такими симптомами лучше обратиться в автосервис. Механики быстро найдут причину и устранят ее. Масло перестанет чернеть, а мотор еще долго проходит без дефектовки, замены поршневой.